О дыхании и продолжительности жизни
Млекопитающее прекращает расти, когда приобретает полноценнуюспособность к продлению рода. Средняя продолжительность жизни в 5-6раз больше промежутка времени от рождения до достижения возраста, вкотором существо становится способным производить на свет здоровоепотомство. Корова рождает теленка на четвертом году жизни, нормальнаяпродолжительность ее жизни ? двадцать лет. Кошка становится матерьюкотенка в возрасте 18-24 месяцев и живет в среднем 8-10 лет. Женщинаможет стать матерью здорового ребенка в возрасте 18-20 лет, инормальная продолжительность ее жизни должна равняться 90-95 годам.Мужчина достигает окончательной половой зрелости в 20-25 лет и жить ондолжен, следовательно, до 100-125 лет.
Поэтому йогины полагают, что нормальная средняя продолжительностьчеловеческой жизни на этой планете должна равняться примерно стагодам. То, что жизнь в течение ста лет возможна, подтверждаетсядостаточно большим количеством людей, без особых ухищрений доживающихдо столь почтенного возраста. Такие долгожители имеются практически вкаждой стране.
Тело человека живет до ста лет, после чего оно умирает. Однакоразвитие человеческого ума в подавляющем большинстве случаев за времяодного полного цикла жизни физического тела не завершается. Тупой ум,ум, погруженный в невежество, ум страстный или же ум, пребывающий наступени активной реализации мирских интересов ? все они должны пройтидлинный путь развития, чтобы трансформироваться в чистый ум, а затем,наконец, в ум, способный к Божественному самоосознанию. Йогинысчитают, что полный цикл трансформации ума в этом мире занимаетпромежуток времени продолжительностью около тысячи лет. Таков срок,необходимый для достижения совершенства на этой планете. Потомупроцесс эволюции ума происходит посредством перевоплощения сердцевиныосознания [Монады]. в нескольких человеческих личностях, проживающихжизни, необходимые для реализации тех или иных ступеней становленияума. [Отнюдь не обязательно последовательно расположенные воднонаправленном потоке времени физического мира планеты.]
Тысячелетие земного развития ума может занять около двух десятковличностных воплощений. Великие йогины используют для этого два-трирождения, применением особых практик доводя продолжительность однойжизни до трехсот-пятисот лет.
Неадекватная продолжительность человеческой жизни, преобладающая нынена Земле, обусловлена неоптимальностью образа жизни и, что самоеглавное, отношением людей к себе, к миру и к своему в нем месту.
Здоровый человек в среднем делает примерно пятнадцать дыханий вминуту. Следовательно, за час он выполняет девятьсот дыхательныхциклов, за сутки ? около двадцати двух тысяч. Интенсивность дыхания вЙоге принято измерять длиной струи выдыхаемого или вдыхаемого воздуха.Под этим понимается максимальное расстояние, на котором волокнаптичьего пуха еще колеблемы выдыхаемым воздушным потоком. Длинадыхания измеряется в поперечных пальцах. ["Поперечный палец" ? мерадлины, которую йогины традиционно использовали в древности приизложении психотехнических методик. Соответствует усредненной величинедиаметра пальца руки данного человека.] В спокойном состоянии длинанормального вдоха составляет примерно десять пальцев (около 18 см).Длина нормального выдоха ? двенадцать пальцев (чуть больше 21 см). Прифизической активности длины вдоха и выдоха возрастают сообразно ееинтенсивности и степени напряжения. Во время сна длина выдохадостигает тридцати пальцев (около полуметра). На основании длительныхнаблюдений йогины пришли к заключению, что система человеческогоорганизма рассчитана на "пропускание" определенной суммарной длиныдыхания. Когда "дыхательный лимит" исчерпан, обычный человек умирает.Таким образом, чем интенсивнее мы дышим, тем меньше живем. С другойстороны, прекратить дышать мы не можем, ибо умрем от этого немедля.Поэтому йогическая тренировка направлена на растягивание процессадыхания во времени и на обретение искусства контроля над процессами,при которых дыхание непроизвольно удлиняется ? сном, физическойактивностью, сексуальным функционированием, эмоциональными всплескамии т.п. [ВНИМАНИЕ! Речь идет о не передаче функции управления дыханиясознанию, а об изменении автоматического режима работы дыхательногоцентра. Слишком усердная тренировка в осознанном управлении дыханием,при которой сознание вмешивается в автоматическое управлениедыхательной функцией ? СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНАЯ ИГРА. Дыхание должнооставаться автоматическим. Тренировка дыхания, построенная навременном вмешательстве сознания в процессы управления работойдыхательного центра, должна быть не более чем способом ОПТИМИЗАЦИИАВТОМАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА. Поэтому время практики Пранаямы всегдаограничено, а количество управляемых дыхательных циклов никогда недолжно превышать сто восемь за один раз. Пранаяму всегда следуетоканчивать несколькими циклами естественного дыхания, чтобы вернуть"бразды правления" тем механизмам, которым принадлежит рольавтоматических регуляторов дыхательной функции.]
Вот пример. В состоянии спокойного бодрствования суммарная длинавыдоха за полчаса составит примерно пять тысяч четыреста пальцев. Вовремя сна за те же полчаса суммарная длина выдоха составит тринадцатьс половиной тысяч пальцев. [Если не принимать во внимание учащениедыхания во сне. Если учесть и этот фактор, то увеличение удельнойдлины дыхания в единицу времени во сне будет еще большим.] Такимобразом, каждые лишние полчаса сна сверх индивидуальнойфизиологической нормы выливаются для нас в потерю как минимум почтитрех четвертей часа жизни. [Как известно, мастера Йоги спят очень малои пользуются специальными техниками управления сном.]
При серьезных заболеваниях длина выдоха достигает тридцати пальцев истановится равной таковой во время сна, а выдох умирающего человека подлине намного превосходит выдох тяжело больного.
Йогины уменьшают нормальную длину дыхания в состоянии спокойногободрствования с десяти-двенадцати до восьми-десяти пальцев и снижаютего частоту с пятнадцати до трех-шести циклов в минуту.Соответственно, продолжительность жизни йогина [Разумеется,практикующего, а не разглагольствующего.] составляет сто-двести лет, анекоторые из них доживают до трехсот и более. [Существуют также методыособой трансформации материи физического тела, качественно изменяющиехарактер земного бытия человека, достигшего уровня Божественногоосознания Единства. В даосской Йоге, например, результирующеесостояние принято обозначать термином "истинное бессмертие".]
"Средний рост человека составляет девяносто шесть пальцев. Длина жеобычного выдоха равна двенадцати.
При пении выдох увеличивается до шестнадцати пальцев, при ходьбе ? додвадцати четырех, во сне ? до тридцати, при половом сношении ? дотридцати шести, а во время тяжелой работы ? еще более.
Уменьшением длины выдоха продолжительность жизни увеличивается"."Гхеранда-Самхита" 5.86, 5.87, 5.88.
Теоретические аспекты практики Пранаямы
Существует целый ряд пранаям высшего порядка, являющихсяэнергетическими практиками психотехнического характера, непредназначенных непосредственно для оздоровления физического тела.Здесь же речь пойдет только о простейших формах йогических дыхательныхупражнений, которые с большой пользой для здоровья могутпрактиковаться всеми.
Практикующий Пранаяму должен иметь представление о стихии воздуха ?Вайю-таттве ? и ее пяти аспектах ? Прана-вайю, Апана-вайю,Самана-вайю, Удана-вайю и Вьяна-вайю. Об этом уже шла речь выше, ивряд ли будет лишним время от времени возвращаться к соответствующемуматериалу первой главы.
Пранаяма, таким образом, является искусством применять Вайю-грантхидля накопления Праны ? очищения и наполнения силой структуры,подготовленной посредством практики асан и мудр.
Ни одна болезнь не может быть вылечена йоговскими методами безПранаямы. Воистину, чудодейственны асаны и мудры, и, всяческипревознося их, авторы классических трактатов нимало не грешили противистины, однако только Пранаяма способна сообщить им их силу.
