Powered By Blogger

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 22 августа 2008 г.

Цигун большого буддийского стража

"Цигун большого буддийского стража" - это очень важный метод цигун среди методов наработки шаолиньского кулака большого буддийского стража. Он состоит из восьми методов движений, составленных на базе восьми форм большого буддийского стража и движений в сочетании с методом цигун "мысль и ци взаимно координируются, ци и сила пронизывают", потому его еще называют "восемь форм цигуна буддийского стража". Шаолиньский цигун большого буддийского стража делает упор на "чаньское усовершенствование", посредством закалки внутренней наработкой достигается соединение воедино внутреннего и внешнего гунфу, мысль, дыхание и сила соединяются воедино, формируют единое целое, что служит боевой технике. Одновременно упорядочивается работы системы цзин-ло, ци следует движению мысли, ци подстегивает ток крови, ци и сила пронизывают. Этот метод прост, дух и форма усовершенствуются параллельно, эффект отчетлив.

(1)Базовая форма:
1.Исходное положение
(форма стояния-упирания буддийского стража).
Ноги расставлены влево и вправо на три длины стопы, носки направлены вперед, руки естественно свешиваются вдоль боков, центры ладоней обращены внутрь. Смотреть прямо вперед.

Важные пункты:

(1)Корпус вертикален, подобрать живот, вобрать грудь, поднять промежность (подтянуть район точки хуэй-инь), опустить плечи, расслабить руки, голова и шея вертикальны, подбородок подтянут внутрь, кончик языка упирается в верхнее нёбо, зубы сомкнуты, дышать носом.

(2)Стоять на ногах надо устойчиво, пальцы ног вцепились в землю.

(3)Мысль сосредоточена, мысль защищает точки юн-цюань на стопах.

2.Урегулирование дыхания
(форма "буддйиский страж успокаивает тигра").
(1)Руки одновременно поворачиваются вокруг своих осей наружу, кисти рук образуют форму ладонь иероглифа "/\", по сторонам руки поднимаются до уровня плеч, локти чуть опущены, центры ладоней обращены вверх; смотреть вперед.

(2)Движение не прекращается, руки сгибаясь в локтях одновременно идут вверх, внутрь, сходятся над головой, центры ладоней обращаются вниз, средние пальцы направлены друг на друга (на расстоянии около 5см), смотреть вперед.

(3)Движение не прекращается, ладони одновременно мимо лица медленно опускаются вниз, ноги одновременно приседают образуя мабу. Ладони нажимают перед низом живота, руки слегка согнуты в локтях, подмышки опустошены, центры ладоней обращены вниз, пальцы направлены друг на друга, смотреть вперед.

Важные пункты:

(1)Движение рук должно быть непрерывным, округлым, расслабленным, естественным. Руки опускаются расслабленно, локти расслаблены и сгибаются следуя движению, центры ладоней опустошены, в запястьях не должно быть силы.

(2)Приседание ног в мабу должно быть полностью согласовано с нажиманием ладонями вниз.

(3)Когда руки поднимаются к макушке, следует глубоко вдыхать, а затем следуя нажиманию ладонями медленно выдыхать. Когда руки поднимаются вверх, мысль следуя движению от точек юн-цюань на стопах поднимается вдоль задних сторон ног, проходит через точки кунь-лунь, чэн-шань, вэй-чжун, хуань-тяо до точки мин-мэнь на задней стороне поясницы, затем по задней стороне тела по меридиану ду-май вдоль позвоночника поднимается до затылка до точки да-чжуй, и через точку фэн-фу до точки бай-хуэй на макушке. Следуя опусканию рук мысль от точки бай-хуэй идет к точке шан-син и по лицу до точки тянь-чжун под гортанью, после чего по меридиану жэнь-май по передней стороне тела опускается в даньтянь.

3.Сталкивание ладонями
(форма силового толкания горных врат)
(1)Руки чуть поворачиваются вокруг своих осей наружу и вытягиваются вперед, одновременно идут вверх и внутрь, сгибаясь в локтях и запястьях, ладони становятся вертикально перед плечами, пальцы направлены вверх, центры ладоней обращены друг к другу, между ладонями - около 30см, внешние ребра ладоней обращены вперед, кончики локтей свешиваются вниз; смотреть вперед.

(2)Ладони одновременно немного поворачиваются вокруг своих осей наружу и толкают прямо вперед, опустить плечи, запястья вертикальны, центры ладоней вобраны и обращены вперед, кончики пальцев направлены вверх на уровне глаз, расстояние между ладонями - около 20см, сила достигает центров ладоней. Слегка согнутые локти опущены, смотреть прямо вперед.

Важные пункты:

(1)При подъеме рук вдоль тела вверх нужно быстро сконцентрироваться, угол сгиба в локте - чуть меньше 90 градусов, одновременно согласованно вдохнуть.

(2)Когда ладони одновременно с силой толкают горизонтально вперед, то движение должно быть быстрым, усилие - яростным, мабу не меняется. В момент толчка спина чуть толкает назад, одновременно согласованно выдохнуть (через нос), это позволяет сохранять силе реализоваться ровно и породить встряхивающее усилие.

(3)Одновременно пятки слегка приподнимаются, что возбуждает внутреннее ци, верх и низ пронизаны.

(4)Мысль во время остановки от даньтянь идет к точке хуэй-инь, сзади поднимается по меридиану ду-май мимо точек чан-цян и мин-мэнь до точки да-чжуй, затем следует разделить мысль на два потока и пустить их сквозь плечи сквозь точки цзянь-юн, и далее сквозь руки прямо до точек лао-гун на кистях рук, одновременно пронизывая до кончиков пальцев, а затем с силой резко толкнуть вперед, следуя движению ци от центров ладоней выбрасывается в бесконечную даль.

4.Парный удар кулаками вперед
(форма кулаков ударяющих гору Наньшань)
(1)С запястьями в качестве осей вращения ладони поворачиваются наружу на 180 градусов, центры ладоней обращаются вверх, расстояние между ладонями - около 20см. Руки чуть согнуты в локтях, смотреть на ладони.

(2)Ладони с силой сжимаются в кулаки, сгибаясь в локтях руки медленно возвращаются к пояснице, кулаки обращены ладонными сторонами вверх; смотреть вперед.

(3)Кулаки одновременно от поясницы бьют вперед на уровне плеч, руки распрямляются в локтях и становятся параллельными земле, кулаки обращены ладонными сторонами вниз, сила достигает передних поверхностей кулаков, расстояние между кулаками - около 25см; смотреть вперед.

Важные пункты:

(1)Поворот ладоней, сжимание кулаков и возвращение их к пояснице выполняется одним непрерывным движением, скорость должна быть небольшой. Одновременно вдыхать.

(2)Парный удар кулаками должен быть быстрым, сильным, нужно опустить плечи, распрямить локти, вобрать грудь, подобрать живот, сделать вертикальной поясницу, осесть бедрами, одновременно выдохнуть.

(3)Следуя повороту ладоней и сжиманию кулаков, мысль из бесконечной дали собирается в точки лао-гун. При ударе кулаками мысль охраняет точки лао-гун.

5.Парный удар кулаками в стороны
(форма "буддийский страж потрясает мощью")
(1)Кулаки быстро и с силой возвращаются к пояснице, кулаки обращены ладонными сторонами вверх; смотреть вперед.

(2)Кулаки одновременно бьют в стороны на уровне плеч, кулаки обращены ладонными сторонами вниз, сила достигает передних сторон кулаков; локти распрямляются; смотреть вперед.

Важные пункты:

(1)Возвратить кулаки к пояснице надо с силой, руки сгибаются в локтях, одновременно вдохнуть.

(2)Ударить кулаками в стороны надо быстро, яростно, сохраняя корпус вертикальным, запястья распрямляются, плечи опущены, пальцы ног вцепились в землю, одновременно согласованно выдохнуть.

(3)Мысль пронизывает до точек лао-гун.

6.Сажающие кулаки
(форма силового покорения тысячи цзиней)
(1)Руки поворачиваются вокруг своих осей внутрь и сгибаются в локтях, кулаки поднимаются к голове до уровня бровей, кончики локтей направлены вниз, кулаки обращены ладонными сторонами внутрь, а передними сторонами - вверх; смотреть на правый кулак.

(2)Кулаки продложают идти внутрь и располагаются перед грудью, кулаки обращены ладонными сторонами вниз, расстояние между кулаками - около 25см, локти горизонтальны; смотреть вправо.

(3)Кулаки от груди одновременно с силой бьют вниз мимо внешних сторон бедер, руки распрямляются в локтях, кулаки обращены ладонными сторонами назад, голова поворачивается влево; смотреть влево.

Важные пункты:

(1)Когда руки сгибаются к груди, то движение должно быть мягким и легким, одновременно согласованно вдохнуть.

(2)Когда кулаки резко бьют вниз, то движение должно быть быстрым и резким. Макушка упирается вверх, голова поворачивается влево, одновременно согласованно выдохнуть.

(3)Все выполняется одним единым движением, без пауз, нигде не застаиваясь резко опуститься. Мысль сохраняется в точках лао-гун.

7.Сталкивание кулаками вверх
(форма "буддийский страж поднимает пагоду")
Руки поворачиваются вокруг своих осей наружу, сгибаются в локтях и с силой медленно поднимаются вверх до уровня головы, руки согнуты в локтях до 90 градусов, кулаки на одном уровне, обращены ладонными сторонами внутрь; смотреть на правый кулак.

Важные пункты:

(1)Когда кулаки от бедер ввинчиваясь поднимаются вверх, нужно сохранять мышцы рук напряженными, кулаки должны быть сжатыми так, чтобы аж дрожали, одновременно глубоко вдыхать.

(2)Мысль сохраняется в точках лао-гун.

8.Парное нажимание ладонями
(форма "буддийский страж успокаивает тигра")
(1)Кулаки одновременно разжимаются в ладони иероглифа "/\", сходятся над макушкой сгибаясь в запястьях внутрь, центры ладоней обращены вниз, кончики пальцев направлены друг на друга (расстояние между средними пальцами - около 10см); смотреть прямо вперед.

(2)Ладони нажимают перед грудью, пальцы направлены друг на друга, центры ладоней обращены вниз; смотреть прямо вперед.

(3)Ладони продолжают нажимать вниз, одновременно корпус медленно поднимается вверх, ноги распрямляются, голова упирается вверх, ладони размещаются перед животом, форма ладоней неизменна, руки слегка согнуты в локтях; смотреть вперед.

