
(Санскрит. круг, колесо). В индийской метафизике – незримый центр тонкой (энергетической) физиологии человека. Чакры расположены вдоль позвоночного столба от промежности до макушки головы; разные источники по разному оценивают их количество и функции. Наиболее древней является система из четырех чакр; наиболее распространенной в настоящее время – система из семи чакр. Широко известная на Западе благодаря теософам и оккультистам. Здесь существует традиция отождествлять чакры с теми или иными эндокринными железами и зонами мозга.
Есть системы в структуре которых упоминают 13, 21 и 49 энергетических центров (чакр). Хотя наиболее широко известна из литературы система из семи энергетических центров вдоль позвоночника и Юкта-Тривени (санскрит. – тройной узел освобождения) – трех центральных энергетических каналов (нади) – меридианов Сушумна, Ида и Пингала. По индийской традиции в человеке насчитывается 64000 (72000) нади, соединяющих чакры с внутренними органами. Переплетаясь множество нади образуют тонкое тело.
Ида известна и как Чандра (лунная)-нади, обеспечивает ток энергии вниз от левой ноздри до левого яичка (яичника). Этот канал по природе своей женский, по нему течет эмоционально-физическая энергия. Пингала известна и как Сурья (солнечная)-нади, начинается в правом яичке (яичнике) и направлена к правой ноздре, принадлежит к мужскому началу, проводит интеллектуально-ментальную энергию. Сушумна проходит через внутреннюю часть позвоночного столба, соприкасаясь с падмой каждой из чакр. С ней рядом расположены Ида и Пингала. Вместе образуя Юкта-Тривени они поднимаются спирально вверх, а затем соединяются в точке, называемой Брахма-двар (двери Брахмы).
Сушумна относится к эфирному телу человека. В ней заключены еще три более тонкоматериальных канала: Ваджрини-нади (блистающая как солнце); внутри нее бледная Читтрини-нади, а в ней еще более тонкая блистающая Брахма-нади, по которой и восходит вверх основной энергетический поток от Муладхара-чакры до Сахасрары в макушке головы. Этот канал для силы Кундалини – «змеи», которая дремлет в Муладхаре и, пробуждаясь, поднимается по этому каналу сквозь все чакры.
Семь чакр
Семь чакр расположены в следующем порядке (сверху – вниз):
Сахасрара
Аджна
Вишудха
Анахата
Манипура
Свадхистана
Муладхара
Вообще чакра представляет собой энергетический вращающийся конус, вершина которого (падма) лежит на позвоночнике, а основание выходит на переднюю поверхность тела.
Применительно к конкретному человеку чакры действуют не изолировано, а образуют особые сочетания, комплексы или «треугольники сил». Характер доминирующих силовых треугольников соответствует духовному уровню развития человека. На высоких стадиях доминирует верхний треугольник из трех головных центров.
--------------------------------------------------------------------------------
Чакра — (санскрит). Колесо. Диск. Солнце. Оружие богов. В йоге и других школах чакрами называют психофизиологические центры в тонком теле человека. Их существование не определяется инструментально, но выводится на основании результатов практики работы с ними, эффективность которой подтверждается объективно. Указывается разное количество чакр, несколько расходятся и представления об их локализации. При визуализации (прана-пратиштха) они предстают как завихрения, сравниваемые с цветком лотоса, повернутым от позвоночного столба к фронтальной поверхности тела, имеют разное количество лепестков, разный цвет. Их воспринимают как вихри энергии и сравнивают со спицами вращающегося зонта. Активизируются чакры при подъеме энергии (кундалини) от нижней чакры у основания позвоночного столба к верхней чакре над макушкой головы. Последовательно активизируются семь основных чакр и дополнительные, расположенные в стороне от позвоночника. С чакрами связывают распределение потоков праны в организме. Им соответствуют определенные звуки (биджа-мантра), символы, буквы алфавита, выполняющие функцию сакральных знаков, и др. Символы чакр представляют сложные композиции, в которых выделяют основной элемент в виде геометрической фигуры, соответствующей одному из первоэлементов материи (бхута). После смерти человека чакры перестают функционировать и не поддаются визуализации. Система чакр с точки зрения профанического сознания — вопрос веры, виртуальна, но существуют техники, позволяющие демонстрировать при работе с чакрами генерирование внутреннего тепла (сс. чунда-йога, тибет. туммо, тумо), появление сверхъестественных способностей, просветление. Наибольшее значение чакрам придается в тантрических практиках. Чакры называют узлами (грантхи) или точками (бинду). В некоторых учениях им соответствуют семь нот или семь тел (физическое, эфирное, астральное, ментальное, кармическое, интуитивное и абсолют). Работа с чакрами осуществляется в основном в направлениях тантрического буддизма ваджраяны, тибетского буддизма. Чакра — атрибут и символ великого правителя (чакравартин).
Основные психофизиологические центры.
Муладхара. Нижняя чакра, расположенная у основания корпуса тела человека. В ней пребывает в состоянии покоя, сна, дремоты (нидра) энергия (шакти, кундалини). Из этого положения она начинает подъем вдоль позвоночного столба, что означает духовный рост, стремление к соединению с богом (Шива) или к высшему состоянию космического разума. При визуализации чакра воспринимается как лотос с четырьмя лепестками. Основной символ — желтый квадрат (земля). Связанный с чакрой поток праны — алана. Тело, соотносимое с данной чакрой, — физическое, плотное, грубое (стхула-деха).
Свадхистана (свадхиштхана) расположена в области между гениталиями и пупком. Воспринимается как лотос с шестью лепестками. Основной символ — белый полумесяц (вода). Прана — вьяна. Соотносится с эфирным телом. Другие названия: чакра смерти, место исхода души
Манипура расположена в области между пупком и солнечным сплетением. Лотос с десятью лепестками. Символ — красный треугольник (огонь), перевернутый вершиной вниз. Прана — самана. Тело — астральное.
Анахата расположена в области сердца. Сердечная чакра. Лотос с двенадцатью лепестками. Символ: шестиугольник из двух треугольников дымчатого цвета (воздух). Прана — прана. Тело — ментальное. В буддизме чакра соотносится с телом закона (дхармакая) космического Будды.
Вишуддха расположена в области щитовидной железы. Лотос с шестнадцатью лепестками. Символ — дымчатый кружок (эфир, воздух). Прана — удана. Тело — кармическое. В буддизме чакра соотносится с телом блаженства (самбхогакая) космического Будды.
Аджна расположена в межбровье («третий глаз»). Лотос с двумя лепестками. Символ: перевернутый треугольник, над ним месяц-чаша, кружок и капля мудрости в виде перевернутой запятой. В буддизме чакра соотносится с телом преобразования (нирманакая) космического Будды.
Сахасрара (сахасрадала) расположена над головой. Лотос с тысячью лепестков. Центр сознания или место контакта с богом, абсолютом.
Источник: «Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям".
Смотри также:
Фото-музей: различные схемы изображения семи чакр
Владимир Данченко (№20) «Принципиальные вопросы общей теории Чакр» (zip, 141 Kb)
Ци
Сайт Лотоса: чакры
Библиотека Лотоса, все книги по теме «чакры»
Бумажные книги:
Ошо «В поисках Чудесного. Чакры, Кундалини и семь тел»
Понд Д. «Чакры для начинающих»
Нина Клименко «Чакры: новые возможности для жизни и здоровья»
Шервуд К. «Чакротерапия. Индивидуальное развитие и самоисцеление»
Брэнда Дэвис «Путешествие по радуге чакр. Энергоинформационная структура человека»
Браун С. «Энергия Ци. Школа самопознания»
Мантэк Чиа «Дантянь-цигун. Пустая сила, Энергия промежности и Второй Мозг»
Комментариев нет:
Отправить комментарий