Асаны и мудры, выполненные без Пранаямы ? все равно, что трон безкороля. Какая польза от него государству, ведь это ? всего лишьмебель?
"Нади [Каналы тонкого тела.] очищаются посредством практики Пранаямы.Это несомненно.
Тот же, чьи нади очищены, постигает истину, ибо все искажения,имеющиеся в теле и в уме его, исчезают.
Вот признаки очищения, скажем о них кратко: тело делается гармоничным,источает сладковатый приятный аромат. Оно прекрасно и формы еговоистину безупречны.
Не следует практиковать Пранаяму сразу же после трапезы, но также неследует и при ощущении голода. Потому до занятий должно принять немогомолока и масла.
Когда же устойчивой сделается практика, можно пренебречьограничениями, изложенными выше, есть понемногу, но часто, и ежедневнопрактиковать управление дыханием в предписанное время.
Когда же, сидя в Падмасане, достигает йогин способности оставить навремя землю, над нею воспарив, тогда говорят, что победой над силоювоздушной стихии обрел он Вайю-сиддхи ? великое свойство, которымразрушаются все покровы неведения в мире.
Пусть же Пранаяма будет практикуема сообразно с правилами ипредписаниями. Совершенством в Пранаяме достигается освобождение отнеобходимости много спать, выделений из тела становится меньше.
Истина раскрывается йогину во всей очевидности, болезни и горестипокидают его, с ними уходит боль и всякая причина ее. Никогда в телейогина не возникает ни зловонный пот, ни испорченное дыхание, ниотравленная слюна, и черви не могут найти в нем себе приют.
Ни Капха, ни Питта, ни Вайю никогда не выйдут из-под контроля в телейогина, овладевшего искусством Пранаямы. Потому безболезненно может онпренебречь постоянством в питании и отдыхе.
И не будет вреда ему, сколь много пищи он бы ни поглотил, либонедоедал или же вовсе не ел ничего. Силою постоянной тренировки вПранаяме обретает йогин Бхучари-сиддхи [Прежде чем достигаетсяВайю-сиддхи ? владение искусством левитации.] ? способностьподниматься над землей, передвигаясь огромными прыжками подобнолягушке, которую спугнули хлопком ладоней.
Воистину, множество трудных и почти неодолимых препятствий ожидаетвставшего на путь Йоги, но йогину надлежит продолжать практикунесмотря ни на какие опасности, даже тогда, когда оказывается он наволосок от смерти.
Найдя укромное место и овладев своими чувствами, пусть повторяет онбезмолвно долгую мантру ОМ. Этим все препятствия преодолеваются.
Так разрушит мудрый Карму нынешней своей жизни, равно как и всехпрошедших рождений.
Ибо практикой шестнадцати пранаям исчерпываются все благости идобродетели, а также обратные их отражения, накопившиеся за многиевоплощения. Так поступают великие.
Сгорают грехи и нечистоты ума подобно тому, как исчезает вата в жаркомпламени. Так йогин обретает свободу от пут зла. Продолжением жепрактики Пранаямы достигается освобождение от оков добра.
Тогда овладевает могущественный восемью видами великих магических сил,и, все бури преодолев, что бушуют в океане добра и зла, свободно ибеспрепятственно странствует в трех мирах". "Шива-Самхита" 3-26, 3-27,3-28, 3-29, 3-37, 3-38, 3-42, 3-43, 3-44, 3-45, 3-46, 3-47, 3-48,3-49, 3-50, 3-51, 3-52.
"Не может быть спокоен ум при неуравновешенном дыхании. Обретая жевласть над дыханием, достигает йогин устойчивости состояния ума.
До тех пор, пока Прана движется в теле, состояние тела именуетсяжизнью. Когда же тело покинуто Праной, смерть наступает немедля.Потому должно Вайю в теле сохранять.
Прана не идет в Сушумну, ибо чистота нади не достигнута. Разве можетуспех явиться?
И только лишь тогда, когда полные нечистот нади будут очищены, станетпоток Праны воле йогина подвластен.
Потому каждый день должно практиковать Пранаяму с умом, исполненнымСаттвы, тем самым Сушумну от нечистот избавляя.
Как постепенно приручают львов, слонов и тигров, так же искусствомвластвовать над Праной овладевают медленно, ибо тот, кто поспешностьпроявит, будет Праною убит непременно.
Правильной практикой Пранаямы устраняются все недуги, неправильной жеПранаямой недуги обретаются". "Хатха-Йога-Прадипика" 2-2, 2-3, 2-4,2-5, 2-6, 2-15, 2-16.
"Не должно дыхание ни останавливать, ни оставлять его на произвол,практикуя Асану, но овладев им, в нить его превратить, жемчужины асанна нее нанизав. Ибо дыханием движется Прана, тело же движется еепотоком. Так практикуется Асана". "Йога-Корунта"
"Обуздание дыхания и его удлинение суть смысл и сущность всякойистинной практики.
Ибо лишь посредством этого дыхание само собой утверждается вбездыханности.
Естественной же бездыханностью поток суеты в коловращении вихряобыденного сознания преобразуется в безмолвие равновесия.
Отвлечение чувств самопроизвольно порождается возникающей от этогоотрешенностью.
Внимание втягивается в середину и там сосредоточивается.
Тогда рождается созерцание ? ни к чему не привязанное, целостное и нис каким действием не сопряженное.
Когда же у созерцания нет никакой цели, даже самой что ни на естьнаивысшей, оно самопроизвольно охватывает всю сферу осознания.
Поскольку нет ничего, что ограничивало бы его сосредоточением нааспектах бытия, пусть даже тех, которым все проявленное подвластно.
Отрешенным же созерцанием бесконечности, в которой проявленное инепроявленное в равновесии единства существуют самодостаточно,перетекая друг в друга сообразно изменениям восприятия Единым СебяСамого, постижение Истины порождается. Может ли быть что-то, что неподвластно познавшему Истину?" "Дхара-Даршана"
Предписанное дыхание во время практики асан и мудр, при которомвыполняются Набхи-мудра и Мула-бандха ? тоже пранаяма, "встроенная" впрактику асан и мудр. Но одного этого ? недостаточно, "встроенной"пранаямы не хватает для полного очищения системы каналов тонкого телаи "оживления" действия асан и мудр посредством наполнения этих каналовсилой. Необходимо практиковать также отдельные специальныедыхательные упражнения, которые предлагаются ниже.
ВНИМАНИЕ! Всякая пранаяма всегда начинается с полного выдоха. Безполноценного выдоха не может быть настоящего вдоха. Без настоящеговдоха пранаяма не имеет смысла, поскольку вдох в пранаяме ? действие,при котором происходит поглощение праны, выдох же ее распределяет.
Сахаджа-пранаяма ? упрощенные дыхательные упражнения
Воистину неисчислимы разновидности шестнадцати основных классическихпранаям. Объем данной работы не предполагает изложения полноценныхпсихотехнических пранаям, потому для нее были отобраны толькопростейшие из йогических методов регуляции дыхания, которые доказалисвою эффективность в клинической практике работы с сотнями пациентов,страдавших астмой, туберкулезом, плевритами, воспалениями легких,разнообразными хроническими и острыми катаральными синдромами, а такжеразличными другими заболеваниями.
41. Сахаджа-пранаяма-1
а) Лечь на пол на спину, пятки вместе, руки лежат вдоль туловищаладонями вверх, кисти ? на некотором расстоянии от бедер ? Шавасана. Смедленным вдохом поднять прямые руки вверх перед собой и медленноопустить их на пол за головой. С медленным выдохом возвратить руки висходное положение. Повторять упражнение в течение одной минуты.
б) Исходное положение ? то же самое. Руки остаются на месте. Со вдохомподнять прямую правую ногу вверх повыше и с медленным выдохом опуститьее в прежнее положение. Повторить с левой ногой. Чередуя ноги, дышатьтаким образом в течение одной минуты.
Закончить упражнение, отдыхать, лежа в Шавасане с сомкнутыми пятками втечение 30-60 секунд.
Действие. Это упражнение укрепляет и развивает легкие и сердце,излечивает ревматизм рук и ног у пожилых людей и являетсяпрофилактическим средством против случайных простуд и кашля.
42. Сахаджа-пранаяма-2
Сесть в любую медитативную позу или встать прямо. Выполнить легкуюМула-бандху и Вайю-набхи-мудру. Медленно и естественно вдыхать носомдо полного наполнения легких [Должно возникнуть ощущение "распирания"грудной клетки.], затем медленно выдыхать через рот. Повторять втечение 2-3 минут. Во время выдоха следить, чтобы воздух выходилровной струей. [В отличие от многих других современных источников,"Йога-терапия" Шри Свами Шивананды не настаивает на предварительномосвоении трех типов "частичного" дыхания ? верхнего (ключичного),среднего (грудного) и нижнего (брюшного). Вместо этого предлагаетсясразу же начинать с практики "полного" дыхания. При последовательномосвоении частичных методов дыхания начинающие, переходя к полномудыханию, обычно делают ошибку, понимая под полным дыханиемпоследовательное сочетаниетрех частичных типов, а не принципиальноотличное от этого собственно полное дыхание, при котором воздухомнаполняется сразу весь объем легких, а не части его по очереди. Припоследовательном выполнении трех частичных типов в одном вдохе объемлегких обычно используется не полностью за счет ошибки ? слишкомполного брюшного вдоха, препятствующего полноценному выполнениюсредней и верхней частей вдоха. При полном дыхании живот всегдачуть-чуть втянут за счет очень-очень легкой Мула-бандхи. При этомобъем легких используется полностью.]
Действие. Устраняет дефекты легких, выводит из организма всенечистоты и даже туберкулезные палочки ? палочки Коха. Упражнениеспособствует укреплению желудка и печени, обладает антиаллергическимдействием.
43. Сахаджа-пранаяма-3, именуемая также собственно Сахаджа-пранаямой
Принять любую медитативную позу или просто сесть на стул, нообязательно с полностью выпрямленным позвоночником (Рис.2-43).Выполнить ровный, но мощный полный ? до ощущения легкого распирания ?вдох носом. Выполнить Джаландхара-бандху, вытянув вверх шею и прижавподбородок к подъяремной выемке. Сделать ровный выдох носом, подлительности несколько превышающий вдох. Со следующим вдохом поднятьголову. Повторить выдох. Таким образом чередовать вдохи и выдохи втечение 2-3 минут.
Действие. Излечивает насморк и кашель, является эффективнымпрофилактическим средством против гриппа, воспаления легких, тифа ипроч.
44. Сахаджа-пранаяма-4, именуемая также Агни-сара-пранаямой
Принять любую медитативную позу, полностью выдохнуть, выполнитьУддияна-бандху с Джаландхара-бандхой. Задержать дыхание, наскольковозможно. [Задерживая дыхание, необходимо следить за тем, чтобы невозникло перенапряжения.] Вдохнуть. Повторять в течение 2-3 минут.
Действие. Устраняет несварение, повышает аппетит, уменьшает отложенияжира на животе, тонизирует половые органы, способствуяперераспределению семени и сексуальной энергии.
45. Сахаджа-пранаяма-5
Принять Шавасану и полностью расслабиться. Сплести пальцы рук в замоки положить кисти ладонями на живот в области пупка. Глубоко вдохнутьчерез нос, стараясь почувствовать поток праны воздуха, вливающийся втело через живот в области пупка. По окончании полного вдоха медленновыдохнуть ? также через нос ? стараясь ощутить, как прана из животарастекается по всему телу, наполняя жизненной силой каждую клеткукаждой его части, каждого органа, и вытесняя из тела все нечистоты,болезнетворные агенты и любые возможные враждебные факторы. Выполнятьупражнение в течение 3-5 минут.
Действие. Практика этой Пранаямы укрепляет ум и развивает осознанноконтролируемую волю.
46. Сахаджа-пранаяма-6, известная также как Прана-шуддхи-крийя ?очищение праной
Принять любую медитативную асану, полностью вдохнуть через обе ноздри,сложить губы трубочкой наподобие птичьего клюва, оставив для проходавоздуха только крохотную дырочку. Выдохнуть серией коротких мощныхтолчков, выжав из легких весь воздух полностью за счет максимальногосокращения всех дыхательных мышц, ответственных за выдыхание. МЕЖДУВЫДОХАМИ НЕ ДОВДЫХАТЬ, НО ОСТАНАВЛИВАТЬ ДЫХАНИЕ! Повторить 8-10 раз.
Действие. Очищает полость рта, укрепляет воздуховодные пути,способствует излечению заболеваний нервов и мускулатуры лица.
47. Сахаджа-пранаяма-7, известная также как Нади-шодхана-пранаяма ?дыхание, очищающее каналы тонкого тела
Принять одну из медитативных асан, лучше всего ? Падмасану. Прижатьсредний и указательный пальцы правой руки (женщинам ? левой руки) кладони. Мизинец и безымянный пальцы сложить вместе, так чтобы площадьповерхности, образованной их подушечками, была равна площади подушечкибольшого пальца. Это называется Вишну-мудрой (Рис.2-47.1). Перекрытьбольшим пальцем поток воздуха через правую ноздрю (женщинам ? черезлевую), слегка нажав им на нос в точке у основания ноздри ? там, гдедля перекрытия потока требуется наименьшее усилие (Рис.2-47.2).Сделать очень мягкую Мула-бандху и Вайю-набхи-мудру. Медленнополностью выдохнуть через левую (правую) ноздрю. Воздух должен течьочень-очень мягко и совершенно беззвучно. Дышать следует как можномедленней. Так же медленно вдохнуть через ту же ноздрю. Освободитьправую (левую) ноздрю и перекрыть поток воздуха через левую (правую)мизинцем и безымянным пальцем, слегка надавив ими в соответствующейточке. Сделать выдох. Вдохнуть. Перекрыть свободную ноздрю и открытьзакрытую. Выдохнуть. Вдохнуть. Вдох через левую ноздрю, выдох черезправую, вдох через правую и выдох через левую ? эти четыре процессасоставляют один цикл данной пранаямы. Для женщин ? зеркально. Общаядлительность упражнения ? не менее 12 циклов, желательно ? больше 20циклов. Это упражнение невозможно передозировать. Единственныйпобочный эффект ? искривление носовой перегородки при чрезмерносильном нажатии на нос. Но для того, чтобы этот эффект проявился,необходимо неправильно выполнять данную пранаяму по меньшей меречетыре часа ежедневно в течение нескольких месяцев, что, мягко говоря,делать не рекомендуется, особенно при практике терапевтическойнаправленности.
Действие. Основная пранаяма для очищения тонкого тела. Только за счетпрактики ее модификаций может быть вполне достигнут эффект Пранаямывообще.
48. Сахаджа-пранаяма-8, известная также как Ситали-пранаяма ?охлаждающее дыхание
Принять любую медитативную асану. Сложить губы в трубочку и просунутьв отверстие кончик языка. Выполнить очень легкую Мула-бандху иполностью выдохнуть через нос. Медленно вдыхать ртом сквозь просветвокруг кончика языка. Проходя сквозь сложенные губы, поток воздухаохлаждает язык. Задержать дыхание на 5 секунд и медленно выдохнутьчерез нос. Повторять в течение по меньшей мере 3-4 минут, но не более10 минут.
Действие. Те, у кого хронически потеют ладони и ступни, испытываютогромное облегчение уже после нескольких дней практики. Кроме того,эта пранаяма исключительно эффективно очищает кровь и являетсяпрофилактическим средством против кожных болезней.
Йогины утверждают, что при правильной практике Ситали-пранаямы кровьстановится настолько жизнеспособной, что человек не умирает дажебудучи укушенным какой-либо из самых ядовитых змей. [Что, однако, неозначает, что следует экспериментировать, подставляя пальцы кобре или,скажем, гюрзе.]
В зимние месяцы практиковать эту пранаяму следует с большойосторожностью. Если есть возможность, желательно вообще воздерживатьсяот ее выполнения. Тот, кто страдает склонностью к простуднымзаболеваниям, не должен практиковать это упражнение из-за егоохлаждающего эффекта до тех пор, пока с помощью других йогическихпрактик не избавится от своей проблемы.
49. Сахаджа-пранаяма-9, известная также как дыхание, развивающеегрудную клетку
Встать прямо, обхватить кистями рук грудную клетку с боков (Рис.2-49).Локти отвести как можно дальше назад. Выдохнуть. Сделать глубокий вдохносом, выполнить Мула-бандху и с силой сдавить грудную клетку руками,как бы разминая ее. Расслабить руки. Задержав дыхание, несколько разповторить эту процедуру. С последним сжатием полностью выдохнуть черезнос, как бы выжимая из грудной клетки руками весь воздух без остатка.Расслабиться. Повторить еще 6-8 раз.
Действие. Придает грудной клетке эластичность, увеличивает объемлегких, тонизирует сердце и легкие, способствуя их нормальной работе.
50. Сахаджа-пранаяма-10
Встать прямо и поднять руки над головой. Выдохнуть. Медленно вдыхая,опустить руки и слегка согнуть туловище, положив ладони на колени. Смедленным выдохом разогнуться и поднять руки вверх. Задержать дыханиена несколько секунд. Повторить еще 6-8 раз.
Действие. Стимулируя альвеолы легких, эта пранаяма предупреждаетразвитие таких опасных болезней, как туберкулез легких и плеврит.
51. Враджана-пранаяма ? дыхательные упражнения при ходьбе
[В том виде, как она описана в "Йога-терапии", эта пранаяма являетсяразработкой Шри Свами Шивананды. Эффективность этого упражнения безпреувеличений поразительна.]
Враджана-пранаяму следует практиковать во время ежедневных утренних ивечерних пешеходных прогулок по местам, свободным от пыли и дыма, там,где воздух свеж и окружение располагает к приятным размышлениям.
Во время ходьбы тело необходимо держать прямо. Вдох должен бытьмедленным, ровным и глубоким, в ритме с шагами. Сделать вдох на четыресчета, затем, не задерживая дыхание ? выдохнуть, считая до шести.Выдох должен быть полным, иначе добиться полноты вдоха также неудастся. Начинающие, в особенности слабые и больные люди, принеобходимости могут вдыхать и выдыхать за равное количество шагов.Через неделю практики все трудности и ощущение неудобства исчезнут.Тот, кто религиозен, может отсчитывать шаги, повторяя про себя молитвуили мантру [Священный слог, например ? "ОМ".].
По мере освоения ритмичного дыхания при ходьбе следует постепенноудлинить вдох до шести шагов и выдох ? до восьми. В течение несколькихнедель тренироваться, практикуя такой ритм дыхания. Затем вдох долженбыть удлинен до 8 шагов, выдох ? до 12. постепенно следует достичьсоотношения, при котором вдох выполняется в течение 18 шагов, выдох ?в течение 36. Для обычного человека это ? предел, выходить за которыйне рекомендуется. Дальнейшее удлинение может дать неожиданные и невсегда подконтрольные бодрствующему сознанию психотехнические эффекты,справиться с которыми будет не так просто. Дыхание должно бытьравномерным и плавным ? никаких толчков и рывков. Из вдоха плавно"вытекает" выдох, в выдох плавно "вливается" вдох. Вдох и выдох ?полные. После двух-трех лет практики человек достигает способностидышать таким образом в течение сколь угодно длительного пешегоперехода, уже не обращая внимания на подсчет шагов ? ритм дыханияподдерживается автоматически. Практика Враджана-пранаямы при ходьбепозволяет с легкостью преодолевать нагрузки, сопряженные с переноскойгрузов на большие расстояния. Единственное условие ? никакойпоспешности в освоении. Ни в коем случае нельзя пытаться превзойтисамого себя. ["Тише едешь ? дальше будешь" ? принцип достаточноуниверсальный, а в практике Йоги иногда просто спасительный.] Критерийкорректности в оценке своих возможностей ? ощущение комфортностидыхания. Оно должно течь легко и удобно ? ни малейшего ощущенияудушья, никакого желания вдохнуть до того, как наступитсоответствующий ритму момент начала вдоха. Это очень важно,невыполнение принципа комфортности влечет за собой сердечные илегочные расстройства. Возникновение при выполнении Враджана-пранаямыощущения хотя бы незначительного неудобства означает, чтоиндивидуальные возможности превышены. Следует прекратить ритмичноедыхание, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и вернуться кпрактике в несколько менее напряженном ритме.
При подсчете шагов за единицу принимается один полный шаг, то естьдва полушага. Полушаг ? шаг одной ногой. Полный шаг ? два обычных шага? шаг правой плюс шаг левой. [Для тех, кто приучен шагать с левой ноги? хорошая практика разрушения распорядков. Можно время от временименять начало отсчета, то есть то, с какой ноги начинается счет.]
В течение нескольких первых недель практиковаться в выполненииВраджана-пранаямы следует в течение 2 минут в начале прогулки, 2 минутв середине и 2 минут в конце, что в сумме составит 6 минут за однупрогулку. Затем длительность практики увеличивается до 3 минут вначале, в середине и в конце, всего ? 9 минут. Затем каждая серияувеличивается еще на одну минуту, потом ? еще на одну... Постепенновся прогулка окажется "охваченной" практикой Враджана-пранаямы. Приэтом следует помнить главное ? никакой поспешности.
Действие. Все благотворное влияние на здоровье Пранаямы вообщесконцентрировано в действии Враджана-пранаямы. Она настолькоэффективна, что перечисление всех ее достоинств заняло бы несколькостраниц. Скажем лишь, что тот, кто вполне овладел искусствомВраджана-пранаямы, может не опасаться туберкулеза, проказы, холеры идругих тяжелых инфекционных заболеваний.
* * *
ВНИМАНИЕ! При возникновении в ходе практики любой пранаямы ноющей болив левой части грудной клетки или под левой лопаткой необходимонемедленно снизить интенсивность практики и напряженность ритмовдыхания, ибо это означает, что индивидуальные возможности превышены. Втечение нескольких дней после появления болезненных симптомов отпрактики следует воздержаться, возобновив ее только после того, каксимптомы исчезнут.
В любой пранаяме дыхание должно быть плавным, "текучим" и как можноболее медленным. Исключение составляют только те упражнения, в которыхинтенсивность дыхания оговорена особо.
Популярные сообщения
-
1. Атлеты не пропускают ни одного приема пищи Когда вы решаете создать себе внушительный мышечный объем, первым делом нужно обратить внимани...
-
Уроки выживания в современном мире Источник: Финам.info Все что мне нравится, - либо вредно, либо аморально, либо от этого я толстею. Автор ...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
РЕСУРСЫ На этой страничке Вы найдёте некоторые ссылки которые могут оказаться полезными. Мы разделили их на тематические группы: форумы, общ...
-
ФОРУМЫ My Rock`n`Roll Friends Сайты и журналы для общения друзей http://www.east-club.ru/forums/index.html Форумы на сайте "East-Club...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
ЧИТАЙ Под катом некоторые ссылочки для чтения по тематике Дао,единоборствам,медитации, здоровью,йоге .Записала их себе в один постик чтоб н...
-
С изброените до тук методи далеч не е изчерпана цялата същност и проблематика на Тиен-Сюъ. Този въпрос е твърде комплециран и не е възможно ...
-
http://talks.guns.ru/forummessage/38/060344-2.html Keltec Как-то прочитал на каком-то форуме интересную фразу М.Степина. Не думаю, что смогу...
-
84. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЦИГУН "ДЕСЯТЬ КУСКОВ ПАРЧИ" (ШИ ДУАНЬ ЦЗИНЬ) Цигун "десять кусков парчи" имеет 10 вариантов в положени...
Комментариев нет:
Отправить комментарий