Важные пункты:

(1)Когда ладони сходятся над головой, то движение должно быть легким и мелденным, пальцы расслаблены. Мысль из точек лао-гун смещается в точки чжун-чун на кончиках средних пальцев, и следуя движению над головой переходит в точку бай-хуэй на макушке.

(2)Следуя нажиманию ладонями до живота, мысль от точки бай-хуэй идет вниз по каналу жэнь-май на передней поверхности корпуса и опускается в даньтянь. Продержав ее в даньтянь 5-10 минут, провести ци вдоль внутренних поверхностей ног через точки инь-лин-юань под коленями и точки сань-инь-цзяо до точек юн-цюань в центре стопы. Задержавшись там мыслью на мгновение, можно приступать к заключительной работе.

(3)Когда ладони нажимают перед корпусом вниз, мышцы рук должны полностью расслабиться, центры ладоней втянуты внутрь, колени следуя движению медленно распрямляются, медленно выдыхать через нос.

(4)Расслабить плечи, вобрать живот и подобрать грудь, подтянуть ягодицы и сделать вертикальной поясницу, пальцы ног вцепились в землю, центры стоп опустошены. Все выполняется единым движением, верх и низ согласованы, все легко и стабильно. Дыхание глубокое и мягкое, цзин и шэнь собираются внутри, естественно успокоиться.

9.Заключительная форма.
Левая нога приставляется к правой, ладони следуя движению от живота идут к сторонам тела; смотреть вперед.

(2)Требования
1.Тренируя большой алмазный цигун надо постоянно обращать внимание на правильность овладения требованиями, формами, мыслями, дыханием, ритмом, лучше всего с самого начала придерживаться принципа "по порядку и постепенно".

2.При напряжениях и расслаблениях в комплексе сила распространяется естественно, жесткое и мягкое четко различимы, внутреннее и внешнее согласуются друг с другом. В ходе тренировки, помимо выброса силы, когда требуются скорость и резкость, остальные движения выполняются медленно. Во время выброса силы при прямом ударе кулаком, сажающем ударе кулаком, толчке ладонью можно издавать сопутствующий выкрик (к примеру "хай" или "хэй").

3.Длительность тренировки определяется индивидуально. Движения цигун большого буддийского стража простые, эффект отчетливый, потому количество выполнений можно варьировать в зависимости от собственных ощущений. Оптимальной длительностью тренировки является полчаса, тренироваться можно утром, днем, вечером - все равно.

4.Во время тренировки из-за дыхательных движений ускоряется круговорот крови и лимфы по телу, потому тело или отдельные части разогреваются, выступает пот. Нужно опасаться слишком большого потоотделения и рассеивания ци.

5.Во время тренировки дух должен быть сконцентрирован, нельзя отвлекаться на раздражители внешнего мира, психическое состояние должно быть спокойным, радостным. Нельзя тренироваться натощак, с полным желудком, во время болезни. Место для тренировки должно быть свободным, спокойным, со свежим воздухом.

6.В большом алмазном цигуне при стоянии в мабу нужно, чтобы голова и туловище были вертикальны, грудь собрана, живот подобран, плечи и спина развернуты, расслабить поясницу и осесть бедрами, развести колени и завернуть стопы. Нужно избегать проявления бурления ци и поднимания его вверх, короткого ци и медленнных кулаков, тяжелого верха и полного низа, неограниченной стремительности.
Классические шаолиньские тексты
перевод на русский язык - С.Л.Березнюк
Общие методы тренировки без оружия.
Шаолиньское боевое искусство насчитывает 18 видов, кулачные методы начинают этот ряд, являясь источником боевого искусства.
Кулачное искусство прекрасно владеет сотней видов оружия, в начальный период на первом месте стоят кулачные методы.
Двигать ци, использовать ци и принимать ци - вот что сохраняет целостность методов рук, ног, тела, шагов и глаз.
Мышечные методы и методы парной работы являются методами тренировки тела, во время тренировки надо ловко сочетать реальные и обманные движения, наступление и отступление.
В методах пальцев, ладони и кулака важнейшим пунктом является предохранение мышц от разрыва путем расслабления.
Долгими тренировками шлифуется дыхание, копье, широкий меч, прямой меч и шест тренируют на базе кулачных методов.
Индивидуальная тренировка перерастает в парную и групповую, дуйлянь постепенно переходит в реальный бой.
Гунфу Шаолиня кроется в длительных усердных тренировках, шаолиньское боевое мастерство - ловкое по своей сути.

--------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАПИСОК О КУЛАЧНОМ ИСКУССТВЕ
Секреты из записок о кулачном искусстве:
Рука является защищающим тело воином, охраняющей человека секирой.

Формы руки - это ладонь, когти, крюк, кулак. Ладонью можно делать такие приёмы, как встречный толчок, рубящий лицо удар, подтягивающий удар перевёрнутой ладонью, заграбастать - к себе - нажать, вверх-вниз рубить, влево-вправо бить. Когтями можно делать такой приём, как встречный когтевой удар, когтями дракона - поддерживать, когтями обезьяны - быстро и незаметно наносить когтевой удар, когтями орла - выдалбливать глаза, лепестковыми когтями - запечатывать и хватать детеныша дракона. Крюком можно делать такие приёмы, как затаившийся тигр нападает на силача, повернуть и оттолкнуть вправо и влево, задерживать когтями назад. Кулаком - путь защиты тела. В ударах - главный, кулак - плотно сжатый без пустот, поворачивается и бьет, вращается словно буравит, бьет как молния, возвращается как вспышка, идет в цель как летящая стрела. Влево и вправо снует туда и сюда, в формах чун, цза, пи, фэй, инь и ян, пара железных кулаков умиротворяет небо и землю. Ещё имеется форма валэн, буравящий удар подобен секире, быстрый удар теснит и толкает, одна рука подпирает - другая бьёт, изменения необычны.

