Сахаджа-пранаяма ? упрощенные дыхательные упражнения
Воистину неисчислимы разновидности шестнадцати основных классическихпранаям. Объем данной работы не предполагает изложения полноценныхпсихотехнических пранаям, потому для нее были отобраны толькопростейшие из йогических методов регуляции дыхания, которые доказалисвою эффективность в клинической практике работы с сотнями пациентов,страдавших астмой, туберкулезом, плевритами, воспалениями легких,разнообразными хроническими и острыми катаральными синдромами, а такжеразличными другими заболеваниями.
41. Сахаджа-пранаяма-1
а) Лечь на пол на спину, пятки вместе, руки лежат вдоль туловищаладонями вверх, кисти ? на некотором расстоянии от бедер ? Шавасана. Смедленным вдохом поднять прямые руки вверх перед собой и медленноопустить их на пол за головой. С медленным выдохом возвратить руки висходное положение. Повторять упражнение в течение одной минуты.
б) Исходное положение ? то же самое. Руки остаются на месте. Со вдохомподнять прямую правую ногу вверх повыше и с медленным выдохом опуститьее в прежнее положение. Повторить с левой ногой. Чередуя ноги, дышатьтаким образом в течение одной минуты.
Закончить упражнение, отдыхать, лежа в Шавасане с сомкнутыми пятками втечение 30-60 секунд.
Действие. Это упражнение укрепляет и развивает легкие и сердце,излечивает ревматизм рук и ног у пожилых людей и являетсяпрофилактическим средством против случайных простуд и кашля.
42. Сахаджа-пранаяма-2
Сесть в любую медитативную позу или встать прямо. Выполнить легкуюМула-бандху и Вайю-набхи-мудру. Медленно и естественно вдыхать носомдо полного наполнения легких [Должно возникнуть ощущение "распирания"грудной клетки.], затем медленно выдыхать через рот. Повторять втечение 2-3 минут. Во время выдоха следить, чтобы воздух выходилровной струей. [В отличие от многих других современных источников,"Йога-терапия" Шри Свами Шивананды не настаивает на предварительномосвоении трех типов "частичного" дыхания ? верхнего (ключичного),среднего (грудного) и нижнего (брюшного). Вместо этого предлагаетсясразу же начинать с практики "полного" дыхания. При последовательномосвоении частичных методов дыхания начинающие, переходя к полномудыханию, обычно делают ошибку, понимая под полным дыханиемпоследовательное сочетаниетрех частичных типов, а не принципиальноотличное от этого собственно полное дыхание, при котором воздухомнаполняется сразу весь объем легких, а не части его по очереди. Припоследовательном выполнении трех частичных типов в одном вдохе объемлегких обычно используется не полностью за счет ошибки ? слишкомполного брюшного вдоха, препятствующего полноценному выполнениюсредней и верхней частей вдоха. При полном дыхании живот всегдачуть-чуть втянут за счет очень-очень легкой Мула-бандхи. При этомобъем легких используется полностью.]
Действие. Устраняет дефекты легких, выводит из организма всенечистоты и даже туберкулезные палочки ? палочки Коха. Упражнениеспособствует укреплению желудка и печени, обладает антиаллергическимдействием.
43. Сахаджа-пранаяма-3, именуемая также собственно Сахаджа-пранаямой
Принять любую медитативную позу или просто сесть на стул, нообязательно с полностью выпрямленным позвоночником (Рис.2-43).Выполнить ровный, но мощный полный ? до ощущения легкого распирания ?вдох носом. Выполнить Джаландхара-бандху, вытянув вверх шею и прижавподбородок к подъяремной выемке. Сделать ровный выдох носом, подлительности несколько превышающий вдох. Со следующим вдохом поднятьголову. Повторить выдох. Таким образом чередовать вдохи и выдохи втечение 2-3 минут.
Действие. Излечивает насморк и кашель, является эффективнымпрофилактическим средством против гриппа, воспаления легких, тифа ипроч.
44. Сахаджа-пранаяма-4, именуемая также Агни-сара-пранаямой
Принять любую медитативную позу, полностью выдохнуть, выполнитьУддияна-бандху с Джаландхара-бандхой. Задержать дыхание, наскольковозможно. [Задерживая дыхание, необходимо следить за тем, чтобы невозникло перенапряжения.] Вдохнуть. Повторять в течение 2-3 минут.
Действие. Устраняет несварение, повышает аппетит, уменьшает отложенияжира на животе, тонизирует половые органы, способствуяперераспределению семени и сексуальной энергии.
45. Сахаджа-пранаяма-5
Принять Шавасану и полностью расслабиться. Сплести пальцы рук в замоки положить кисти ладонями на живот в области пупка. Глубоко вдохнутьчерез нос, стараясь почувствовать поток праны воздуха, вливающийся втело через живот в области пупка. По окончании полного вдоха медленновыдохнуть ? также через нос ? стараясь ощутить, как прана из животарастекается по всему телу, наполняя жизненной силой каждую клеткукаждой его части, каждого органа, и вытесняя из тела все нечистоты,болезнетворные агенты и любые возможные враждебные факторы. Выполнятьупражнение в течение 3-5 минут.
Действие. Практика этой Пранаямы укрепляет ум и развивает осознанноконтролируемую волю.
46. Сахаджа-пранаяма-6, известная также как Прана-шуддхи-крийя ?очищение праной
Принять любую медитативную асану, полностью вдохнуть через обе ноздри,сложить губы трубочкой наподобие птичьего клюва, оставив для проходавоздуха только крохотную дырочку. Выдохнуть серией коротких мощныхтолчков, выжав из легких весь воздух полностью за счет максимальногосокращения всех дыхательных мышц, ответственных за выдыхание. МЕЖДУВЫДОХАМИ НЕ ДОВДЫХАТЬ, НО ОСТАНАВЛИВАТЬ ДЫХАНИЕ! Повторить 8-10 раз.
Действие. Очищает полость рта, укрепляет воздуховодные пути,способствует излечению заболеваний нервов и мускулатуры лица.
47. Сахаджа-пранаяма-7, известная также как Нади-шодхана-пранаяма ?дыхание, очищающее каналы тонкого тела
Принять одну из медитативных асан, лучше всего ? Падмасану. Прижатьсредний и указательный пальцы правой руки (женщинам ? левой руки) кладони. Мизинец и безымянный пальцы сложить вместе, так чтобы площадьповерхности, образованной их подушечками, была равна площади подушечкибольшого пальца. Это называется Вишну-мудрой (Рис.2-47.1). Перекрытьбольшим пальцем поток воздуха через правую ноздрю (женщинам ? черезлевую), слегка нажав им на нос в точке у основания ноздри ? там, гдедля перекрытия потока требуется наименьшее усилие (Рис.2-47.2).Сделать очень мягкую Мула-бандху и Вайю-набхи-мудру. Медленнополностью выдохнуть через левую (правую) ноздрю. Воздух должен течьочень-очень мягко и совершенно беззвучно. Дышать следует как можномедленней. Так же медленно вдохнуть через ту же ноздрю. Освободитьправую (левую) ноздрю и перекрыть поток воздуха через левую (правую)мизинцем и безымянным пальцем, слегка надавив ими в соответствующейточке. Сделать выдох. Вдохнуть. Перекрыть свободную ноздрю и открытьзакрытую. Выдохнуть. Вдохнуть. Вдох через левую ноздрю, выдох черезправую, вдох через правую и выдох через левую ? эти четыре процессасоставляют один цикл данной пранаямы. Для женщин ? зеркально. Общаядлительность упражнения ? не менее 12 циклов, желательно ? больше 20циклов. Это упражнение невозможно передозировать. Единственныйпобочный эффект ? искривление носовой перегородки при чрезмерносильном нажатии на нос. Но для того, чтобы этот эффект проявился,необходимо неправильно выполнять данную пранаяму по меньшей меречетыре часа ежедневно в течение нескольких месяцев, что, мягко говоря,делать не рекомендуется, особенно при практике терапевтическойнаправленности.
Действие. Основная пранаяма для очищения тонкого тела. Только за счетпрактики ее модификаций может быть вполне достигнут эффект Пранаямывообще.
48. Сахаджа-пранаяма-8, известная также как Ситали-пранаяма ?охлаждающее дыхание
Принять любую медитативную асану. Сложить губы в трубочку и просунутьв отверстие кончик языка. Выполнить очень легкую Мула-бандху иполностью выдохнуть через нос. Медленно вдыхать ртом сквозь просветвокруг кончика языка. Проходя сквозь сложенные губы, поток воздухаохлаждает язык. Задержать дыхание на 5 секунд и медленно выдохнутьчерез нос. Повторять в течение по меньшей мере 3-4 минут, но не более10 минут.
Действие. Те, у кого хронически потеют ладони и ступни, испытываютогромное облегчение уже после нескольких дней практики. Кроме того,эта пранаяма исключительно эффективно очищает кровь и являетсяпрофилактическим средством против кожных болезней.
Йогины утверждают, что при правильной практике Ситали-пранаямы кровьстановится настолько жизнеспособной, что человек не умирает дажебудучи укушенным какой-либо из самых ядовитых змей. [Что, однако, неозначает, что следует экспериментировать, подставляя пальцы кобре или,скажем, гюрзе.]
В зимние месяцы практиковать эту пранаяму следует с большойосторожностью. Если есть возможность, желательно вообще воздерживатьсяот ее выполнения. Тот, кто страдает склонностью к простуднымзаболеваниям, не должен практиковать это упражнение из-за егоохлаждающего эффекта до тех пор, пока с помощью других йогическихпрактик не избавится от своей проблемы.
49. Сахаджа-пранаяма-9, известная также как дыхание, развивающеегрудную клетку
Встать прямо, обхватить кистями рук грудную клетку с боков (Рис.2-49).Локти отвести как можно дальше назад. Выдохнуть. Сделать глубокий вдохносом, выполнить Мула-бандху и с силой сдавить грудную клетку руками,как бы разминая ее. Расслабить руки. Задержав дыхание, несколько разповторить эту процедуру. С последним сжатием полностью выдохнуть черезнос, как бы выжимая из грудной клетки руками весь воздух без остатка.Расслабиться. Повторить еще 6-8 раз.
Действие. Придает грудной клетке эластичность, увеличивает объемлегких, тонизирует сердце и легкие, способствуя их нормальной работе.
50. Сахаджа-пранаяма-10
Встать прямо и поднять руки над головой. Выдохнуть. Медленно вдыхая,опустить руки и слегка согнуть туловище, положив ладони на колени. Смедленным выдохом разогнуться и поднять руки вверх. Задержать дыханиена несколько секунд. Повторить еще 6-8 раз.
Действие. Стимулируя альвеолы легких, эта пранаяма предупреждаетразвитие таких опасных болезней, как туберкулез легких и плеврит.
51. Враджана-пранаяма ? дыхательные упражнения при ходьбе
[В том виде, как она описана в "Йога-терапии", эта пранаяма являетсяразработкой Шри Свами Шивананды. Эффективность этого упражнения безпреувеличений поразительна.]
Враджана-пранаяму следует практиковать во время ежедневных утренних ивечерних пешеходных прогулок по местам, свободным от пыли и дыма, там,где воздух свеж и окружение располагает к приятным размышлениям.
Во время ходьбы тело необходимо держать прямо. Вдох должен бытьмедленным, ровным и глубоким, в ритме с шагами. Сделать вдох на четыресчета, затем, не задерживая дыхание ? выдохнуть, считая до шести.Выдох должен быть полным, иначе добиться полноты вдоха также неудастся. Начинающие, в особенности слабые и больные люди, принеобходимости могут вдыхать и выдыхать за равное количество шагов.Через неделю практики все трудности и ощущение неудобства исчезнут.Тот, кто религиозен, может отсчитывать шаги, повторяя про себя молитвуили мантру [Священный слог, например ? "ОМ".].
По мере освоения ритмичного дыхания при ходьбе следует постепенноудлинить вдох до шести шагов и выдох ? до восьми. В течение несколькихнедель тренироваться, практикуя такой ритм дыхания. Затем вдох долженбыть удлинен до 8 шагов, выдох ? до 12. постепенно следует достичьсоотношения, при котором вдох выполняется в течение 18 шагов, выдох ?в течение 36. Для обычного человека это ? предел, выходить за которыйне рекомендуется. Дальнейшее удлинение может дать неожиданные и невсегда подконтрольные бодрствующему сознанию психотехнические эффекты,справиться с которыми будет не так просто. Дыхание должно бытьравномерным и плавным ? никаких толчков и рывков. Из вдоха плавно"вытекает" выдох, в выдох плавно "вливается" вдох. Вдох и выдох ?полные. После двух-трех лет практики человек достигает способностидышать таким образом в течение сколь угодно длительного пешегоперехода, уже не обращая внимания на подсчет шагов ? ритм дыханияподдерживается автоматически. Практика Враджана-пранаямы при ходьбепозволяет с легкостью преодолевать нагрузки, сопряженные с переноскойгрузов на большие расстояния. Единственное условие ? никакойпоспешности в освоении. Ни в коем случае нельзя пытаться превзойтисамого себя. ["Тише едешь ? дальше будешь" ? принцип достаточноуниверсальный, а в практике Йоги иногда просто спасительный.] Критерийкорректности в оценке своих возможностей ? ощущение комфортностидыхания. Оно должно течь легко и удобно ? ни малейшего ощущенияудушья, никакого желания вдохнуть до того, как наступитсоответствующий ритму момент начала вдоха. Это очень важно,невыполнение принципа комфортности влечет за собой сердечные илегочные расстройства. Возникновение при выполнении Враджана-пранаямыощущения хотя бы незначительного неудобства означает, чтоиндивидуальные возможности превышены. Следует прекратить ритмичноедыхание, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и вернуться кпрактике в несколько менее напряженном ритме.
При подсчете шагов за единицу принимается один полный шаг, то естьдва полушага. Полушаг ? шаг одной ногой. Полный шаг ? два обычных шага? шаг правой плюс шаг левой. [Для тех, кто приучен шагать с левой ноги? хорошая практика разрушения распорядков. Можно время от временименять начало отсчета, то есть то, с какой ноги начинается счет.]
В течение нескольких первых недель практиковаться в выполненииВраджана-пранаямы следует в течение 2 минут в начале прогулки, 2 минутв середине и 2 минут в конце, что в сумме составит 6 минут за однупрогулку. Затем длительность практики увеличивается до 3 минут вначале, в середине и в конце, всего ? 9 минут. Затем каждая серияувеличивается еще на одну минуту, потом ? еще на одну... Постепенновся прогулка окажется "охваченной" практикой Враджана-пранаямы. Приэтом следует помнить главное ? никакой поспешности.
Действие. Все благотворное влияние на здоровье Пранаямы вообщесконцентрировано в действии Враджана-пранаямы. Она настолькоэффективна, что перечисление всех ее достоинств заняло бы несколькостраниц. Скажем лишь, что тот, кто вполне овладел искусствомВраджана-пранаямы, может не опасаться туберкулеза, проказы, холеры идругих тяжелых инфекционных заболеваний.
* * *
ВНИМАНИЕ! При возникновении в ходе практики любой пранаямы ноющей болив левой части грудной клетки или под левой лопаткой необходимонемедленно снизить интенсивность практики и напряженность ритмовдыхания, ибо это означает, что индивидуальные возможности превышены. Втечение нескольких дней после появления болезненных симптомов отпрактики следует воздержаться, возобновив ее только после того, каксимптомы исчезнут.
В любой пранаяме дыхание должно быть плавным, "текучим" и как можноболее медленным. Исключение составляют только те упражнения, в которыхинтенсивность дыхания оговорена особо.
Пашчатья-пранаяма ? дополнительные дыхательные упражнения
Пашчатья-пранаяма ? совсем простые дыхательные упражнения. Ониидеально подходят для применения в работе с детьми.
52. Пашчатья-пранаяма-1
Встать прямо, выдохнуть, и с глубоким вдохом поднять руки над головойтак, чтобы плечи касались ушей. Медленно выдыхать, опуская руки висходное положение. Выполнять упражнение в течение 3-4 минут.
Действие. Развивает легкие, очищает кровь.
Повышает общую сопротивляемость организма, излечивает катаральныесостояния.
53. Пашчатья-пранаяма-2
Встать прямо, вытянуть руки вперед на уровне плеч, а пальцы сжать вкулаки. Выдохнуть. С глубоким вдохом развести руки в стороны имаксимально отвести назад, держа на уровне плеч. С выдохом свестипрямые руки вперед, скрестив их перед грудью ? правая сверху.Повторить с левой рукой поверх правой. Выполнять упражнение в течение3-4 минут.
Действие. Придает красоту линиям торса, развивает безупречность линийгруди у женщин. Укрепляет легкие и сердце. Практикующий это упражнениеизбегает насморка, не болеет гриппом, воспалением легких, бронхитами ит.п.
54. Пашчатья-пранаяма-3
Встать прямо. Выдохнуть. С глубоким вдохом поднять к груди согнутую вколене правую ногу и с выдохом вернуться в исходное положение. Затемто же самое проделать с левой ногой. Выполнять упражнение в течение3-4 минут.
Действие. Упражнение препятствует развитию ревматизма, предупреждаети излечивает катаральные заболевания и грыжу.
55. Пашчатья-пранаяма-4
Сесть на стул, туловище держать прямо, руки положить на колени.Сделать выдох. Глубоко вдохнуть и медленно полностью выдохнуть.Повторять в течение 3-4 минут.
Действие. Это упражнение обладает общеукрепляющим действием.
Искусство переменного дыхания
Обычно у человека в каждый момент времени преобладает одна из ноздрей? проходимость ее лучше, чем проходимость другой. При этом тот из двухглавных боковых каналов тонкого тела ? Ида (левый) или Пингала(правый) ? который соответствует данной ноздре, находится в состоянииповышенной активности. Сообразно этому тонкое тело находится в том илиином состоянии.
При преобладании Пингалы энергетическое тело активно: рекомендуетсяпринимать пищу, выполнять активные действия, требующие больших затратгрубой энергии.
При преобладании Иды рекомендуется ложиться спать либо заниматьсяпассивным созерцанием, или же спокойно прогуливаться без цели.
Когда состояние ноздрей одинаково, потоки в двух боковых главныхканалах уравниваются. При этом в большей или меньшей мере начинаетработать Сушумна ? центральный канал. Такое состояние идеальноподходит для глубокого сосредоточения на аспектах духовного плана,погружения в медитативные состояния и практики Йоги.
Если нужно переменить дыхание с одной ноздри на другую, то следуетлечь на бок ? на ту сторону, с которой ноздря продувается лучше. Позадолжна быть удобной, можно использовать для этой цели подушку. Затемследует вдыхать через открытую ноздрю и выдыхать через ту, котораяоткрыта не полностью. Вскоре воздух начнет проходить через неесвободно. Ощущение некоторого затруднения дыхания через ту ноздрю,которая прежде была открыта, указывает на смену преобладающего канала.
Можно поступить проще: просто лечь на бок на сторону более проходимогоканала и расслабиться. Результат будет тем же, но достижение егозаймет несколько больше времени.
После некоторой тренировки необходимость укладываться на бок дляперемены преобладающего канала отпадет. Достаточно будет лишьнаклонить голову в нужную сторону и дыхание переменится.
Мастера Йоги способны сменять преобладающий канал простым волевымимпульсом. Это позволяет им в нужные моменты управлятьфункционированием своей иммунной системы, активизируя ее в случаеострой необходимости.
Категории упражнений по характеру их тренировочного ипсихоэнергетического воздействия. Принцип прогрессивной тренировки
Тем, кто избавился от недуга посредством применения определеннойтерапевтической схемы тренировок, рекомендуется развивать достигнутыйуспех, выбрав для себя упражнения с тем, чтобы выполнять их ежедневносообразно индивидуальной программе.
Желательно эту программу постепенно развивать и усложнять. Назовемтакой подход принципом прогрессивной тренировки.
Когда материала, изложенного в данной книге, станет недостаточно,следует обратиться к более полным работам ? уже по Йоге, а не поЙога-терапии ? или же найти себе компетентного учителя, что, вневсякого сомнения, гораздо лучше. [При условии, разумеется, что ондействительно компетентен.]
Ниже приведены категории упражнений по характеру их тренировочноговоздействия:
Нижняя часть тела. Шалабхасана, Падахастасана, Гомукхасана,Триконасана, Джану-ширшасана, Макарасана, Ваджрасана,Супта-ваджрасана, Падмасана, Джану-ширшасана, Пащчиматанасана,Дханурасана, Уштрасана, Ангуштхасана, Акарша-дханурасана,Ардха-чакрасана, Бхадрасана.
Промежность, таз, живот, поясница. Ардха-курмасана, Ардха-чакрасана,Триконасана, Падахастасана, Дханурасана, Павана-муктасана,Акарша-дханурасана, Макарасана, Пащчиматанасана, Халасана,Уддияна-бандха-мудра, Наули-крийя, Маха-бандха, Маха-ведха,Маха-мудра, Уштрасана, Джану-ширшасана, Ангуштхасана,Супта-ваджрасана, Матсьясана, Ардха-матсьендрасана, Бхадрасана,Баддха-падмасана, Маюрасана.
Торс, плечевой пояс, руки. Бхуджангасана, Дханурасана, Падахастасна,Ардха-чакрасана, Куккутасана, Баддха-падмасана, Пащчиматанасана,Уштрасана, Випарита-карани, Матсьясана, Ардха-матсьендрасана,Гомукхасана, Маюрасана.
Позвоночник. Пащчиматанасана, Триконасана, Падахастасана, Халасана,Бхуджангасана, Шашакасана, Уштрасана, Ардха-чакрасана,Ардха-матсьендрасана, Джану-ширшасана, Баддха-падмасана, Халасана,Бхадрасана, Матсьясана, Супта-ваджрасана, Ангуштхасана (вытягивание засчет веса, приложенного к нижнему концу), Маюрасана.
Вот категории упражнений по характеру их психоэнергетическоговоздействия:
Притхви-грантхи. Бхадрасана, Акарша-дханурасана, Пащчиматанасана,Джану-ширшасана, Падахастасана, все перевернутые асаны, Куккуттасана,Маюрасана, Гомукхасана, Ангуштхасана, Мула-бандха, Ашвини-мудра,Уддияна-бандха, Шакти-чалана-мудра, Триконасана, все прогибы назад.
Вари-грантхи. Макарасана, Гомукхасана, Мула-бандха-мудра, Маха-мудра,Маха-бандха, Маха-ведха, Ашвини-мудра, Шакти-чалана-мудра, всепранаямы, Бхадрасана, Акарша-дханурасана, Халасана, Пащчиматанасана,Все прогибы назад, Сарвангасана, Випарита-карани, Ширшасана,Маюрасана, Супта-ваджрасана, Ардха-матсьендрасана.
Агни-грантхи. Йога-мудра, Уддияна-бандха-мудра, Наули-крийя,Агни-сара-дхаути, Сахаджа-агни-сара, Халасана, Матсьясана,Пащчиматанасана, Ардха-матсьендрасана, все перевернутые асаны, всепрогибы назад в сочетании с Маюрасаной, Джану-ширшасана,Павана-муктасана, Куккуттасана, Падахастасана.
Особое значение для развития Агни-грантхи имеет регулярная практикаПранаямы.
Вайю-грантхи. Все пранаямы и упражнения для торса, плечевого пояса,рук и позвоночника.
Висма-грантхи. Випарита-карани-мудра, Матсьясана, Сарвангасана,Халасана, Уштрасана и другие прогибы назад, Баддха-падмасана, всепранаямы.
Ахами Махат-грантхи. Шашакасана, Мукта-падмасана, Баддха-падмасана,Ширшасана, Ардха-матсьендрасана, Падахастасана, Пащчиматанасана,Ардха-чакрасана, Матсьясана, Маюрасана, все мудры и все пранаямы.
Пранаямы являются более эффективным средством, чем асаны, ибо еслипоследние практикуются без осознанного дыхания, соответствующегопредписаниям и превращающего их в динамическую Пранаяму, польза, имиприносимая, весьма ограничена и зачастую сопровождается нежелательнымипобочными эффектами, иногда сводящими на нет их благотворность.
Потому необходимо помнить:
всякая асана и мудра суть не более чем канва для процесса правильногодыхания; без этого корректный психоэнергетический эффект практикипринципиально недостижим.
И ЕЩЕ РАЗ: для укрепления здоровья больные люди могут пользоватьсятолько Сахаджа, Пашчатьяи Враджана-пранаямами. Все полные пранаямы ипранаямы высших типов в терапевтических целях НЕПРИМЕНИМЫ, ибо ОПАСНЫ.Ими пользуются только для духовного развития и обретения магическихсил те, кто раз и навсегда решил для себя проблемы здоровья.
Для того же, кто ограничен несовершенством физического тела, практикавысших пранаям неизбежно сопряжена со СМЕРТЕЛЬНЫМ РИСКОМ. Доказыватьчто-либо самому себе в данном случае просто глупо, ибо вина запереоценку своих возможностей в полной мере ложится на самогопрактикующего.
ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ СПЕШИТЕ! ЭТА ПРОСЬБА В ОСНОВНОМОБРАЩЕНА К ТЕМ, КТО ИЗЛИШНЕ САМОУВЕРЕН. КАК ЯВСТВУЕТ ИЗ ОПЫТА, ИМЕННОТАКИЕ ЛЮДИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПАДАЮТ В УЛЬТИМАТИВНЫЕ ЛОВУШКИ, РАССТАВЛЕННЫЕИМИ НА САМИХ СЕБЯ.
Глава 3. Сахаджа-дхаути-крийя ? упрощенная практика очистительныхпроцедур. Очищение водой, внутренним огнем, воздухом и солнечнымсветом, купание и очищение голодом
В Йоге под дхаути-крийями [Дхаути-крийя (санскр.) ? очистительноедействие.] понимаются упражнения, предназначенные для "внутреннейтренировки" физического тела, промывания пищеварительного тракта иочищения тела на клеточном уровне. Однако классическая практикаДхаути-крийи согласно тому, как она изложена в трактатах ? дело весьмасложное. Поэтому в Йога-терапии используются упрощенные вариантыупражнений, составляющих этот раздел Йоги ? Сахаджа-дхаути-крийя.Аспект внутренней тренировки и психоэнергетический эффект в этойпрактике выражены несколько слабее, чем в полной Дхаути-крийе, однакоочистительное и оздоравливающее действие в Сахаджа-дхаути-крийесохраняется вполне.
Очистительные процедуры имеют исключительно важное значение,справиться с хроническими заболеваниями без них попросту невозможно.Кроме того, они относятся к обязательным профилактическим практикам.
56. Вамана-дхаути ? очищение рвотой
Техника выполнения. Выпить 1-2 литра теплой воды, затем вызватьрвотный рефлекс средним и безымянным пальцами правой руки, засунув ихкак можно глубже в горло. Повторить несколько раз ? до тех пор, покався вода не будет удалена из желудка. Во рту должен ощущатьсягорьковатый привкус желчи. Если пальцами рвотный рефлекс невызывается, можно воспользоваться для раздражения рецепторовжелудочным зондом.
Ногти должны быть коротко подстрижены, руки перед практикойВамана-дхаути-крийи следует тщательно мыть с мылом. Если используетсязонд, его также необходимо тщательно мыть после применения, сушить ихранить в чистом сухом месте. Перед применением зонд должен бытьпродезинфицирован в кипящей воде в течение 3-4 минут.
Практикуя Вамана-дхаути-крийю, следует соблюдать осторожность,осмотрительность и не проявлять насилия по отношению к своему телу,дабы не поранить слизистые оболочки пищевода и желудка.
При возникновении серьезных затруднений с вызыванием рвотного рефлексацелесообразно добавлять в воду немного соли ? столько, скольконеобходимо для того, чтобы вкус ее стал подобен вкусу чистой слезы илиже крови. Однако солить воду каждый раз, когда практикуется эта крийя,нежелательно.
Горячей водой пользоваться нельзя, температура ее должна быть примерноравна температуре тела.
Практикуется Вамана-дхаути-крийя согласно предписаниям в стадиитерапевтического применения единожды в одну-две недели послезавершения курса терапии ? для поддержания достигнутого эффекта и сцелью профилактики.
Действие. Скопления испорченной слизи, разложившейся желчи имикроорганизмов удаляются из желудка посредством этой практики. Стенкипищевода и желудка получают необходимую тренировку, печень и желчныйпузырь также подвергаются оздоравливающему воздействию. Устраняютсясиндром несварения, нарушения кислотности и воспаления слизистыхжелудка и пищевода. При гастритах в острой фазе с практикойВамана-дхаути-крийи необходимо обращаться с предельной осторожностью,при язвенной болезни применять этот метод можно только на стадииремиссии. Острые состояния снимаются с помощью более мягких методов ?подбором диеты и пранаямами, а также принятием внутрь соответствующихпрепаратов из трав и другого естественного лекарственного сырья.
57. Сахаджа-данда-дхаути ? упрощенное очищение с помощью трубки
Техника выполнения. Взять продезинфицированный желудочный зонд.Нагреть чистую воду и пить ее до тех пор, пока желудок не наполнитсядо предела. Немного наклониться вперед и постараться полностьюзаглотить зонд ? из свободного конца его должно политься содержимоежелудка. Сначала с этим возникнут проблемы: едва конец зонда окажетсяпоглубже в горле, произойдет спонтанная Вамана-дхаути-крийя. Неследует отчаиваться. Через неделю-другую настойчивых попыток зондбудет достигать желудка.
После того, как конец зонда окажется внутри желудка, следуетдождаться, пока все содержимое не вытечет их желудка наружу. Неспешите вынимать зонд, подождите 5-7 минут, пусть желудок окончательновыжмет из себя все ? в этом случае произойдет также очищениеподжелудочной железы.
Снова выпить воды и повторить все с самого начала.
Выполнить Сахаджа-данда-дхаути-крийю еще один-два раза.
Вытащить зонд, тщательно промыть его теплой водой с мылом.
Обычно освоение практики Сахаджа-данда-дхаути начинающими сопряжено снекоторыми проблемами технического характера. Во избежание этого вначальной стадии работы с этим тренировочным методом рекомендуетсяобращаться за помощью к опытному инструктору или учителю Йоги, либо кврачу, знакомому с методами Йога-терапии.
Действие. Сахаджа-данда-дхаути-крийя устраняет и предупреждаетпеченочные расстройства, нарушения кислотности, несварение различногопроисхождения, запоры, колики, невралгии, лейкодермию, проказу, кожныезаболевания, катаральные расстройства и даже туберкулез.
После практики этой процедуры нельзя принимать пищу в течение, какминимум, десяти минут. По прошествии этого промежутка времени лучшевсего съесть сваренный в воде или молоке рис с небольшим количествомтопленого масла, либо другую мягкую нейтральную пищу. Ничего острого,твердого, соленого, горького, кислого и т.п.!
Вамана-дхаути промывает только желудок, но Сахаджа-данда-дхаутираспространяет очищающий эффект на поджелудочную железу и верхнюючасть кишечника.
Все Дхаути-крийи должны выполняться только утром на пустой желудок.[Исключение составляет особый вариант Вамана-дхаути-крийи ? БагхаилиХинсару-вамана-дхаути ? "действие тигра", однако эта практикаотносится к специальным методам психоэнергетического тренинга, потомуописание ее выходит за рамки работы по Йога-терапии.]
58.Агни-сара-дхаути-крийя ? очищение внутренним огнем
Эта крийя состоит из трех частей. Первая известна также какСахаджа-агни-сара-дхаути. [Эта техника была разработана Шри СвамиШиванандой. Однажды, работая с больным дизентерией, он потерпелнеудачу, применив классический вариант Агни-сара-дхаути-крийи, идополнил эту технику еще одной фазой. Эффект превзошел все ожиданиядаже самого Шри Свами Шивананды.]
Техника выполнения. Положить кисти рук на талию ? большой палецсзади, остальные четыре ? на животе. Вдохнуть. Сделать выдох.Задержать дыхание и мягко надавить растопыренными пальцами на живот,стараясь прижать область пупка к позвоночнику. Отпустить. Повторять,пока продолжается задержка. Вдохнуть. Выдохнуть. Задержать дыхание иповторить массаж. Повторять до тех пор, пока общее количество нажатийне достигнет ста восьми раз.
Эта фаза Агни-сара-дхаути выполняется не чаще двух-трех раз в неделю.
Вторая часть Агни-сара-дхаути-крийи ? это Уддияна-бандха на вдохе.
Встать прямо. Положить руки на талию. Кисти расслабить. Выдохнуть,выполнить Джаландхара-бандху. Вдыхая, подтягивать переднюю стенкуживота к позвоночнику за счет напряжения ее мускулатуры. Послезавершения полного ? до ощущения распирания ? вдоха расслабиться ивыдохнуть неспешно. Повторить не менее девяти-двенадцати раз. Тридцатишести раз будет вполне достаточно, хотя классическое число повторенийдля практикуюшего йогина [То есть человека более чем простоздорового.] ? сто восемь.
Третья фаза Агни-сара-дхаути-крийи ? быстрое чередование глубокойвакуумной Уддияна-бандхи с расслабленным выпячиванием живота за счетнисходящего толчка диафрагмой.
Встать прямо, положить руки на талию. Сделать глубокий вдох иполностью выдохнуть. Наклонить прямое туловище вперед догоризонтального положения. Выполнить Джаландхара-бандху. ГлубокойУддияна-бандхой подтянуть переднюю стенку живота к позвоночнику и натри-пять секунд зафиксировать это положение. Расслабить живот итолчком выпятить его насколько возможно. Быстро чередуя втягивание ивыпячивание живота повторять столько раз, на сколько хватит задержкидыхания. Выпрямиться, убрать Джаландхара-бандху и вдохнуть. Если нужно? отдышаться. Желательно постепенно постепенно довести общееколичество втягиваний-выпячиваний в одной серии до восемнадцати судержанием каждой Уддияна-бандхи в течение десяти секунд.
Повторить все с самого начала, но уже без Джаландхара-бандхи.
Повторить обе стадии ? с Джаландхара-бандхой и без нее ? держатуловище под углом в сорок пять градусов, затем еще раз повторить все? стоя прямо. В пределе общее количество повторений составляет стовосемь ? шесть серий по восемнадцать.
ВНИМАНИЕ! При освоении Агни-сара-дхаути-крийи необходима осторожность.Чрезмерное усердие дает побочные эффекты, которые неблагоприятновлияют на состояние сердца.
Действие. Агни-сара-дхаути-крийя ? совершенно уникальный по своейэффективности метод развития Агни-грантхи. [В даосской Йоге аналогомАгни-сара-дхаути-крийи является массажная практика Ци-Нэй-Цан всочетании с огненным дыханием, разогревающим нижний котел ? аналогомклассической Бхастрика-пранаямы, выполняемым в варианте нижнего(брюшного) дыхания. Даосские мастера утверждают, что Ци-Нэй-Цанявляется самой эффективной из омолаживающих физическое тело практик.Это обусловлено психоэнергетическим действием этого типа практик. Нетолько в тибетских системах психофизического тренинга, но также вклассической и в даосской Йоге целый ряд базовых техник имеет своейцелью "обращение направления вращения главного вихря ИзначальнойСилы". Символически это изображается обратной свастикой и обратнымсимволом Тай-цзи ? Великого Предела. Один из возможных вариантовпроисхождения этих символов был предложен, как мы помним, в частипервой данной книги. "Когда же вихрь прямой уступит место обращенному,Солнце и Луна поменяются местами, и вспять потекут реки огня, время жевнутри тела изменит бег свой из вечности в вечность, от старостинаправив поток обратно в сторону юности" "Дхара-Даршана". Практикитипа Агни-сара-дхаути "разогревают нижний котел", то есть снабжаютцентральный узел вихря Изначальной силы дополнительной энергией, какбы придавая его вращению "больший момент инерции". В результатеобратное направление вращения вихря Изначальной силы сохраняетсядостаточно долго после окончания тренировки. Средняя скорость теченияпотока личного времени при этом замедляется.] Он немыслимо повышаетжизненную силу всего организма в целом и незаменим при лечении любыхнедугов, в особенности ? заболеваний органов пищеварения. Действиеэтой крийи проявляется очень быстро.
ВНИМАНИЕ! В острых стадиях заболеваний, в частности, язвенной болезнии при тяжелых инфекциях (дизентерия, брюшной тиф, холера, чума ит.п.) при применении Агни-сара-дхаути-крийи необходимо проявлятьисключительную осторожность и осмотрительность! В любом случае спешкапри освоении этого метода ОПАСНА и может, кроме всего прочего, весьманеблагоприятно сказаться на работе сердца. [В выигрыше, как всегда,тот, кому нечего больше терять.]
При любых болевых ощущениях нагрузку необходимо уменьшить.
ВНИМАНИЕ! Детям в возрасте до 12 лет, а также женщинам в периодбеременности и во время менструаций практика первой фазыАгни-сара-дхаути-крийи ? Сахаджа-агни-сара-дхаути ? противопоказана.
59. Нэти-крийя ? промывание носоглотки
Нэти-крийя ? метод очищения носоглотки и всех прилежащих к нейполостей, оказывающий исключительно благотворное воздействие наорганизм в целом и в особенности ? на органы, находящиеся внутричерепа.
Существует два типа Нэти-крийи ? Джала-нэти и Сутра-нэти. Джала-нэти ?очищение носоглотки водой, Сутра-нэти ? очищение носоглотки нитью.Кроме собственно очищения, процедура Нэти обеспечивает также довольноинтенсивный массаж воздуховодных путей внутри черепа.
Сутра-нэти является достаточно интенсивной техникой, практика этогометода сопряжена с некоторыми сложностями и в отдельных случаях можетбыть дать весьма неприятные и достаточно серьезные побочные эффекты,если практикуется без непосредственного руководства со стороныопытного инструктора.
Джала-нэти ? метод, при правильном исполнении абсолютно безопасный ивполне обладающий оздоравливающим эффектом, равным эффекту методаСутра-нэти. Поэтому в практике Йога-терапии применяется в основномДжала-нэти.
Джала-нэти бывает двух видов ? очистительная Джала-нэти-крийя итренировочная Джала-нэти-крийя. Различие между ними состоит в том, чтопри практике тренировочной Джала-нэти-крийи используют пресную воду.Обычно тренировочную Джала-нэти выполняют после того, как носоглоткапромыта очистительной Джала-нэти. Лучше всего практиковать обе техникипоследовательно ? как два шага одной и той же практики. ПоначалуДжала-нэти-крийя с пресной водой будет вызывать неприятные ощущения вносоглотке и внутри черепа. Постепенно выработается привычка.Процессы, вызывающие эти ощущения, и есть основной аспекттренировочного действия "пресного" варианта Джала-нэти-крийи.
Ниже описана техника выполнения очистительной Джала-нэти-крийи.Тренировочная выполняется точно так же, но в пресную воду ничего недобавляют.
Техника выполнения. Есть два основных способа выполненияДжала-нэти-крийи.
Для первого ? более простого, но сопряженного с некоторыминеудобствами ? требуется стакан или средней величины чашка.
Для второго ? небольшой чайничек с тонким носиком. [При освоениитренировочной Джала-нэти-крийи предпочтительнее пользоваться именноэтим вариантом, поскольку вариант с чашкой или стаканом на начальномэтапе может оказаться в некотором роде самоистязанием.]
Налить в стакан или в чашку чистую воду. Подсолить ее до вкуса слезыили крови. Опустить нос в воду и втягивать ее через ноздри. Ту воду,которая проходит насквозь и оказывается во рту ? сплевывать. Можнопромывать ноздри по-очереди, перекрывая одну из них прижатием пальца иоставляя свободной вторую. Таков способ выполнения Джала-нэти сприменением чашки.
Налить чистую воду в чайничек, подсолить. Плотно вставить носикчайничка в одну ноздрю и склонить голову набок так, чтобы водаполилась сквозь воздуховодные пути и стала вытекать из свободнойноздри. Чтобы не поранить слизистую, на носик чайника можно надеватькоротенький отрезок мягкой резиновой трубки подходящего диаметра.Сколько воды протекло справа налево, столько же должно протечь и вобратном направлении. Пока вода льется сквозь воздуховодные пути, еепонемногу втягивают в рот и сплевывают. Таким образом осуществляетсяпромывание и массаж всех проходов носоглотки.
При промывании носа небольшое количество воды следует оставить дляпромывания глаз.
После того, как нос промыт, остаток воды следует вылить на глаза ?пусть она протечет от наружного угла глаза к переносице. Оба глазадолжны промываться в течение равных промежутков времени.
После завершения процедуры промывания следует наклониться в Уттанасану? самую нижнюю фазу Падахастасаны ? и с медленным выдохом через носвыпрямиться. Повторить это движение несколько раз для того, чтобывылить остаток воды из лобных пазух и придаточных полостей.
ВНИМАНИЕ! Не следует пугаться, если в течение дня вода время отвремени будет выливаться небольшими порциями самопроизвольно ? этонормально, хотя и может привести к некоторому конфузу в приличномобществе. Потому осваивающий практику Джала-нэти всегда должен иметьпри себе носовой платок.
Ежедневное двухразовое выполнение Джала-нэти ? утром и вечером ?должно превратиться в привычку ? как умывание и чистка зубов.
Для обычной практики берется вода, температура которой немного нижетемпературы тела. Протекая сквозь носоглотку, она воспринимается какслегка прохладная.
Если носоглотка забита отработанной слизью (например, при насморке),вода берется как можно более теплая. Протекая сквозь носоглотку, онадолжна восприниматься как почти горячая. В этом случае отделение слизипроисходит более интенсивно.
В горячую воду можно добавить щепоть пищевой соды ? это еще болееусилит ее очищающее действие.
Капнув в воду, куда добавлена соль и сода, одну-три каплипятипроцентного спиртового раствора йода, получим бактерицидноесредство для обработки носоглотки при инфекциях дыхательных путей.
Не следует злоупотреблять горячей водой, содой и йодом. Если горячаявода может использоваться для Джала-нэти регулярно (скажем, два-трираза в неделю) с целью тренировки, то сода и йод применяются только вслучае болезни.
Тот, кто живет в сельской местности, где воздух свободен отпромышленных и бытовых нечистот, может после первых нескольких месяцевежедневной практики Джала-нэти перейти к выполнению этой процедурыодин-два раза в неделю.
Городским жителям рекомендуется оставить Джала-нэти в тренировочнойпрограмме в качестве ежедневной практики.
ВНИМАНИЕ! При выполнении Джала-нэти с горячей водой и с йодом глазапромывать НЕЛЬЗЯ. Глаза промываются ТОЛЬКО прохладной водой.
Действие. Имеющие расстройства Капхи испытывают трудности приосвоении Пранаямы, ибо проходимость их дыхательных путей нарушена.Нэти устраняет нарушения.
Тот, кто из-за болезни или по привычке дышит через рот, разрушаетгрубое тело свое вдыханием загрязненного воздуха и тонкое ?неправильным распределением праны в его каналах, узлах и вихрях. И вэтом случае поможет Нэти.
Страдающие заболеваниями глаз и нарушениями зрения найдут в Нэтиверного союзника в борьбе со своими проблемами.
"Очиститель разума и даритель божественного прозрения суть Нэти, ибовсе недуги одолевает в той части тела, что возвышается над плечами"."Хатха-Йога-Прадипика" 2-30.
Нэти-крийя освежает голову и снижает жар даже при тяжелой лихорадке, атакже устраняет головную боль, самого различного происхождения.
Наули-крийя или Лаулика-крийя ? волна
Наулиили Лаулика-крийя состоит в изолированном сокращении мышц живота,при котором всю плоскую поверхность последнего пересекает вдоль узкаяволна из напряженных мускулов. При достижении определенной искусностив практике Наули волну можно перемещать поперек живота.
Ни одно другое упражнение не может сравниться с Наули-крийей по силеуравновешивающего воздействия на соотношение активности стихийвоздуха, огня и воды в теле.
В основе успешного освоения Наули лежит совершенное владениеискусством выполнять Уддияна-бандха-мудру. Только тот, кто вполнеспособен удерживать Уддияна-бандху на протяжении не менее десятисекунд, пусть приступает к изучению Наули. До этого эту крийю емубудет частично заменять практика Уддияна-бандхи.
60. Мадхьямика-наули ? серединная Наули
Техника выполнения. Выполнить максимально глубокуюУддияна-бандха-мудру стоя, слегка наклонившись вперед и оперевшиськистями рук о бедра примерно посередине между коленями итазобедренными суставами. За счет напряжения мышц живота надавитьруками на бедра. Стараться при этом, чтобы изолированно напрягаласьтолько средняя часть мускулатуры брюшного пресса. Если все выполненоправильно, посередине живота образуется плотный продольный валикнапряженных мышц (Рис.3-60). Сохранять это положение до конца задержкидыхания. Вдохнуть, отдышаться. Повторить столько раз, скольконеобходимо.
61. Вама-наули ? левосторонняя Наули
К освоению левой и правой вариаций Наули, а также динамической Наули ?Наули-крийи ? следует приступать лишь после того, как вполне освоенаМадхьямика.
Техника выполнения. Выполнить Мадхьямика-наули. Ослабить давление направую руку и сильнее нажать на левую. Добиться того, чтобы валикнапряженных мыщц сформировался на левой стороне живота (Рис.3-61).
62. Дакшина-наули ? правосторонняя Наули
Техника выполнения. Когда Вама-наули освоена, приступают к изучениюДакшина-наули, которая выполняется точно так же, как и Вама, нозеркально в другую сторону. Застывшая мышечная волна при этом должнаобразоваться на правой стороне живота.
63. Наули-крийя ? динамическая Наули
Техника выполнения. Когда все три статические вариации Наули будутосвоены в совершенстве, следует попытаться перемещать волну поперекживота ? сперва слева направо, а затем ? справа налево. Для этогонагрузку плавно перемещают с одной руки на другую, следя за тем, чтобыизолированное сокращение мышц живота также перемещалось подобно волнецунами, вздымающейся над ровной поверхностью океана. Сначалаколичество циклов движения в пределах одной задержки должно бытьограничено тремя, затем оно может быть постепенно увеличено. Последнимв каждой задержке должно быть движение справа налево.
Действие. Наули считается лучшей и самой главной из крий Хатха-Йоги,поскольку она многократно усиливает действие всех прочих крий, а такжеасан и мудр.
Будучи уникальным методом упражнения "нижнего котла" ? главного центрараспределения энергии в тонкомтеле ? практика Наули производитпоистине фантастическое оздоравливающее, омолаживающее и укрепляющеедействие не только на органы и части систем, относящиеся к стихииАгни, но также и на все прочие составные части грубого и тонкоготела, регулируя общее соотношение и распределение сил всех стихий иэнергий всех уровней. [В даосской Йоге техники, действующие аналогичноНаули, составляют базовую часть практики "Цигун ? железная рубаха".
За счет вакуума, возникающего в брюшной полости при практике Наули,происходит активный прилив крови ко всем внутренним органам [Китайцыговорят: "Где Ци ? там и кровь, где кровь ? там и Ци". Пользуяськонцепцией Праны, можно сформулировать это высказывание следующимобразом: "Где силовой аспект праны ? там и кровь, где кровь ? там исиловой аспект праны. На осознанном применении данного принципапостроена практика целенаправленного изменения качествафизиологического состояния тканей, лежащая в основе "Железной рубахи".Этим же обусловлена поистине удивительная сила Наули кактерапевтической практики.], а перемещение волны поперек животаосуществляет мягкий и глубокий их массаж.
Все смещения внутренних органов, а также заболевания пищеварительной имочеполовой сфер излечиваются настойчивой практикой Наули-крийи.
В сочетании с особой практикой, именуемой Вастра-дхаути ? очищениемтканью ? Наули настолько усиливает иммунитет, что практически никакая,даже самая страшная, болезнь не в состоянии преодолеть защитный барьерорганизма. Для этого следует практиковать Наули-крийю, заглотивпятиметровую полоску ткани согласно предписаниям по выполнениюВастра-дхаути. Практика эта достаточно сложна и выходит за рамкиобъема данной работы, однако тот, кто намерен перейти от практикиЙога-терапии к изучению собственно Йоги, найдет способ отыскать всюнеобходимую информацию, связанную с методом Вастра-дхаути. Не владеяполной информацией осваивать Вастра-дхаути опасно.
ВНИМАНИЕ! Детям и подросткам до достижения ими половой зрелостипрактика Наули противопоказана.
Женщинам нельзя выполнять Наули во время менструации и в течение 2-3дней до и после, во время беременности и в течение трех месяцев послеродов.
Тем, кто страдает сердечными заболеваниями, язвой желудка или/идвенадцатиперстной кишки, гипертонией и туберкулезом кишечникавыполнять Наули строжайше запрещается.
Пожилой человек, даже если он вполне здоров, но никогда ранее Наули непрактиковал, должен проконсультироваться у мастера Йоги, прежде чемприступить к освоению этой тренировочной техники.
Популярные сообщения
-
1. Атлеты не пропускают ни одного приема пищи Когда вы решаете создать себе внушительный мышечный объем, первым делом нужно обратить внимани...
-
Уроки выживания в современном мире Источник: Финам.info Все что мне нравится, - либо вредно, либо аморально, либо от этого я толстею. Автор ...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
РЕСУРСЫ На этой страничке Вы найдёте некоторые ссылки которые могут оказаться полезными. Мы разделили их на тематические группы: форумы, общ...
-
ФОРУМЫ My Rock`n`Roll Friends Сайты и журналы для общения друзей http://www.east-club.ru/forums/index.html Форумы на сайте "East-Club...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
ЧИТАЙ Под катом некоторые ссылочки для чтения по тематике Дао,единоборствам,медитации, здоровью,йоге .Записала их себе в один постик чтоб н...
-
С изброените до тук методи далеч не е изчерпана цялата същност и проблематика на Тиен-Сюъ. Този въпрос е твърде комплециран и не е възможно ...
-
http://talks.guns.ru/forummessage/38/060344-2.html Keltec Как-то прочитал на каком-то форуме интересную фразу М.Степина. Не думаю, что смогу...
-
84. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЦИГУН "ДЕСЯТЬ КУСКОВ ПАРЧИ" (ШИ ДУАНЬ ЦЗИНЬ) Цигун "десять кусков парчи" имеет 10 вариантов в положени...
Комментариев нет:
Отправить комментарий