Powered By Blogger

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 11 марта 2008 г.

ЙОГОТЕРАПИЯ 3

Йогическая концепция психоэнергетических узлов
Как уже было сказано, вселенная макрокосма состоит из семи сфер.Являясь отображением макрокосма, микрокосмическая вселеннаячеловеческого тела также образована сочетанием семи планов бытия.Каждый отдельный план имеет свой центр воплощения, являющийся такжецентром проявления соответствующей этому плану стихии. Такие центрывоплощения называются чакрами. Их семь ? Муладхара-чакра,Свадхистхана-чакра, Манипура-чакра, Анахата-чакра, Вишуддха-чакра,Аджня-чакра и Сахасрара-чакра. Каждой чакре соответствует своеосновное сплетение энергетических потоков тонкого тела, илиэнергетический узел ? грантхи. [В целом узлов ? грантхи ? значительнобольше, чем чакр (либо чакр значительно больше, чем семь), посколькупод грантхи понимаются узловые зоны, в которых сходится некотороеколичество функциональных потоков первого тонкого ? именуемого такжеэфирным ? уровня тела. Каждому из узлов соответствует вихрь еще болеетонкой природы, который и является тем, что часто понимается подчакрой. Однако существует целый ряд других концепций чакр. Наиболеекорректными из них представляются те, сообразно которым собственночакры ? семь основных вихрей ? суть результат интерференциивибрационных сред, формируемых пятью стихиями и двумя управляющимисилами. Таким образом, чакра оказывается образованием гораздо болеефундаментальным, чем просто полевой вихрь, генерируемый узлом потоков.Потому собственно чакрами целесообразно называть только те семьглавных вихрей, которые соответствуют центрам проявления сил и стихийи являются образованиями универсального характера. Тогда грантхи ?энергетические узлы ? суть энергетические узлы самого грубого уровня,размещающихся в зонах локализации центров вихрей чакр, отвечающих зауправление физиологическими функциями на тонких планах. Подобно тому,как в каждой стихии опосредованно представлены аспекты всех прочихстихий и сил, в комплексе каждой чакры содержатся проявления всех семичакр, хотя в энергетическом теле ? в отличие от физического ? ядра(но только ядра) вихревых образований самих чакр локализованыдостаточно явно: Муладхара-чакра ? область промежности;Свадхистхана-чакра ? верхняя часть полового органа у женщин и верхняячасть основания полового органа у мужчин; Манипура-чакра ? живот чутьниже пупка (этот вихрь ? довольно большой и вытянут вверх досолнечного сплетения); Анахата-чакра ? за серединой грудины;Вишуддха-чакра ? шея в области подъяремной впадины; Аджня-чакра ? всередине головы на пересечении линий, одна из которых соединяетверхушки ушных раковин, а вторая ? мозжечок и среднюю вершинулобно-глазного треугольника ? Трикуты; Сахасрара-чакра образуетконических вихрь, вершиной упирающийся в Аджня-чакру и раскрывающийсяк своему основанию вверх, пересекая контур тела примерно по периметругоризонтальной окружности черепа, в области лба проходящей по границеволосистой части головы. Остальные же вихри суть сопряженные с чакрамитонкие аспекты грантхи. И, если чакры в физическом теле распределены ипредставлены семью основными функциональными системами, то грантхи ?локализованы и представлены комплексом из нервного сплетения (нервныхсплетений), железы (желез) внутренней секреции, органа (группыорганов) и соответствующих мышц и сустава (суставов).]
Взаимное соответствие между силами, стихиями, планами бытия, семьючакрами и семью основными грантхи таково:
Маха-таттва ? Великая Сущность ? мир высочайших ? Сахасрара-чакра ?Махат-грантхи.
Ахамкара ? волевая сила вселенной ? мир просветленных ? Аджня-чакра ?Ахам-грантхи.
Акаша-таттва ? эфир ? мир достигших осознания единства со своимитворениями ? Вишуддха-чакра ? Висма-грантхи, известный также какНабхи-грантхи. [Набхи (санскр.) ? небо, Висма-пана (санскр.) ?название небесного города гандхарвов ? положительных божеств ? вдревнем индийском эпосе.]
Вайю-таттва ? воздух ? мир великих ? Анахата-чакра ? Вайю-грантхи.
Агни-таттва ? огонь ? мир ограниченных ? Манипура-чакра ?Агни-грантхи.
Апо-таттва ? вода ? мир мертвых ? Свадхистхана-чакра ? Вари-грантхи.[Вари, джала, апас (санскр.) ? вода.
Притхви-таттва ? земля ? мир смертных ? Муладхара-чакра ?Притхви-грантхи.
Поскольку теперь мы рассматриваем не столько метафизику Йоги, сколькопринятые в Йоге физиологические трактовки, представляетсяцелесообразным использовать терминологию из тех древних трактатов,которые находятся на стыке Йоги и Аюрведы, таких как, скажем,"Праджапатья-Сутра".
В общих чертах схема взаимодействия между чакрами, грантхи исоответствующими им органами физического тела такова: чакраконтролирует функциональное состояние грантхи, грантхи же регулируетдеятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активностьэндокринных желез.
Железы внутренней секреции [Эндокринная система относится корганическим структурам Свадхистхана-чакры.], являются основнымзвеном, посредством которого функции соответствующих грантхипроецируются на физический план.
Несмотря на тесное функциональное взаимодействие желез внутреннейсекреции друг с другом, в организме каждого человека существует свойхарактер соотношения их активности, который является определяющимфактором формирования физической и психической конституции индивида.
Таким образом, тип личности человека и состояние его физического телав значительной степени определяются тем, какие из звеньев эндокриннойсистемы являются доминирующими либо по тем или иным причинам пребываютв состоянии функциональной недостаточности. Соответственно можноговорить о характере действия определенных грантхи на более тонкихпланах, то есть, о доминировании либо недостаточности проявленийотдельных стихий (из-за преобладания определенных гун) как о причиневозникновения тех или иных состояний человеческого организма ипсихики.
Грантхи являются основными управляющими центрами функциональныхпроявлений сил и стихий. Поэтому работа органов и желез внутреннейсекреции, расположенных в тех частях тела, где локализованы основныегрантхи, непосредственно связана с проявлениями соответствующихстихий.
Главным центром управления проявлениями Акаша-таттвы являетсяВисма-грантхи, расположенный в области шеи. Соответственно, кфункциональной сфере Висма-грантхи относятся щитовидная ипаращитовидные железы, миндалины, слюнные железы и прочие образования,размещенные в этой части тела.
Выделения желез, относящихся к Висма-грантхи, имеют ключевое значениев борьбе организма с заболеваниями и способствуют сохранению здоровьяи силы. Состояние этих желез самым непосредственным образом отражаетсяна функционировании всех остальных желез внутренней секреции. Еслижелезы Висма-грантхи по каким-либо причинам перестают выделять в кровьдостаточное количество своих секретов, на организм человека немедленнообрушиваются целые каскады заболеваний. В целом можно сказать, чтоодной из основных функций Висма-грантхи является общий контрольсостояния организма.
Лица, в конституции которых доминирует Висма-грантхи, находятся подпреобладающим влиянием стихии эфира ? Акаша-таттвы, их личностныехарактеристики, следовательно, формируются в основном под управлениемСаттва-гуны. Они обладают развитым во всех отношениях умом,посредством которого в этом мире воплощается уровень божеств,осознавших единство со своими творениями. У женщин Висма-грантхиобычно представлен несколько лучше, чем у мужчин. Потому женщинам вбольшей степени свойственны благородство, любовь и самоотверженность ?качества, неизменно присутствующие в натуре любой красивой, здоровой иразумной женщины. В случае нарушения работы Висма-грантхи активностьсоответствующих желез патологически изменяется ? делается избыточнойлибо становится ниже нормы. Человек теряет способность ксосредоточению, лишается спокойствия и самообладания, не можетполноценно мыслить, лихорадочно мечется либо, наоборот, становитсявялым. Леность ума и суетность лишают его способности к любойсколько-нибудь сложной работе, и он приходит в полное отчаяние покаждому наименьшему поводу.