Методы рук:
Согнута - не согнута, выпрямлена - не выпрямлена, вращающаяся и движущаяся, быстрая и выбрасывающаяся. Ударяемый не видит руки, увидеть руку невозможно. Железные кулаки и бронзовые когти --- иглы ежа, золотого шелка крюк бьет с силой неимоверной.

Пять стихий - металл, дерево, вода, огонь и земля. Огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь. Выброс цзинь разжигает огонь, огонь превращаясь в землю, легко порождает металл, металл может быть как железом так и бронзой, к тому же производит сталь, десять тысяч мужей не могут ему противостоять.

В записках о кулачном искусстве сказано:
Рука следует постановке ноги, шаг закончился - и рука не движется, ударяешь человека - и не видно руки, идешь в атаку - и не видно тени, выбрасывая руку приподнять плечо и сомкнуть внутрь, справа и слева опираться на рёбра подобно потоку воды, начало и конец удара - на одной нити, ударные методы основаны на необходимости "вычёркивать" обрушивающимся ударом кулака.

Законы действия кулаком:
Сжат и не раскрывается, крепко сжаты его пальцы, собрано вместе его ци. Кулак сжат крепко, несет силу как одно целое, при ударе ни в коем случае не раскрывается, искусно затягивая дыры. При выбросе - расслабленный и быстрый, в момент удара - точный и жестокий, при возвращении - быстрый как ветер, защищая как железной стеной.

Законы действия ладонью:
Её корень - в стопе, отправитель - в ноге, хозяин - в пояснице, действие - в пальцах руки. Бывает ли чжан (вертикальная ладонь), хэн чжан (поперечная ладонь), шунь чжан (продольная ладонь), цэ чжан (боковая ладонь), ян чжан (янская ладонь) и инь чжан (иньская ладонь). Во всех случаях четыре пальца сжаты в ряд, большой согнут сбоку. Это так называемая люе чжан (ладонь - лист ивы) или баньчань чжан (ладонь паньчэна). При другом способе пять пальцев чуть согнуты как в форме "когти тигра", это хучжао чжан (ладонь когтей тигра). Этими двумя формами названия не исчерпываются, к тому же ещё имеется разделение на выброс двух ладоней сразу и одиночную атаку одной ладонью. Однако применяются все они одним методом: ци выбрасывается из даньтянь и достигает центра ладони.

Законы действия запястья:
Вращение и встряхивание.

Законы действия пальцами:
Хлестать, буравить, загибаться внутрь, воздействовать на точку. Кулак погиб - может ладонь, погибла ладонь - могут пальцы, пальцы - авангард ладони.

Рифмованные правила о методах ладони:
Ци исторгается из даньтянь, вся сила впрыскивается в центр ладони,
вначале надавливай с силой, выбрасывая ци надо издать звук,
толкать вначале следует вверх, теснить садясь на лошадь,
три иероглифа - касаться, нажимать, выбрасывать - все используют внешнее ребро ладони.
Рифмованные правила о методах когтей:
В Шаолине четыре метода когтей --- драконьи, обезьяньи, орлиные и пятилепестковые,
хватают с большим количеством необъяснимых изменений, быстро выбрасываются и быстро возвращаются, схватив,
выброс кулака творит опустошенность, захват когтями пьянит кровь.
Рифмованные правила о методах руки-крюка:
Методы руки-крюка необычны, пять пальцев собраны вместе,
богомол тащит кончик травинки, шаг за шагом обматывая веточку,
хитроумные методы игры пяти птиц - величайшее мастерство выбросов руки-крюка.
Рифмованные правила о методах запястья:
Изменения руки планируются в запястье,
основные смелые качества ладони уже содержатся в движениях запястья,
искусное и энергичное, помогает вызвать твёрдость и мягкость,
и в циньна, и в ударах по точкам - везде используется.
В месте соединения ладони с запястьем - ключевое звено, дающее возможность управлять человеком.
Запястье непрерывно переходит в тыл кисти - цзин выстреливается в один миг;
запястье заторможено грубой силой - понапрасну тратится шэнь.
Рифмованные правила о методах пальцев:
Ци истекает из даньтянь, сила выстреливается из даньтянь,
вверх - поднимая тысячу цзиней, вниз - втыкая словно иглой.
Хлестать, буравить, накрыть, бить в точку, десять пальцев размахивают как стальные иглы;
хлестание приводит к потере сознания, буравить - стену острием в два цуня,
три накрывания зажигают искры, один удар в точку мгновенно убивает человека.
Хитроумные техники пальцев Шаолиня тренируют в течении тридцати лет.
Рифмованные правила о кулачных методах (I):
И последнее орудие шаолиньских кулачных методов - пять пальцев, плотно сжатых без промежутков.
Четыре пальца нажимают на центр ладони, большой палец с силой прижимает указательный и средний пальцы.
Кулак вылетает, поворачиваясь, как бьющая змея, бьющий кулак выбрасывает силу обрушивая небо на землю,
вверх - ян, вниз - инь, бьет одной нитью, слева и справа бьет поперечными ударами внутрь и наружу.
Ещё имеется валэн цюань, предназначенный для буравящего удара, но на военном поприще используется редко.
Пара железных кулаков удаляет насильника, пара бронзовых ударов умиротворяет бога земли и злаков.
Рифмованные правила о кулачных методах (II):
Кулак бьет непрерывно на одном дыхании, выбрасывай кулак словно обрушиваешь гору,
военная свирепая храбрость - чудесный источник ци,
источник бьет как поток резкости, кулак вылетает подобно стреле.
Внутри надо поднимать, внешне нужно следовать, подниматься надо поперёк,опускаться надо вдоль
Кулак как пушка - и дракон поклонится, встретить врага - как огнём обжечь тело.
Смотреть за уровнем местонахождения кулака, его подниманием и опусканием; возвращать и выбрасывать - вот два иероглифа, указывающие на уровень тела.
Тысяча приёмов и десять тысяч уловок дают мастерство, в конечном итоге незаметно порождающее мощное тело.
Боевое искусство должно побеждать, четыре кончика обязательно выровнены,
кулак опирается на несдвигаемую позицию гунбу, задняя нога с силой толкает.
Быстрые неожиданные изменения дают возможность добиться небывалого мастерства, голова упирается в солнце, месяц разделяется на четыре уровня.
Тренируя кулак ещё надо разбивать тысячу цзиней, разбивать землю, разбивать стену, разбивать рукоять меча,
в первую очередь кулак необходимо тренировать жесткой работой, способность кулаком разбить вдребезги камень - половина уровня,
тренировать кулаки и не пролить три шэна крови - напрасно прожив годы трудно стать сильным.
Рифмованные правила о методах действий локтями:
Два локтя полагаются друг на друга, поднимаясь и опускаясь защищают сердце,
использовать локоть надо на близкой дистанции, абсолютно запрещается тянуться вдаль,
изменения должны быть быстрыми, обнаруживая форму в самом конце.
Подняв кончик локтя к корню шеи получаешь возможность управлять человеком.
Две руки свисают, тайно согнутые в локтях, от трёх ударов человеку трудно защититься одновременно.
Выпрямить, выпрямить-согнуть и согнуть - приём можно использовать на короткой дистанции - но не на длинной.

--------------------------------------------------------------------------------

Рифмованные правила о методах ног:
Нога стоит на земле уверено, как гора, поднимать и опускать ногу надо естественно,
если имеются подпрыгивания или беспорядочные качания - начинают с тревогой следить за кончиками костей.
Передняя нога перпендикулярна задней, образуя Т-образную позицию
пальцы ног не подняты, пятки не оторваны, пальцы ног держатся за землю как когти у тигра
для устойчивости шага надо опустошить центр стопы как будто вгоняешь в землю клин, будь быстрым как ветер
самое важное - чтобы подошва была легкая, энергичная, устойчивая и крепкая; пинай, толкай, наступай и топай подобно летающей рисовой саранче.

--------------------------------------------------------------------------------

Рифмованные правила о методах корпуса:
Сердце движется как пламя, печень - как летящая стрела,
легкие движутся со звуками мощного грома, селезенка движется, ударяя с большой силой
Почки движутся быстро как ветер, пять первоэлементов укрепляют силу
расхрабрись - и достигнешь мастерства, выбрасывай руки - как отравленные стрелы
корпус как арбалет, тело катится и движется
выброс цзин встряхивает поясницу, сила неисчерпаема, яростный атакующий бросок тела может свалить гору
Необходимые указания к методам корпуса:
Под корпусом понимается основная часть тела человека, от плеч вверху до бедер внизу, строением подобный огромному дракону, движением - необъятной вселенной. Корпус сравнивается с арбалетом, руки уподобляются отравленным стрелам.

Пять энергий - это истинная ци пяти плотных органов, тренируемая вместе. Ее нужно собрать в даньтянь, далее использовать по назначению, дыхание собрать в острие, сделать выброс силы, сила достигает огромной мощи, ничем нельзя заслониться от этого острия.

Методы корпуса - это подниматься, опускаться, наступать, отступать, оборачиваться, поворачивать, собирать и распрямлять. Подниматься надо поперек, опускаться - вдоль, наступать - низко, отступать - высоко, оборачивание корпуса применяется если надо оглянуться назад, поворачивание - если надо глянуть влево или вправо. Собирай корпус как прячущаяся кошка, распрямляй как освобождающийся тигр. Корпус прямой и подвижный, в твердости таится мягкость, мягкость хранит твердость, твердость и мягкость помогают друг другу. Начиная поднимать тело, поднять взгляд вверх, связать корпус и подняться; опускаясь, смотреть вниз, распустить корпус и опуститься, поднимая связанный корпус, смотреть на горло и подниматься; опуская распущенный корпус, смотреть вниз и опускаться.


--------------------------------------------------------------------------------

Рифмованные правила о методе глаз:
Глаза как молнии, мозг следует полученной от них информации, уши слушают все четыре стороны света
все тело отдает предпочтение глазам, приходят глаза - приходят руки, глаза смотрят в глаза
Примечания:
Фраза "Глаза как молнии" означает, что глаза наблюдают за десятью тысячами вещей, что собирать информацию надо быстро, быть в этом живым и быстрым как молния. "Мозг следует полученной от них информации" означает, что в реальном бою мозг вырабатывает планы всецело на основе полученной от глаз и ушей информации об обстановке. "Уши слушают все четыре стороны света, все тело отдает предпочтение глазам" означает, что уши получают сведения о событиях со всех восьми сторон света, боец должен всецело полагаться на возможности глаз, тогда можно добиться того, что "атакуешь вперёд а оглядывается назад, бьешь влево а оглядываешься вправо, крепко защищаешься и атакуешь с победой." "Приходят глаза - приходят руки, глаза смотрят в глаза", означает, что в бою глаза должны не только все время наблюдать за планами, защитой и боевыми порядками противника но и смотреть глаза в глаза, превосходя ходы противника.

Во время повседневных усердных тренировок глаза должны это понять, наблюдать за чистыми боевыми конструкциями, смотреть на нормальные позиции, важные моменты в ударах. Начинающий должен смотреть прямо, ни в коем случае нельзя смотреть вниз или в сторону, нужно следить за согласованностью движений всех частей тела, добиваться того, что достигают глаза --- достигают руки, достигают глаза - достигают ноги, достигают глаза - достигает тело.


--------------------------------------------------------------------------------

Рифмованные правила о методах шагов:
Шаг - лошадь человека, он служит подпоркой всему телу.
Гунбу - как вбитый в землю, волнующий воду гром не может поколебать его
Шагать - как устанавливать краеугольный камень, пара рук сопровождает раскатами грома
Столбы мабу глубоко врыты в землю, каждый день стоять, пока не сгорят три благовонные свечи
Долго тренировать подпирание горы Тайшань, удержать деревню белого ущелья
Одиноко стоящая нога сюйбу, прощупывает полноту, словно пролетая сверху
Действуешь по правде - используй гунбу, обманываешь - отступай словно по настоящему
Для наступления и отступления в реальном бою основой являются методы шагов
Примечания: к методам шагов относятся: цунь (крошечный), дянь (подкладывающий), гуо (проходящий мимо), куай (быстрый), и цзянь (стрела). Если возникла стычка со встреченным человеком, и вас разделяет 2-3 чи, то можно использовать цунь бу. Цунь бу означает, что противника можно достичь, сделав один шаг. Если между вами 5 чи, можно использовать дянь бу. Дянь бу означает следующее: вначале задняя стопа поднимается, чтобы сделать дянь бу, вслед за этим передняя стопа отрывается от земли и приземляется впереди на один шаг. Если случайный встречный в бою оказался очень силён, можно атаковать, используя гуо бу. Гуо бу делается так: атакуя, быстро шагнуть передней стопой за заднюю; это нужно проделать так, чтобы начать шаг перед человеком, а закончить, пройдя мимо него. Если расстояние до противника составляет 1 чжан, или превышает 8 чи, то обязательно нужно использовать куай бу. Куай бу - это перемещение прыжками с одновременным отрывом обеих стоп от земли, имея в уме образы налетающего тигра и скачущей лошади.
Если встретилось много противников или они вооружены, то ноги и стопы должны двигаться быстро как летящие стрелы. И в движении "ястреб переворачивается", и в движении "ласточка пьёт воду" - везде используется цзянь бу. Занимающийся ушу должен быть отлично натренированным, использовать его непреднамеренно, тогда известные методы станут непостижимыми для противников.


--------------------------------------------------------------------------------

О тренировке ног
Общие секреты техники ног:
Тяжесть шаолиньской боевой работы в основном приходится на ноги, мощные упругие удары, махи, распрямляющиеся удары, хлещущие наружу и внутрь
вначале тренируют растягивание мышц путем нажимания на колено, быстрый выброс и быстрое возвращение очень разводят брови
обратный мах и боковой удар яростно выбрасывают силу, неожиданно сметающая нога - кратковременный вихрь
упорством и длительностью можно достичь быстроты ног, стать небесным воином, подняться по лестнице в небо
Тренируешь кулачное искусство - вначале тренируй ноги, в четвертую ночную стражу растягивай мышцы
обе руки давят на колено, не забывая с силой пружинить ногой
мах делается с силой, вся нога должна быть выпрямлена
во время дэнтуя позаботься об устойчивости, ли бай делается к ушам
вай бай пролетает по арке радуги, обратный мах жестокий и трудный
после обратного маха нога быстро возвращается, сметать ногой - как подрубать лес
сзади сметающая нога - как молния, летящая нога может зацепить облако
чтобы достигнуть такого мастерства, нужно упорно тренироваться тридцать лет
Необходимые секреты методов ног:
Утром тренировку ног начинай с растяжки, вечером тренировать летящую ногу нужно до глубокой ночи
пот льет между лопаток - не прекращай шагов, тянуться к звездам и делать шпагаты надо осторожно
Секретные требования к методам ног:
Ноги - это самое-самое в начальной работе, охраняющее даньтянь ци оберегает ноги
даньтянь выбрасывает ци словно швыряет вилку, умеющий неожиданно бить ногами делает это скрытно
хорошо бьющий одними ногами не жалеет живота, качающаяся стопа хорошим ударом обрушивает небо на Китай
удар ногой внутрь - специально для ушей, обратный мах ещё называется "лягнуть копытом"
чуть выпустил из виду - и желтый источник, связанными ногами можно растоптать огромный камень
связанными ногами можно вырыть столб в тысячу цзиней; шпагат обнаруживает нереальность свирепого тигра
быстро взлетающая стопа-вихрь отделяет небо от земли, стопа-крюк может и генерала поставить на колени
72 искусства не выбрасывают ног, постепенно планируют удивительные техники ног,
где можно рано узнать хитроумные техники ног? не следует долго задерживаться на базовой работе
позднее техник ног тренируется ещё больше, на ранней тренировке в третью ночную стражу все небо в звездах
на летних тренировках в три периода жары бороться с огненной злостью, на зимних тренировках в третью девятидневку морозов обледеневают брови
упорство и длительность не терпят лжи, шаолиньская работа ног - источник мастерства
Зарифмованное рассуждение Учителя Чжэньцзюя о методах ног
Главное в шаолиньском кулачном искусстве - ноги, тренируйся - достигнешь истинного мастерства, сможешь ходить по летающим облакам
можно разбить железным кулаком поворачивающийся боевой порядок, можно помочь мясистым кулаком раскрыть небесное горло
хочешь летать - вначале научись ходить, ни в коем случае нельзя забывать о главенстве работы ног
Рифмованные правила о разворачивании ног:
Главное в шаолиньском кулачном искусстве - ноги, в 4-ю ночную стражу в тихом месте разворачивай ноги
нога опирается на высоте 3 чи на ступени в старой стене, обе руки с силой нажимают, не давая изогнуться
тренируй давление на ногу триста дней, и тогда сможешь легко и свободно головой доставать до колена
Рифмованные правила о том, как тянуться к звездам:
Тренируй "тянуться к звездам" в 4-ю ночную стражу, суставы ноги мягкие и легкие
силы исчерпались до невозможности, долго тренируйся - и будешь делать естественно
тренируй тридцать лет, и мягкая работа породит постоянную мягкость.
Рифмованные правила о ``перетаскивании" ног:
Шаолиньская техника ног начинается с "перетаскиваний", долго, упорно, усердно тренируйся и не досадуй на трудность.
При "присев, перетаскивать" опорная нога должна полностью присесть, при "лёжа перетаскивать" колено не должно сгибаться
в позиции "золотой петух на одной ноге" "перетаскивай" ногу в воздухе, при "перетаскивании лицом к небу" нога проходить мимо мочек ушей
при "давящем перетаскивании" нужно прочно стоять на одной ноге, долго его тренируй - достигнешь облаков и гор
при "перетаскивании за спиной" нога проходит мимо макушки, рука с другой стороны в воздухе на уровне плеча поддерживает равновесие
упорно тренируй перетаскивание ног триста дней, и тогда сгибания, выпрямления, выхлесты и прыжки пойдут естественно.
Рифмованные правила шпагатов:
Шпагаты нужно тренировать утром, обе ноги перемещаются вдоль земли
ноги от пяток до бёдер приклеены к земле, словно разравнивают волну
вначале тренируй продольный шпагат, затем поперечный
вначале полностью опирайся на руки, дабы не повредить суставы
нельзя резко двигать центр тяжести, надо беречь мышцы от повреждений, ноги при продольном шпагате - инь и ян, прыгай на шпагат словно садишься на подстилку,
лежащий дракон, взметнувшись, достигает облаков, тренируйся половину третьей ночной стражи
упорно тренируйся тридцать лет, и в итоге обретешь естественность
Рифмованные правила о сметающей ноге:
Чёрный тигр набросился справа, его можно испугать простым шпагатом
быстрый поворот сметающей ноги может снести железный столб
по подошедшему спереди - переднее сметание, по подошедшему сзади - сметание сзади
нога - словно вихрь, мгновенно сносит горный лес
ногу нельзя увидеть, упругое сметание выпроваживает злого гостя

--------------------------------------------------------------------------------

О методах "столбового настаивания"
"Стояние столбом" - фундамент гунфу шаолиньского ушу. На "стоянии столбом" основано всё - и кулачные методы, и работа с оружием, и воздействие на точки, и саньда. "Стояние столбом" - это лёгкий внешне, но трудный для изучения вид статической тренировки.

Рифмованные правила гласят:
Столбовая работа с двух сторон зажимает тренировку ци, столб держит под арестом ци и ли,
долгое упорство обломает остроту врага, ещё больше укрепит мою тигриную силу.
Первое рифмованное правило о столбовой работе:
Шаолиньские колонны похожи на колонны, а похожи и на копья,
корни крепкие как у горы Суншань, с верхушки выпустить стрелу - пронзишь Солнце,
согнуть переднюю ногу, оттолкнуться задней, осесть в пояснице, выпрямить грудь,
передняя стопа натянута наружу, задняя стопа удерживается внутрь,
ноги - столбы подпирающие небо, кулаки и ладони - метеоры.
Второе рифмованное правило о столбовой работе:
Столбы подобны вкопанным на три чжана балкам, девять быков и два тигра не могут их качнуть,
обе ноги "держат землю", устойчивы как гора, злому ветру нелегко поколебать "держащие землю" столбы,
быть спокойным подобно Гуаньинь сидящей в зале для созерцания, в спокойствии кроются мощные движения неимоверной силы.

--------------------------------------------------------------------------------

Методы тренировки прочего гунфу
Указания по тренировке ягодиц
Глубины ягодиц скрывают анус, мысль толкает даньтянь, вверх поднимать, вниз давить, инь и ян перекрещиваются, ци пронзает поясницу, сила способна столкнуть гору, методы ягодиц управляют человеком, священный приём трудно описать словами.
"Глубины ягодиц" означает свисающую вниз часть ягодиц, сжимающуюся внутри.

"Скрывают анус" означает сжатие мышцы, окружающей задний проход, при этом ее нельзя расслаблять, это ещё называется "запереть продукты земли".

"Методы ягодиц управляют человеком" означает использование ягодиц для удара. В шаолиньской боевой работе это называлось туньгун (работа ягодиц) или каогун (опирающаяся работа).

Указания по работе тазом
Поднимая одно бедро опускай другое, поднимай и опускай вверх и вниз по многу раз,
в этом месте сгибается и поворачивается вся нижняя часть тела, святость метода трудно описать словами,
наружу толкают, наружу бьют, переднее и заднее бёдра втайне хватают.
Пара бедер смыкается, основание промежности большое, сжимая силу вместе нужно поднять бедра.
Указания о методах тренировки коленей
Нога подтягивается и поднимает колено, вблизи словно преклоняешь колено, колено поднимается к груди, колено опускается близко и переменчиво.

"Нога подтягивается и поднимает колено" означает удар ногой по ноге, метод удара коленом в колено, это также метод защиты паха и большой берцовой кости, эффективный метод противодействия бьющей в пах стопе.

"Вблизи словно преклоняешь колено" означает методы травмирования противника с помощью колена: во-первых, это удар вверх кончиком колена в низ живота противника; во-вторых, это маховый удар коленом наружу по внутренней стороне колена противника; в-третьих, это удар коленом вперёд, сгибая колено, по колену противника.

Работа головы
Голова - верхушка тела, макушка упирается в небо, соединяясь с Солнцем, является морем чистого костного мозга, местом обмена управляющей информацией, руководит ци всего тела, в этом месте встречаются и обмениваются инь и ян. Поэтому ци всего тела также возвращается в это место управления этим соединением. Если нет этого соединения, то ци тела утрачивается. Конкретный метод тренировки работы головой: во время исполнения чунцюань или туйчжан макушка должна сохранять среднее положение, не поднимаясь, не опускаясь, не перекашиваясь, не наклоняясь, естественно поворачиваясь. Если это усилие теряется, то в четырех конечностях нет живости, во взгляде нет бодрости. Поэтому нужно все время держать голову подтянуто, подпирая, стукая, ударяя, опирая выстреливать цзин быстро.

Древние люди говорили:
"Понизить голову и округлить поясницу, ци изливается четырьмя конечностями, сделаешь это грубо - потратишь все понапрасну".

Работа лица
Лицо - основа пяти органов чувств, должно сохранять естественную серьёзность, нельзя достигать этого насильственно. При действиях кулаками оно не должно отражать скрытых замыслов, а дрожание мышц, издавание звуков и выкрики должны быть скоординированы с выбросами и возвратами, наступлением и отступлением, прыжками и ударами.

Работа ушей
Уши - разведчики звуков, сообщают их в сердце. Сердце спокойно - и сам разумен. Метод тренировки: глубокой ночью, когда люди спят, одному уйти в дикую глушь и слушать звуки десяти тысяч вещей, шелест насекомых и разговор муравьев, различать эти звуки, определять направление и источник. В конце-концов "по звуку принесенному ветром мозг тут же увидит его источник". Другой метод тренировки: сделать качели с высокой перекладиной, чтобы они могли делать маятникообразные качания. тренирующийся стоит спиной к качелям, по звуку и ветру определяет: далеко они или близко, идут быстро или медленно. Далеко - нет звука, близко - можно узнать, быстро приближаются - большой ветер, медленно - слабый ветер. Будешь долго тренироваться - сможешь слышать звуки восьми сторон света.

В записках о кулачном искусстве сказано:

Уши должны спокойно слушать, вдвойне наблюдая за тем, что делается сзади,
ничего не упускать со всех четырех сторон - спереди, сзади, слева и справа,
уши могут воспринять и большие, и малые звуки.
Работа рта
Рот стоит на первом месте в мастерских методах ушу и имеет очень важное значение. Перед тренировкой нужно закрыть рот, кончик языка прижать к небу, ци опустить в даньтянь. При исполнении хэньцзи чжэньцзяо (жестокий удар, громовая стопа) используется сила в тысячу цзиней, жестокий выброс в короткое время, обязательно нужно открыть рот и исторгнуть ци, издав громоподобный звук. При действиях кулаками рот должен быть закрыт, чтобы сохранять ци и легко превращать её в цзин.

В записках о кулачном искусстве сказано:

Обе губы чуть сжаты, кончик языка упирается в небо,
стиснуть зубы, препятствуя этим дыханию через рот,
больше всего бойся открытого рта - ци утекает, не поддерживая ли,
сомкнуть зубы и отрегулировать дыхание - не пропадёт ни капли ци и цзин.
Работа шеи.
Наклоны шеи также имеют важное значение в ушу.

В записках о кулачном искусстве сказано:

Шея должна быть вертикально выпрямлена, словно мачта корабля,
с опорным пунктом посередине, не сгибается ни вперёд, ни назад, ни влево, ни вправо,
поворачивается как ветряная мельница, быстро и естественно

Комментариев нет: