Шри Свами Шивананда
ЙОГОТЕРАПИЯ
Методы лечебного применения йогической практики
"Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому,как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога ? вот огонь,которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же телосвое в этом огне, так свершив его очищение." (Гхеранда-Самхита)
"Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил егодвижение воле своей, с легкостью побеждает в битве со смертью.
Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустаннопрактикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или дажедряхл." (Хатха-Йога-Прадипика)
ВНИМАНИЕ!
Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения какк панацее, ибо таковой она становится лишь в результате некоторойпрактики. Поэтому, начиная ее осваивать, вряд ли целесообразно сразуже полностью и наотрез отказываться от помощи обычной медицины, покрайней мере, на начальном этапе, даже если результаты примененияЙога-терапии превзойдут все самые смелые ожидания, что случаетсянередко. Впрочем, в самом выгодном положении оказываются те, ктообладает непоколебимой верой в себя, а также те, кому нечего большетерять. Они могут позволить себе такую роскошь, как риск, который вомногих случаях оказывается более чем оправданным.
Кроме того, необходимо учитывать, что Шри Свами Шивананда писал своюкнигу в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизнииндийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии наборпродуктов питания. Поэтому, несмотря на точность и ясность изложения,простоту, доступность и эффективность предложенных практик и ихвсесторонний характер, настоятельно рекомендуется подходить кприменению предлагаемых методов разумно, по возможности консультируясьсо специалистами в области практической Йоги и Йога-терапии, имеющимиопыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками,хорошо знакомыми с практикой Йоги.
От издателя
Йога ? самый древний и наиболее основательно разработанный вфилософско-космогоническом и практическом отношениях метод осознанногогармоничного самосовершенствования человека. Она начинает с того, чтовозвращает нам полноту самоконтроля ? столь редкую в наше времяспособность сознательно управлять своей собственной волей и личнойсилой. Тем самым восстанавливается естественное состояние внутреннегоравновесия и покоя, не зависящее от внешних обстоятельств.
Йога-терапия ? еще не Йога, но ее преддверие, ? надежная провереннаяпрактикой нескольких тысячелетий система лечения, основанная наметодах осознанного пробуждения сил самого организма. С помощьюЙога-терапии исцеляются практически любые функциональные расстройстваи многие органические нарушения: заболевания органов дыхания икровообращения, системы пищеварения, крови, эндокринной системы иопорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства,болезни мочеполовой сферы, хронические воспалительные процессы,последствия травм, операций, отравлений, радиоактивного облучения,инфекционные заболевания, нарушения иммунной системы, аллергическиереакции, ослабление адаптивных способностей организма и др.Йога-терапия ? это также естественные, гармоничные и надежные способыреабилитации, восстановления сил и здоровья, утраченных вследствиепребывания организма под давлением жестких психологических,экологических и прочих стрессовых ситуаций.
Медикаментозные методы и способы лечения с применением внешнеговлияния (экстрасенсорное воздействие, мануальная терапия и проч.), неподкрепленные усилиями самого пациента, направленными на победу надпричинами недугов, делают человека рабом, ибо не исцеляют его, а лишьустраняют некоторые последствия нарушений, коренящихся глубоко в самойличности человека, в его сознании. При таком лечении причины болезнейне искореняются и через некоторое время дают ростки тех же, а иногда иеще более замысловатых патологий. И снова требуется внешняя сила. Такстрадалец попадает в прочную зависимость от некоего внешнегоблагодетеля ? врача или целителя.
Йога-терапия предлагает человеку средства, с помощью которых он можетустранить не только симптоматические проявления, но также личностные икармические корни болезней ? осознанно, творчески изменить своюличность, задействовать резервы собственного организма и еговзаимодействия с миром, своими силами, своей волей добиться полногоисцеления, не попадая ни в какие зависимости.
Книги Шри Свами Шивананды на протяжении нескольких десятилетийостаются классикой как по уровню философского осмысления иисчерпывающего изложения самых разнообразных аспектов искусствапрактической Йоги, так и по немыслимой концентрации в них глубинноймощи осознания великого Мастера, неукротимой творческой силы егосвободного Духа.
Все творения Мастера ? неоценимый дар любви человечеству, ведущемутрудную битву за новое качество осознания.
"Йога-терапия" Шри Свами Шивананды ? одна из наиболее интересных работпо методике лечебного применения практической Йоги.
От переводчика
Поистине огромная радость ? иметь возможность представить вниманиюширокой публики "Йога-терапию" Шри Свами Шивананды ? замечательнуюпрактическую работу известнейшего мастера Йоги, до настоящего времениимевшуюся на русском языке только в весьма несовершенном"самиздатовском" переводе и без единой иллюстрации.
Следует, однако, учитывать, что книга эта была написана полвека назад? во времена, когда значительная часть внутренних аспектов практикиЙоги разглашению на Западе не подлежала и могла быть передана толькоучителем ученику из уст в уста.
С тех пор ситуация несколько изменилась. Наиболее разительные переменыпроизошли в течение последних двенадцати лет. В течение жетрех-четырех лет, непосредственно предшествовавших году нынешнему, всвет вышел целый ряд книг, посвященных собственно психоэнергетическойпрактике в различных направлениях Йоги. Среди них ? такие работы, каквторое издание "Искусства Пранаямы" Б. К. С. Айенгара, "Мула-бандха ?ключ к мастерству" Буддхананды ? одного из нынешних представителейлинии Шри Свами Шивананды Сарасвати, замечательная серия книг подаосской Йоге китайского Мастера Мантэка Чиа, "Йога-Сутра" Патанджалив переводе и редакции г-на Десикачара ? сына и одного из ближайшихучеников Шри Кришнамачарьи [Шри Кришнамачарья ? учитель таких всемирнопризнанных мастеров как Б. К. С. Айенгар и Поттабхи Джойс.] (Здесь идалее текст в квадратных скобках ? комментарии А.Сидерского.), а такжемногие другие книги. Из не изданных пока еще, но ставших достаточноизвестными благодаря учителям, использующим изложенную в нихинформацию в своей практике, весьма интересными являются дваманускрипта, обнаруженные совсем недавно. Один был найден околодвадцати лет назад в книгохранилище одного из индийских раджей ШриКришнамачарьей и Поттабхи Джойсом. Имя автора манускрипта неизвестно,поскольку в рукописи отсутствовал титульный лист и страница спосвящением, однако текст в основном сохранился. Судя по языкурукописи, точности проработки и изощренности техники, а такжефилософско-теоретическим трактовкам, отчасти характерным дляшиваистской Йоги, отчасти ? совершенно оригинальным, возрастманускрипта вряд ли превышает полторы тысячи лет. Работал сманускриптом в основном Поттабхи Джойс. Восстановив порядок страниц ипереведя текст на классический санскрит, он обнаружил, что манускриптявляется подробнейшим руководством по практике несколько необычной, нотем не менее исключительно эффективной динамической тренировочнойсистемы ? Аштанга-виньяса-йоги. Шри Кришнамачарья и Поттабхи Джойсдали рукописи название "Йога-Корунта" ? "Самообучение Йоге". Описанныйв "Йога-Корунте" совмещенный с дыхательной практикой мощныйдинамический метод выполнения йогических упражнений (асан) ициклическая практика собственно дыхательных упражнений (пранаям),будучи классической, тем не менее в значительной мере изменила еще нетак давно общепринятое на Западе отношение к йогической практике, какк методике в основном статической. Второй манускрипт был найден совсемнедавно в небольшом монастыре на границе юго-западной части Тибетскогонагорья и Гималаев. Он относится ко времени несколько более позднему ?возраст его, вероятнее всего, составляет около тысячи лет. Как и в"Йога-Корунте", в рукописи отсутствуют несколько первых и последнихстраниц, поэтому ни имя автора, ни точная дата написания, ни место,где манускрипт был составлен не известны. Практика, в нем описанная,названа неизвестным автором "Дхара-садханой", что можно перевести как"Путь потока", "Путь по лезвию" или "Обучение битвой" [Дхара (санскр.)? поток, ливень, лезвие, битва.]. Подобно "Йога-Корунте", рукописьпримечательна тем, что философию, на которой основан описанный в нейметод психофизической тренировки, нельзя однозначно отнести ни к какойиз известных религиозно-философских школ, но скорее к разрядусинтетических (если рассматривать ее как следствие) либо изначальных(если относиться к ней как к озарению) учений, вобравших в себянепосредственное знание сути вещей. Несмотря на то, что практикаДхара-садханы в наибольшей степени напоминает сложные техникиклассической, шиваистской и тибетской Йоги, как статические, так идинамические, философия ее и психоэнергетическая подоплека упражненийв значительной степени сохраняют в себе следы восточного влияния и коев чем сродни даосским концепциям, поэтому техника чем-то похожа такжеи на технику, используемую в некоторых школах даосской Йоги, вчастности, вьетнамской йогической практики Зыонг-шинь [В ссылках ипримечаниях названия вышеупомянутых манускриптов ? "Йога-Корунта" и"Дхара-Даршана".] Вероятно, Аштанга-виньяса-йога и Йога-дхара-садханасформировались как практические методы во времена вторичногопереосмысления и нового синтеза, когда мастера отбирали лучшее изпрактик различных школ, синтезируя новые высокоэффективные комплексныеподходы [Это было свойственно не только Йоге, но и другим типампсихофизической тренировки, например, Ци-гун. В те времена возникцелый ряд относительно молодых школ. К таковым относится, например,разработанная около тысячелетия тому назад на основе жесткихбуддистских и мягких даосских техник тянчжунская практика Йин-цигун,хранителями которой в настоящее время являются стошестнадцатилетнийПатриарх Линь Гу и его преемник ? тридцатилетний Старший Мастер ЧэнВан Пэн.].
Учитывая сложившуюся ситуацию, в процессе перевода "Йога-терапии" былсделан ряд необходимых дополнений, касающихся тех внутренних аспектовпрактики, относительно которых Шри Шивананда умолчал либо ограничилсянамеками, и которые могут теперь быть раскрыты, поскольку не толькопредставители других школ, но также ученики и последователи самого ШриСвами Шивананды сегодня открыто говорят и пишут о них. [См."Мула-бандха ? ключ к мастерству" Буддхананды, "Мудра и пранаяма"Дхирендры Брахмачари, "Искусство пранаямы" Б. К. С.Айенгара,"Преобразование энергии стресса в жизненную силу" М. Чиа и др. книги.]В данной книге информация о внутренних аспектах практики излагается нев полном в объеме, но в том, который достаточен для практикующихупражнения Йоги в сугубо терапевтических целях.
Необходимо также иметь в виду, что "Йога-терапия" Шри Свами Шивананды,как и все остальные его работы, является практической книгой. Что жекасается теоретических концепций, в ней изложенных, особенно той ихчасти, которая касается научной медицины, физиологии и физиологическойтеории чакр, то здесь обнаруживается множество не совсем однозначныхмоментов. Безусловно, Шри Свами Шивананда ? великий практик ивыдающийся мастер во всем, что касается тысячелетней традицииклассической Йоги. Попытки же его увязать концептуальный базисклассического философского и психоэнергетического обоснования ссовременной физиологической наукой, химией и физикой иногдапроизводят, скажем так, несколько странное впечатление. В процессередактирования текста книги были сделаны попытки несколько сгладитьнаиболее явные противоречия и отчасти прояснить запутанные места,снабдив их комментариями и примечаниями, хотя, конечно, в полной мересделать это было попросту невозможно, и некоторое количестводостаточно спорных трактовок в книге все же присутствует. В частности,физиологическая теория чакр, которой пользуется Шри Свами Шивананда,содержит в себе весьма существенные разногласия с той из современныхтеорий чакр, которую специалисты относят к наиболее корректным.Некоторые неувязки можно найти также и в других разделах, например, втой части главы о диете, которая посвящена химическому составу пищи.
Вполне корректными, безусловно, являются практические разделы,посвященные упражнениям, поэтому методы, предлагаемые Шри СвамиШиванандой в "Йога-терапии", несомненно действенны. И именно в них ?главная ценность этой книги, поскольку они многократно проверены,доказали свою эффективность и вполне могут быть взяты на вооружение. Воснове этих методов лежит доскональное знание йогической практики,философии и психоэнергетической теории, принятой в классической Йоге.Излагаемые Шри Свами Шиванандой теоретические выкладки и философскиеконцепции из Йоги и Аюрведы, также исключительно интересны и могутдать обильную пищу для ума живого и любознательного. А. С. Киев, 1994.
Популярные сообщения
-
1. Атлеты не пропускают ни одного приема пищи Когда вы решаете создать себе внушительный мышечный объем, первым делом нужно обратить внимани...
-
Уроки выживания в современном мире Источник: Финам.info Все что мне нравится, - либо вредно, либо аморально, либо от этого я толстею. Автор ...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
РЕСУРСЫ На этой страничке Вы найдёте некоторые ссылки которые могут оказаться полезными. Мы разделили их на тематические группы: форумы, общ...
-
ФОРУМЫ My Rock`n`Roll Friends Сайты и журналы для общения друзей http://www.east-club.ru/forums/index.html Форумы на сайте "East-Club...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
ЧИТАЙ Под катом некоторые ссылочки для чтения по тематике Дао,единоборствам,медитации, здоровью,йоге .Записала их себе в один постик чтоб н...
-
С изброените до тук методи далеч не е изчерпана цялата същност и проблематика на Тиен-Сюъ. Този въпрос е твърде комплециран и не е възможно ...
-
http://talks.guns.ru/forummessage/38/060344-2.html Keltec Как-то прочитал на каком-то форуме интересную фразу М.Степина. Не думаю, что смогу...
-
84. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЦИГУН "ДЕСЯТЬ КУСКОВ ПАРЧИ" (ШИ ДУАНЬ ЦЗИНЬ) Цигун "десять кусков парчи" имеет 10 вариантов в положени...
Комментариев нет:
Отправить комментарий