Проявления стихии воздуха ? Вайю-таттвы ? в организме регулируютсяузлом Вайю-грантхи, который занимает в человеческом теле областьгрудной клетки. Соответственно, главные органы, принадлежащие к сфередействия данного энергетического узла ? это легкие, сердце, вилочковаяжелеза, а также сеть сосудов кровеносной системы и некоторые мелкиежелезы.
Вайю-бхута в организме является защитным и действующим элементом.Главные центры его активности ? органы системы дыхания икровообращения, на которых лежит основная ответственность заподдержание жизнедеятельности. В то время, как в деятельности другихорганов и систем возможны функциональные паузы для отдыха ивосстановления, легкие и сердце работают безостановочно. Любаяостановка сердца хотя бы на несколько десятков секунд или прекращениедыхания на считанные минуты в большинстве случаев влекут за собойсмерть.
Органы Вайю-грантхи осуществляют управление распределением телеснойэнергии. Поэтому функционирование всех без исключения органов и системнаходится в непосредственной зависимости от состояния Вайю-грантхи.Дефицит работоспособности органов этого узла не может быть восполненничем. При нарушении функционирования главных органов Вайю-грантхипатологически изменяется режим кровоснабжения и, как следствие,энергообеспечения организма, в результате чего неизбежно возникаетцелый комплекс заболеваний.
Для психической конституции человека с нарушениями работы Вайю-грантхитипичны повышенная разговорчивость, склонность к истероидным реакциям,неспособность контролировать смену эмоциональных состояний. Вотношениях с людьми он часто демонстрирует неблагодарность. Последнеепроявляется в его манере нелицеприятно высказываться о тех, кто хорошок нему относится, старается облегчить ему жизнь или от него зависит,предъявлять к ним необоснованные претензии и даже их оскорблять. Посвоей физической конституции лица с нарушениями функций Вайю-грантхикак правило хилы, тощи, скованы в движениях и зачастую медлительны.
Те же, у кого Вайю-грантхи доминирует и находится в хорошем состоянии,обладают уравновешенным темпераментом, помыслы их чисты, а эмоции ?всегда под контролем. В обществе эти люди обычно выступают в качествеусердных, дисциплинированных и бескорыстных тружеников, пользующихсялюбовью и уважением ближних.
Стихии огня ? Агни-таттве ? соответствует узел Агни-грантхи,ответственный за все проявления телесного огня. Его основные органы ?желудок, печень, желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа инадпочечники. Кроме того, Агни-грантхи регулирует деятельность всехпрочих органов и желез, имеющих прямое отношение к переработке пищи иполучению энергии.
Если бы погасло солнце ? великая обитель огня ? то органическая жизньна Земле в любых формах, включая человека, вряд ли была бы возможна.Планета, вероятнее всего, превратилась бы в мертвую насквозьпромерзшую глыбу безжизненной косной материи. Таким же образом сила,которую йогины именуют телесным огнем, есть то, чем поддерживается иобновляется мир телесного бытия. В день, когда окончательноразрушается сфера внутреннего огня, человек погибает.
Функциональные соки и выделения органов Агни-грантхи, в традиции Йогиименуемые соками пищеварительного огня, обладают огромнойразрушительной силой ? не меньшей, чем самые сильные кислоты. Их силаперерабатывает пищу, трансформируя ее в энергию, котораяраспределяется органами Вайю-грантхи и поддерживает жизнедеятельностьтела и его температуру, а также в пластический материал, из которогостроятся ткани физического тела.
Лица с функциональным преобладанием Агни-грантхи по своей психическойконституции очень энергичны, настойчивы, целенаправлены и поистиненеутомимы в труде. Как правило, им свойственны способности выдающихсялидеров. К людям такого типа относится подавляющее большинство сильныхполитических деятелей и военных руководителей высших рангов. Это те,чье призвание ? борьба.
Нарушение нормального функционирования Агни-грантхи проявляется взлоупотреблении человеком своей природной силой, в склочности,похотливости и патологическом тщеславии, нередко внушающем отвращениедаже самым близким их друзьям и родственникам. Малейшие неудобства илифизическая боль иногда приводят такого человека в бешенство, однако нивладеть собой в конкретных ситуациях, ни, тем более, соблюдать диетуон не в состоянии, так как не выносит никаких ограничений. Обычнорасстройства в работе Агни-грантхи сопровождаются заболеваниямижелудка, двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря и другихорганов пищеварительной системы, а также нарушениями кровяногодавления.
Вари-грантхи ? энергетический узел активности стихии воды ?Апо-таттвы. Этому узлу соответствуют почки, все органы мочеполовойсферы, вся лимфатическая система и грудные железы у женщин. Апо-таттвасодержит в себе зародыш жизни. Основная функция Вари-грантхи ?управление функцией воспроизводства. Основные органы Вари-грантхивыделяют секреты, содержащие информацию о целостном организме. Именноиз этих секретов развивается человеческое тело. Второе названиеВари-грантхи ? Сома-грантхи [Сома (санскр.) ? нектар, божественныйфлюид.] ? указывает на важность этого узла, имеющего ключевое значениедля поддержания непрерывности жизни рода человеческого.
Лица с функциональным преобладанием Вари-грантхи обычно отличаютсянеобыкновенным дружелюбием и всегда производят на окружающихблагоприятное впечатление. Они обладают прекрасным здоровьем и склоннык упорядоченности и размеренности во всем, что делают. В случаенарушений функций Вари-грантхи индивид, независимо от пола, становитсяэгоистичным, обидчивым, злобным, а также приобретает склонность кполовым излишествам и извращениям.
Притхви-грантхи ? энергетический узел стихии земли ? управляетпроцессами построения плотных тканей физического тела, оформляя ификсируя качеством инертности все силы и энергии, в этих процессахучаствующие.
Мы не будем подробно останавливаться на функциях земногоэнергетического узла. Отметим только, что лица с преобладаниемПритхви-грантхи обычно полнокровны, плотны, тяжелы телом и обладаютизбыточной массой за счет большого количества лишнего жира. По натуреони либеральны и терпеливы. Им чужды высокие устремления и усилияволи. Они не склонны особенно напрягаться даже для приобретениянеобходимых материальных благ. Их отпугивают перспективы любыхконфликтов и затруднений, активным поискам радикальных решений ониоднозначно предпочитают инертное следование по пути наименьшегосопротивления.
Нарушения функции Притхви-грантхи заставляют человека чрезмернозаботиться о своем благополучии, ублажении потребностей физическоготела и жадно искать простейших плотских наслаждений.
Ахам-грантхи ? энергетический узел волевой силы вселенной. Онлокализован в голове примерно на уровне лба. Основными органами, кнему относящимися, являются подкорка, гипофиз, мозжечок и отдельныеограниченные участки больших полушарий. Главная функция Ахам-грантхи ?управление восприятием и личностными проявлениями в сфере логического,творческого и инстинктивного разума, а также работой бытовых аспектовинтуиции. Ахам ? эго ? правит всей нашей жизненной активностью,Ахам-грантхи отвечает за координацию работы всех других энергетическихузлов ? Висма-грантхи, Вайю-грантхи, Агни-грантхи, Апо-грантхи иПритхви-грантхи, стараясь, насколько это возможно, компенсироватьнедостаточность их функций и исправлять их ошибки.
Среди лиц с доминирующей функцией Ахам-грантхи ? величайшие гении вобласти литературы, поэзии, великие ученые, философы, меценаты,деятели, отдавшие все силы и помыслы благу человечества, святые ипророки.
При нарушении функций Ахам-грантхи в натуре человека проявляютсяковарство, бессердечность, скрытность, жестокость, хладнокровнаяагрессивность и воинствующая злонамеренность.
Область головы над Ахам-грантхи занимает Махат-грантхи ?энергетический узел Изначальной Силы. Его главные органы ? шишковиднаяжелеза и, конечно же, кора больших полушарий головного мозга.Махат-грантхи ? тонкое образование, посредством которого в человекевоплощается Бог. Этот узел отвечает за все функции духовной интуиции ивысшей сознательности человека, а также производит тонкий флюид,именуемый Сома-дхара [Сома (санскр.) ? нектар, сок луны, дхара(санскр.) ? поток, ливень.], который, насыщая все тело, являетсяпервоосновой человеческого воплощения. Именно посредством этого потокаосуществляется высшая координация всей функциональной деятельноститонкого и плотного организмов во времени и пространстве. В самойсередине Махат-грантхи находится Брахмарандхра ? ось вихряСахасрара-чакры ? воплощение чистого безобъектного сознания ? высшейразумности, находящейся за пределами проявлений трех гун.
Лица с явно доминирующей функцией Махат-грантхи встречаются крайнередко, поскольку они ? величайшие из великих, им поклоняются каквоплощенным божествам, им доступны любые достижения в каких угодносферах человеческой деятельности, но обычно они не стараютсяреализовать себя в чем то конкретном. Они ? боги в мире смертных, отрождения имеющие внутреннее право на полную свободу, им простонезачемобретать признание, богатство и славу. Они и так целостны,самодостаточны и мудры настолько, что познают этот мир и все стоящееза его проявлениями, не вовлекаясь в суету исследования сферы земногосуществования посредством деяния и страданий. Их задача ? просто времяот времени тенью появляться здесь, на земле, слегка касаясь жизничеловечества и этим незаметно изменяя ход ее самых глубинных иосновополагающих процессов, ненавязчиво проходить мимо жаждущих,страждущих, борющихся, заблудших, самовлюбленных, самоотверженных ивсех прочих вовлеченных, чтобы те, замечая их, видели: есть что-тоеще, и это что-то стоит попыток прорваться сквозь весь этот ад. Послерождения они очень быстро достигают полноты и целостности осознания,после чего личная сила и божественная самодостаточность никогда уже непокидают их до самого конца их земной жизни. Никакие поступки ? каксобственные, так и других людей не могут запятнать их, они остаютсячистыми и не связанными ничем после любых перипетий и жизненныхколлизий. Никакие чувственные стимулы не в состоянии поколебатьустойчивость их непривязанности и отрешенности. Они до самых глубинпонимают все тонкости мотивов, заставляющих людей действовать истрадать, и потому, оставаясь бесстрастными наблюдателями, в то жевремя являются средоточием величайшей мудрости, чуткости исострадания. Тяготы жизни, печали, болезни, физические страдания икатаклизмы не в силах поколебать глубинное спокойствие и мир, царящийв сознании этих людей, нарушить полноту и целостность ихмировосприятия.
У обычных людей деятельность Махат-грантхи выражена, как правило,слабо.
Очень часто встречаются индивиды, у которых отсутствует явноепреобладание какого-либо конкретного из шести энергетических узлов, новместо этого доминирующими являются два, три и даже более грантхи,причем уровень их функциональной активности примерно одинаков. Такиетипы конституции тонкого тела ? сукшма-декха ? описываются втрадиционной йогической физиологии как случаи смешанного преобладаниягрантхи или таттв. Однако подробное рассмотрение вытекающих из этогоположительных и отрицательных последствий не входит в задачи даннойработы и должно стать предметом отдельной книги по традиционнойэндокринологии Йоги.
* * *
Как уже говорилось, ключевыми элементами творения являются воздух,огонь и вода.
Соответственно, Вайю-таттва, Агни-таттва и Апо-таттва являютсястихиями, играющими ключевую роль в гармоничном функционированиифизиологических механизмов человеческого тела. Любое нарушение ихвзаимодействия немедленно приводит к возникновению заболеваний, асерьезное расстройство заканчивается, как правило, смертью.
Наиболее безотказным и радикальным средством для управлениявзаимодействием этих трех стихий и поддержания их идеальногоравновесия являются практики, описанные в "Йога-Шастре" [Шастра(санскр.) ? учение, система. "Йога-Шастра" ? учение или система Йоги,также ? свод классических трактатов по философии и практике Йоги.].Учение Йоги дает нам ключ не только к развитию духовной силы ипронзительной ясности ума, но также к построению здорового,неподвластного времени организма, свободного от болезней и признаковвозрастной деградации. Таким образом практика Йоги оказывается,пожалуй, наиболее мощным средством, способным избавить человечество отстоль всеобщего в наше время преждевременного старения и медленногоприжизненного телесного разложения.

Комментариев нет: