30. Павана-муктасана ? очищающий огонь освобождения
Техника выполнения. Лечь на пол на спину. Выдохнуть. С медленнымвдохом потянуться, выпрямив сложенные в вывернутый замок руки заголову (Рис.2-30.1), выполнить легкую Мула-бандху. Выдохнуть. Совдохом согнуть в колене правую ногу и, не отрывая от пола плосколежащий таз, сильно прижать руками правое бедро к туловищу(Рис.2-30.2). Задержать дыхание в этом положении на 5-10 секунд.[ВНИМАНИЕ! Именно задержать ? с перекрыванием голосовой щели ? то,что обычно принято называть задержкой дыхания.] Отпустить ногу и свыдохом вернуться в исходное положение. Повторить движение с левойногой. Вернуться в исходное положение. Повторить то же самое с двумяногами (Рис.2-30.3). Эти три фазы выполняются именно в таком порядке,ни в коем случае нельзя начинать с левой ноги! Повторить весь циклтри-четыре раза, не более.
Во время освоения движений дыхание должно быть произвольным. Кметодическому дыханию можно переходить только после того, как движениявполне отработаны.
Действие. Эта асана излечивает неврастению, нарушения кислотности,налаживает перистальтику, препятствует скоплению газов в кишечнике иустраняет излишние жировые отложения в области живота. Способствуетразвитию мускулатуры нижней части туловища, активизируетжизнедеятельность органов брюшной полости и устраняет запор.
31. Шакти-чалана-мудра ? символ движения Силы
[В своей "Йога-терапии" Шри Свами Шивананда описывает не полныйвариант Шакти-чалана-мудры, при котором манипуляции мышцами таза инижней части живота в определенном порядке совмещаются с напряженнымдыханием типа Бхастрика, а упрощенный.]
Техника выполнения. Сесть в Сиддхасану, Падмасану или Гомукхасану сотведенными в стороны ступнями, крепко взявшись руками за лодыжки и смедленным вдохом выполнить полную очень жесткую Мула-бандху, стараяськак можно плотнее сжать внутритазовое пространство и заставить егосодержимое двигаться вверх. Оставаться в таком напряженном состоянииот 5 до 15 секунд, задержав дыхание по мере возможности, затеммедленно выдохнуть и расслабиться. Повторить 10-20 раз. Выполнятьдважды в день ? утром и вечером.
Действие. Точное выполнение этой мудры побеждает похоть, избавляет отночных поллюций и позволяет сохранить семя, направив его и сексуальнуюэнергию вверх в процессе их сублимации. Тот, кто вполне освоилискусство осознанного сублимирования сексуальной силы в энергию высшихпланов, именуется "Урдхва-рета".
Человек, достигший состояния Урдхва-рета и освоивший определенныетехники, не теряет семя и не растрачивает тонкую энергию при половомакте, наоборот ? он накапливает силу сам и помогает добиться этогопартнеру. У мужчин, реализовавших в себе это состояние, не бывает ниночных поллюций ? даже при сколь угодно длительном воздержании ? нистоль типичного в таких случаях для большинства обычных людейотравления организма застоявшимся испорченным семенем и сознания ?заблокированной сексуальной энергией. Все их неиспользованное семятрансформируется в жизненную силу, грубая сексуальная энергия ? втонкую энергию творчества. Во время полового акта ? в момент оргазма ?с помощью особых техник семя втягивается внутрь тела вместо того,чтобы быть выброшенным при эякуляции наружу сквозь мочеиспускательныйканал. Женщины благодаря практике этих приемов не теряют ту энергию,которая обычно утрачивается во время менструации, а аккумулируют ее визмененном ? сублимированном ? качестве. [ВНИМАНИЕ! Речь идет орегулярной практике, а не о судорожных попытках "наверстать упущенное"в дни менструаций. НЕПОСРЕДСТВЕННО ВО ВРЕМЯ МЕНСТРУАЦИИ ПРАКТИКА ВСЕХБЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ТЕХНИК РАБОТЫ С СЕКСУАЛЬНОЙ ЭНЕРГИЕЙ НЕДОПУСТИМА!]Одной из таких техник и является Шакти-чалана-мудра, способствующаяпреобразованию семени ? физиологического концентрата энергии иинформации ? в тончайшую силу жизни.
Урдхва-рета-йогин обладает высокой жизнестойкостью, большой силой,неутомимостью. Тело его сохраняет молодость даже в преклонном пообщечеловеческим понятиям возрасте.
При ослаблении мышц промежности, паха, тазового дна и ануса ирасстройствах в инервирующих их ответвлениях вегетативной нервнойсистемы, человек теряет способность управлять даже своими нормальнымисексуальными проявлениями, не говоря уже о формировании восходящегопотока спермы. Семенные пузырьки ослабевают, а неуправляемыемыслеобразы сексуального содержания, теснясь в мозгу, вызываютспонтанное истечение семени при сексуальных мыслях и при возбуждении,или даже без него, и семя ? самая ценная из физиологических жидкостей? безнадежно утрачивается, покидая организм при мочеиспускании. Причемсамым неприятным является то, что обычно человек даже не отдает себе вэтом отчета.
Слабость сексуальной сферы зависит, как правило, не от одной причины.Иногда она возникает в результате какой-нибудь продолжительнойболезни. Весьма серьезно повлиять на состояние половых желез может, вчастности, свинка (паротит) ? в основном детское заболевание, опасноетем, что его последствия, вплоть до стерильности и полной импотенции,могут проявиться через многие годы по достижении зрелого возраста иостаться на всю жизнь.
Чрезмерные маструбации в ранней юности и половые излишества взрелости, в частности, чрезмерно активная неконтролируемая половаяжизнь в супружестве, также вызывают ослабление половых желез и нервов.У тех, кто ревностно соблюдает принципиальный обет сексуальноговоздержания, кто предается молитвенной практике и медитации безоказания должного внимания телу, у кого мысли постоянно поглощенырешением абстрактных философских вопросов или научно-техническихпроблемам, активная циркуляция праны и крови происходит в верхнейчасти грудной клетки и в области головы, органы же нижних частейтуловища остаются без должного питания. В результате самый мощныйисточник жизненной энергии ? сексуальная сфера ? оказываетсяистощенным, недуги обрушиваются на организм в превеликом множестве,старость приходит преждевременно и человек умирает, медленно имучительно разлагаясь живьем, отдавая себе отчет в том, что получитьполное удовлетворение от жизни он так и не успел, не сумев выполнитьвсего, что хотел, и насладиться всем, чем мог.
Столь плачевна участь многих, и ни высокоморальный образ жизнирелигиозного аскета, ни мощь разума и увлеченность суперинтеллектуала,не говоря уже о развратности и сексуальной безалаберности того, ктобездумно и бесконтрольно бросается с головой в омут похотливогопотакания своим животным инстинктам, не спасают их от преждевременногоувядания в невежестве относительно сущности жизни. [Весьма интересен ипоказателен тот факт, что подавляющему большинствутех, кто практикуетБрахмачарью ? сексуальное воздержание ? как средство духовногоразвития и при этом не применяет никаких специальных приемов иупражнений для трансформации и сублимации семени и сексуальнойэнергии ТАК НИКОГДА И НЕ УДАЕТСЯ ОЧИСТИТЬ тонкое тело, до какой быстепени чистоты они ни доводили физическое, изнуряя его голодовками,постами и замысловатыми очистительными процедурами. Очищениестановится их навязчивой идеей, но с годами энергетическая грязьименно сексуального происхождения делается очень плотной, очень густойи очень "липкой". При общении с таким человеком непосредственно кактаковая она не воспринимается, но ощущается как нечто весьмаспецифическое, анти-сексуально болезненное и достаточно определенное впсихике и отношении этого человека к себе и к миру. При этом для"квази-брахмачарина" всегда существует опасность "сорваться" то ли всферу сексуального безумства или извращений, то ли в сферунеконтролируемых странных и тонких, но тем не менее ультимативноразрушительных как для всех уровней тела, так и для сознания,психо-эмоциональных состояний. Примечательно, что по своему качествуэнергетическая загрязненность "принципиальных брахмачаринов" исубъектов откровенно развратных воспринимается СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВОЙ!Сексуальную энергию нельзя не замечать ? она естественна и суть самыйблагодатный источник всей творческой силы человека. Принципиальноевоздержание без АКТИВНОЙ СУБЛИМИРУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ суть извращение,обусловленное психическими патологиями, которые возникают на почверелигиозно-исторического невежества. Это извращение ничем неотличается от всех прочих половых извращений, подобно тому, какжелание избавиться от желаний занимает достойное место в общем рядужеланий и страстей человеческих. Не игнорированием и уничижениемсвоих сексуальных проявлений и не потаканием им, но только ихОСОЗНАННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ эта сила может быть поставлена под контрольи полноценно направлена в любое нужное данному конкретному индивидурусло.]
Избавляет же от столь жалкой и столь всеобщей в нынешнем человечествеучасти постоянная настойчивая практика Шакти-чалана-мудры.[Разумеется, в сочетании со здоровыми, естественными и полноценнымисексуальными отношениями в семье, практикуемыми с применением особыхйогических техник и медитативных приемов, направленных на контрольмужского и женского оргазма и эякуляции. Используя эти практики (ихописания, упоминания о них и результатах их применения встречаютсяпочти во всех классических индийских и даосских йогических трактатах)семейные йогины и йогини (женщины-йоги) не только получают от сексанеизмеримо большее наслаждение, чем то, которое может быть достигнутов обычном принятом в нынешние времена в цивилизованном человечествеполуживотном инстинктивном варианте полового сношения, но такжеизбегают при этом растрат семени, трансформируя и трансмутируя каксобственно семя, так и сексуальную силу в высшие творческие потенциисознания и параллельно накапливая сбалансированную космическую силузолотого потока, также задействованную в практике йогического половогоакта.].
32. Шалабхасана ? саранча
Техника выполнения. Лечь на пол вниз лицом, вытянуть позвоночник,подбородок опустить на пол, руки положить впереди (Рис.2-32.1).Выдохнуть. Сделать вдох. Выполнить легкую Мула-бандху. Медленновыдыхая, вытягивающим назад-вверх движением поднять как можно вышеправую ногу (Рис.2-32.2). Вдохнуть. С медленным выдохом опустить ногуна пол. Повторить то же самое с левой ногой. Повторить с каждой ногойеще по два раза. Потом ? с правой ногой и правой рукой. При этомтуловище и голова тоже приподнимаются, насколько возможно(Рис.2-32.3). С той же самой схемой дыхания повторить для левой ноги илевой руки. Еще дважды повторить весь цикл "рука-нога". Затем ещедважды выполнить тот же цикл из трех повторений, но поднимая ногу ируку накрест: правая ? левая, левая ? правая. Со вдохом поднятьодновременно обе руки и обе ноги. Задержаться на несколько секунд вэтом положении (Рис.2-32.4), затем с выдохом опуститься. Повторить ещедва раза. Положить руки вдоль туловища и расслабиться в течениеодного-трех циклов естественного дыхания. Сжать руки в Ваджра-мудру ?символ молнии ? кулаки с вложенными внутрь большими пальцами(Рис.2-32.5). Поставить кулаки на пол вертикально большими пальцамивниз. Руки в локтях можно чуть-чуть согнуть. Вдохнуть и с медленнымвыдохом, отталкиваясь от пола руками, вытягивающим назад-вверхдвижением поднять как можно выше прямую правую ногу (Рис.2-32.6).Вдохнуть, затем опустить ногу. Проделать то же самое с другой ногой.Повторить еще два раза. Затем поднять обе ноги (Рис.2-32.7). Схемадыхания ? та же. Повторить еще два раза. По мере повышения уровнятренированности количество повторений может быть увеличено. Количествоасимметричных движений в каждую сторону должно быть одним и тем же.Исключение составляют особые случаи, когда требуется несимметричнаяпроработка спины и ног ? например, при работе с остеохондрозами илидетскими сколиозами. Каждый из таких случаев требует обязательнойконсультации специалиста-ортопеда, врача, знакомого с Йога-терапиейили специалиста-практика по лечебной физкультуре.
Существует усложненный вариант Шалабхасаны, называемыйУрдхва-шалабхасаной (Рис.2-32.8), и его развитие ? "лежащий скорпион"? Супта-врищчикасана (Рис.2-32.9). [В отличие от собственно скорпиона? Врищчикасаны (Рис.2-32.10) ? и скорпиона верхнего (Рис.2-32.11) ?Урдхва-врищчикасаны, выполняемых, соответственно, в стойке напредплечьях и в стойке на руках. Скорпионы чрезвычайно эффективноочищают кровь и повышают устойчивость организма к воздействиютоксинов.]
Тот, кто не в силах поднять обе ноги сразу, пусть тренируется сначалатолько в попеременном поднятии ног. Сила придет с практикой.
ВНИМАНИЕ! Практика Шалабхасаны создает давление на легкие и сердце,поэтому лицам со слабыми легкими, а также тем, кто страдает сердечнымирасстройствами, ее выполнение строго противопоказано. В начала спомощью других практик следует избавиться от этих дефектов.
Действие. Подобно тому, как Бхуджангасана тонизирует верхнюю частьтуловища, практикой Шалабхасаны прорабатывается его нижняя часть иноги. Эта асана ? очень эффективное профилактическое средство противрадикулита и ревматических симптомов в области поясницы. Посленескольких дней практики она полностью излечивает часто сопутствующиеменструациям боли в области крестца у женщин. Упражнение содействуетизбавлению от ревматизма рук и ног, а также от невралгии седалищногонерва. Кроме того, она позволяет совершать длительные пешие переходы,не чувствуя при этом ни малейшей усталости, и повышает выносливость ктяжелым физическим нагрузкам.
Расправляются, тонизируются и развиваются альвеолы легких, ногиприобретают стройность, жировые отложения на бедрах и туловище быстроисчезают.
33. Сарвангасана ? стойка на плечах
В известном смысле Сарвангасана является продолжениемВипарита-карани-мудры, хотя действие этих двух упражнений весьмаразлично. Тот, кто в совершенстве освоил Випарита-карани и Халасану,вполне свободно овладевает Сарвангасаной.
Техника выполнения. Принять Халасану с вытянутым вертикально вверхпозвоночником и переплетенными в замок пальцами рук (Рис.2-33.1).Расцепить кисти и, не давая локтям разойтись в стороны, подперетьруками туловище, как бы вытягивая позвоночник вверх ? прочь от плеч.Тело опирается не на шею, а на плечи и локти. Шея свободна. Подбородокупирается в грудину, но не за счет втягивания шеи ? шея, наоборот,удлиняется, вытягиваясь прочь от ключиц, ? а за счет "накатывания" наподбородок грудной клетки (Рис.2-33.2). Сделать вдох и с выдохоммедленно поднять прямые ноги. Следить за тем, чтобы вся спина, таз иноги были вытянуты в одной плоскости вертикально вверх. Постаратьсясдвинуть кисти рук немного вниз, к лопаткам, как можно большевытягиваясь всем телом, в особенности ? позвоночником вверх(Рис.2-33.3). Фаза фиксации ? в положении Рис.2-33.3. Дышать свободнонижними частями легких (брюшное дыхание) с легкой Мула-бандхой. Можносовмещать Сарвангасану с практикой Ашвини-мудры, внимательноотслеживая при этом ощущения, возникающие в теле.
Существует несколько вариантов выполнения Сарвангасаны. Каждый можетвыбрать себе тот, который ему больше подходит. На Рис.2-33.4-7представлены некоторые из усложненных вариантов Сарвангасаны всоответствии с повышением степени сложности.
ВНИМАНИЕ! Выполняя Сарвангасану, необходимо следить за тем, чтобы небыло концентрированной нагрузки на шейном отделе позвоночника. Иначевозможны серьезные травмы с далеко идущими последствиями. Травмамтакого рода в наибольшей степени подвержены хорошо тренированныеновички. Их обманывает кажущаяся легкость этой асаны.
Если устойчивая Сарвангасана удерживается без проблем и ощущениянеудобства в течение 5 минут, можно считать, что она освоена. Больными слабым следует оставаться в этой позе полминуты или минуту иобязательно отдыхать перед каждой новой попыткой. Общаяпродолжительность практики Сарвангасаны, выполняемой в терапевтическихцелях, может быть увеличена до 10 минут.
Тот, кому Сарвангасана не под силу, пусть выполняет Випарита-карани водном из вариантов и отрабатывает Халасану. Постепенно Сарвангасанаполучится.
ВНИМАНИЕ! Сарвангасана относится к разряду мудр в большей степени, чемк асанам. Поэтому длительное ее удержание связано с упомянутыми вышевозрастными ограничениями.
Действие. Сарвангасана не менее благотворна, чем Ширшасана. Онаоказывает удивительное воздействие на железы, относящиеся кВисма-грантхи. Значение же этих желез в функционировании всегоорганизма, как уже говорилось, огромно. Результатом нарушения функцийщитовидной и паращитовидных желез становится в итоге разрушение костейскелета, рассогласование всех функций, полный разлад всех телесныхмеханизмов и, в конечном счете, ? мучительная преждевременная смерть.Огромное значение желез Висма-грантхи было известно древним медикам,практиковавшим Аюрведу. Недаром в состав одного из аюрведическихсредств, считавшегося чудодейственным, в качестве основы входилинекоторые соединения йода.
Щитовидную железу называют также "железой молодости". Это говорит о еезначении для сохранения молодости тела. [Здесь нелишне вспомнить связьмежду вторым и пятым вихрями, о которой говорилось в первой частикниги.] Старческая дряхлость ? не естественное состояние, а болезнь.Это доказывают нам не только йогины, сохраняющие силу и молодость досамой смерти и уходящие из жизни в осознанно выбранный ими момент, нои многие старики, остающиеся здоровыми и сильными благодарянормальному образу жизни.
Регулярная практика Сарвангасаны оказывает изумительно благотворноесбалансированное воздействие на всю область Висма-грантхи. Такиеболезни, как тиф, холера, оспа, пневмония, проказа, желудочно-кишечныезаболевания естественным образом обходят того, кто ежедневнопрактикует Сарвангасану. Запор, несварение, расстройства печени иселезенки, менструальные расстройства и смещение матки у женщинизлечиваются ею чудесным образом. Она ликвидирует общую слабость,головокружения, геморрой и грыжу.
34. Шашакасана ? заячьи уши
[В этой асане голени приставляются к голове наподобие ушей зайца,отсюда ? название.
Техника выполнения. Сесть в Ваджрасану. Вдохнуть, взяться руками запятки, и, стоя на коленях, с медленным выдохом поднять ягодицы вверх,а голову поставить теменем на пол перед коленями. Колени прижаты кголове (Рис.2-34.). Остановив дыхание, оставаться в этом положении от5 до 10 секунд. Медленно вдыхая, вернуться в Ваджрасану. Повторить 4-5раз.
Действие. Эта асана прорабатывает нервы и мышцы спины, усиливаетпищеварительный огонь и развивает органы, относящиеся к ВисмаиАхам-грантхи.
Тот, кому пока не под силу Ширшасана и Падахастасана, может частичнозаменить их Шашакасаной.
35. Шавасана ? расслабление в позе мертвого тела
[Эта асана известна также под названием Мритасана ? поза смерти ? иявляется САМОЙ СЛОЖНОЙ АСАНОЙ, хотя внешне выглядит САМОЙ ПРОСТОЙ.Кроме того, Шавасана, безусловно, ? САМАЯ ГЛАВНАЯ из всех асан.]
Техника выполнения. Лечь на спину на пол, ноги вытянуты, руки лежатвдоль туловища. Сделать глубокий вдох и сильно напрячь мышцы всеготела. Выдохнуть. Не расслабляясь, выполнить несколько полных дыханий.Закрыть глаза и расслабиться, позволив кистям свободно лечь ладонямивверх на некотором расстоянии от бедер и разведя ноги на расстояние вполторы ширины плеч. Внимательно отследить состояние мышц всех частейтела в следующем порядке: ног от кончиков пальцев до тазобедренныхсуставов, рук от кончиков пальцев до плечевых суставов, туловища отпромежности до шеи, шеи до основания черепа, головы. Просмотр головы втакой последовательности: затылок ? макушка ? боковые поверхности иуши ? щеки ? губы, язык ? нос ? лоб ? глаза. Расслабление лба и глаз ?необходимое условие, без этого расслабить тело и "остановить" ум неудастся. Во время просмотра нужно стараться снять напряжение там, гдеоно ощущается. Достаточно эффективный прием ? просмотр основныхсуставов и снятие ощущения напряжения в них. Если удается убратьощущение напряжения в суставе, то вся мускулатура, к этому суставуотносящаяся, расслабляется сама собой. Дыхание сначала должно бытьдовольно глубоким, медленным и ритмичным, потом ? естественным, и вконце концов его следует "отпустить", позволив ему течь так, как оносамо пожелает. О нем желательно просто забыть. Существует огромнейшееколичество приемов и медитативных техник, способствующих расслаблению,но опыт говорит о том, что лучше всего каждому человеку отыскать свойсобственный метод приведения тела и ума в состояние полного покоя.
Основная сложность Шавасаны заключается в расслаблении ума. Он долженстать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей иидей, как в глубоком сне без сновидений, но ? бодрствующим. Надостижение такого состояния обычно уходят годы изучения поведениясвоего тела и сознания при расслаблении. Однозначно можно утверждатьлишь то, что попытка решить проблему "остановки" прямо "в лоб" ?волевым усилием ? дело в большинстве случаев безнадежное. Тут скорееможет пригодиться принцип: сильнее напряжение ? глубже расслабление.Обычно Шавасана получается по-настоящему глубокой и полной посленапряженных асан. В таких случаях не нужна даже ее первая фаза ?напряжение всего тела, равно как и особые уловки, предназначенные дляснятия блоков напряжения в теле и остановки "внутреннего диалога". Влюбом случае, заставить внутренний диалог исчезнуть, как правило,невозможно, можно только предпринять некий хитрый ход, в результатекоторого он остановится сам собой. Одним из приемов остановкивнутреннего диалога в Шавасане может быть, к примеру, простоенаблюдение за мыслями и их связью с дыханием ? отвлеченное ибезразличное.
Можно попытаться применить уловку, принятую в даосской практике ?постепенно растягивать ненавязчивую остановку дыхания после выдоха.
ЛЮБАЯ ТРЕНИРОВКА ВСЕГДА ДОЛЖНА ЗАКАНЧИВАТЬСЯ ШАВАСАНОЙ. Шавасану такжеследует использовать в промежутках между выполнением упражнений, еслителу требуется отдых.
При терапевтической практике Йоги находиться в глубокой Шавасанебольше пятнадцати минут нежелательно. [Существует простой способ"энергетической подкачки" за счет практики Шавасаны. Шавасана при этомвыполняется до тех пор, пока она сама себя не исчерпает. Человек,находящийся в глубокой Шавасане, вдруг неожиданно замечает, чторасслабление как бы мгновенно растворилось в мощном приливе сил иполной готовности тела немедленно активно действовать и преодолеватьлюбые препятствия. Как правило, это происходит не ранее, чем черезсорок минут после входа в Шавасану, в течение которых в теленаблюдаются различного рода психоэнергетические феномены. Мягкийосторожный выход из Шавасаны в случае достижения этой фазы не нужен.Следует просто потянуться, открыть глаза, встать ? и действовать,стараясь по-возможности разумно распорядиться почерпнутой в Шавасанесилой.] Выход из такой непродолжительной Шавасаны должен быть оченьмягким и осторожным: сначала чуть-чуть пошевелить пальцами рук и ног,затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вздохнуть и только послеэтого ? открыть глаза; затем следует перевернуться на бок и немногополежать, и только после этого ? не спеша подняться в сидячееположение и, если нужно, встать на ноги.
В качестве отдыха по-настоящему выполненная Шавасана намногопревосходит глубокий сон, хотя детоксификации организма, имеющей местово сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все женеобходим.
Для того, чтобы интенсифицировать процесс накопления в тонком теледополнительной энергии, можно лежать, соединив вместе пятки прямыхног. Однако при недостатке опыта это несколько снижает эффективностьрасслабления, а при слишком длительной успешной Шавасане может статьпричиной "внутреннего взрыва" в сознании, последствия которого могутоказаться непредсказуемыми.
Поэтому лучшая поза, если в помещении не слишком холодно, ? сразведенными на полторы ширины плеч ступнями.
Действие. Практика Шавасаны освобождает тело от всех напряжений иподготавливает его для новых нагрузок. Если поза освоена хорошо, онаможет стать частичной заменой сна. Несколько минут практики Шавасаныприводят утомленный организм в состояние равновесия, и человекобретает способность нормально работать. Этот способ отдыха особеннополезен для того, кто в силу специфики работы лишен возможности спатьрегулярно.
Обычно в процессе тренировки Шавасана выполняется в течение одной-трехминут после каждого упражнения или серии упражнений. Слабые, больные истарые могут проделывать между упражнениями более длительную Шавасану? до 10-15 минут, чтобы выполнение нескольких асан подряд не вызывалочрезмерного напряжения.
Шавасана является основным терапевтическим упражнением для страдающихсердечными болезнями и гипертонией.
Йогины с помощью этой асаны достигают состояния Йога-нидры ?бодрствующего йогического сна без сновидений ? и входят в сферуУниверсального Ума.
36. Супта-ваджрасана ? Ваджрасана лежа
Техника выполнения. Сесть в Ваджрасану. Вдохнуть. Выполнить мягкуюМула-бандху. Медленно выдыхая, отклониться назад и лечь на спину,положив на пол за головой прямые руки (Рис.2-36.). Расслабиться илежать свободно с естественным дыханием в течение 1-2 минут. Вдохнуть,с выдохом подняться в исходное положение. Если без помощи рук сделатьэто не удается, можно помочь себе руками, взявшись кистями за лодыжкиили бедра, либо отталкиваясь руками от пола. Повторить еще два раза.
Действие. Практика Супта-ваджрасаны способствует развитию гибкостиспины, полезна при лечении хронических запоров, нарушений кислотности,ревматизма и ряда других недугов.
37. Триконасана ? треугольник
Техника выполнения. [Техника выполнения Триконасаны, как, впрочем, ибольшинства асан, здесь приводится в упрощенном варианте.] Встать наколени и опуститься на четвереньки. Выпрямить ноги, придав телу формуугла, вершиной которого являются седалищные кости, а сторонами ?прямые ноги и туловище, находящееся в одной плоскости с руками. Кистирук с растопыренными пальцами ? средние пальцы направлены строговперед ? плотно прижаты к полу. Стараться добиться такого положениятела, при котором угол образован только сгибанием в тазобедренныхсуставах, таз и прямой позвоночник находятся в одной наклоннойплоскости. Ноги полностью выпрямлены, пятки стремятся коснуться пола,но ступни расположены параллельно одна другой. Стараясь растянутьпозвоночник и задние поверхности ног, поднять таз как можно выше.Ступни ? на ширине плеч или немного шире. Это ? один из вариантовАдхо-мукха-шванасаны ? позы собаки, потягивающейся мордой вниз(Рис.2-37.1). Адхо-мукха-шванасана ? исходное положение дляТриконасаны ? всегда выполняется с мягкой Мула-бандхой и легкоймышечной Уддияна-бандхой. Выдохнуть. Сделать вдох и с выдохомпоставить правую ногу возле правой кисти с внутренней стороны. Кончикибольшого пальца правой ноги и средних пальцев обеих рук ? на однойпрямой, перпендикулярной позвоночнику и параллельной линии таза.Выпрямить обе ноги, напрячь бедра, подтянуть коленные чашечки,растянуть задние поверхности ног (Рис.2-37.2). Вдыхая, вытянутьвперед-вверх позвоночник (положение таза при этом не меняется!),прогнувшись назад в спине и стараясь прижать живот к бедру правойноги. С выдохом наклониться как можно больше вперед, стараясьвытягивающим волнообразным движением "выстлать" туловище по переднейповерхности правого бедра (Рис.2-37.3). Стараться при этом добитьсяплотного прилегания параллельных друг другу стоп к полу. Ступни стоятна двух параллельных прямых, расстояние между которыми ? не менееширины плеч. Со вдохом выпрямить позвоночник вперед горизонтально,положить ладонь правой руки пальцами вперед посередине между прямыми,на которых располагаются ступни, левую руку вытянуть вертикально вверхи развернуть плечевой пояс так, чтобы руки ? от запястья левой дозапястья правой ? и плечевые суставы оказались на одной вертикальнойпрямой. Позвоночник скручивается с вытяжением, таз по-прежнемунеподвижен (Рис.2-37.4). Эта асана называется Уттхита-триконасана ?прямой треугольник. Выполнить в ней одно-три полных дыхания, вдохнутьи с выдохом поменять руки местами, развернув верхнюю часть туловища впротивоположную сторону (Рис.2-37.5). Это ? Паривритта-триконасна ?треугольник с поворотом. Выполнить одно-три полных дыхания. С выдохомвернуться в Адхо-мукха-шванасану. Вдохнуть, выполнить одно полноедыхание, во время которого откорректировать Адхо-мукха-шванасану, и свыдохом поставить левую ступню возле левой кисти. Повторить весь циклдвижений зеркально с той же схемой дыхания. Вернуться вАдхо-мукха-шванасану. Повторить еще два раза оба цикла в той жепоследовательности.
В начале асаны освоения трех повторений будет достаточно, но по мерепрактики желательно довести количество повторений в достаточно высокомтемпе, соответствующем ритму дыхания во время интенсивной тренировки,до 9 раз.
Действие. Это еще одна поза, за счет продольного скручиванияпозвоночника способствующая развитию гибкости спины и сохраняющаямолодость тела. Нет такой группы мышц, таких суставов и органов,которые не получали бы пользу от правильной практики Триконасаны. Тот,кто не в силах выполнить Матсьендрасану, может заменять ееТриконасаной.
Триконасана устраняет несварение и повышает аппетит, а такжеспособствует выравниванию длины ног в случаях, когда одна нога корочедругой вследствие врожденных дефектов развития.
Практиковать Триконасану можно в любом возрасте, и чем раньше ребенок,страдающий дефектами развития ног, начнет регулярно ее выполнять, тембольше вероятность того, что ко времени достижения им зрелого возрастадефект будет полностью устранен.
38. Уддияна-бандха-мудра ? символ восходящего полета
[К этому упражнению следует отнестись с особым вниманием и обязательноего освоить. Уддияна-бандха ? самая главная и сильнодействующая избандх ? энергетических замков.]
Техника выполнения. Исходное положение ? стоя, ноги на ширине плеч.Угол между ступнями ? 45 градусов. Слегка наклонившись вперед,положить руки на бедра выше колен (Рис.2-38.1). Сделать вдох и сбыстрым наклоном до касания грудью бедер сильно выдохнуть через ротвесь воздух из легких, произведя при этом неголосовой звук "ха-а-а!" ивыполнив жесткую Мула-бандху. Подняться и, с усилием "довыдохнув"остаточный воздух и не отпуская Мула-бандху, втянуть живот от лобка догрудины за счет подтягивания диафрагмы вверх. На месте живота должнаобразоваться впадина. В идеале сквозь переднюю стенку живота будетпрощупываться позвоночник (Рис.2-38.2). Мышцы передней стенки животадолжны быть полностью расслаблены, иначе ничего не получится.Исключение составляет лишь самая-самая нижняя часть паховоймускулатуры, участвующая в удержании Мула-бандхи. Оставаться совтянутым животом как можно дольше, сохраняя задержку дыхания навыдохе. Потом расслабиться и вдохнуть. Повторить втягивание животанужное количество раз.
Выполнять Уддияна-бандху можно также и в одной из сидячих медитативныхасан.
Эта мудра выполняется только при пустом желудке.
Начинать следует с 2-3 раз, а затем постепенно увеличить числоповторений до 6-7. Максимальное количество повторений длятренированного практикующего ? девять за один раз, желательно не болееодного, максимум ? двух раз в день. Для здоровья этого вполнедостаточно. Превышение указанного предела может иметь непредсказуемыепоследствия для состояния психоэнергетической сферы. Чтобы справитьсяс феноменами, которые могут возникнуть, потребуется дополнительнаяинформация, относящаяся, как правило, к разряду "закрытой", и потому вкнигах не встречающаяся. Пренебрежение осторожностью и чрезмерноеусердие при практике Уддияна-бандхи может привести к серьезнымпсихическим расстройствам и нарушениям в половой сфере. При выполнениине более чем восьми повторений в день Уддияна-бандха абсолютнобезопасна и исключительно благотворна.
Действие. "Йогины зовут ее Уддияной, ибо она заставляет прану течь вСушумне [Центральном канале тонкого тела.].
А также потому, что, будучи привязана к ней и раз воспарив, великаяптица Прана летит, не зная устали. Вот ее объяснение.
Живот над пупком прижиматся к позвоночнику. Такова Уддияна-бандха,которая суть лев ? тот, что одолеет слона по имени Смерть.
Переданная учителем, Уддияна постигается легко, никогда не тяжко.Практикующий ее, если он стар, вновь обретает молодость.
Все, что вокруг пупка, как сверху, так и снизу, должно быть притянуток спине. Настойчивой практикой этого смерть одолевается за шестьмесяцев луны.
Из всех бандх наилучшая ? Уддияна, ибо само собой приходитосвобождение к тому, кто ее практикует". "Хатха-Йога-Прадипика" 3-54,3-55, 3-56, 3-57, 3-58, 3-59.
Уддияна-бандха-мудра укрепляет и развивает все органы АгнииВари-грантхи, предохраняя органы пищеварения и мочеполовой сферы отвсех без исключения заболеваний любой природы, чем обеспечивает общеездоровье организма и спасает от старческого одряхления ипреждевременного умирания.
39. Уштрасана ? верблюд
Техника выполнения. Встать на колени, оттянув носки ног назад.Расстояние между коленями и между ступнями ? ширина таза. Опуститьсяна пятки ? в Ваджрасану со слегка разведенными голенями (Рис.2-39.1).Положить кисти рук ладонями на ступни, вдохнуть, выполнить Мула-бандхуи с выдохом подниматься, медленно вытягивая позвоночник вверх(Рис.2-39.2). Когда руки окажутся полностью выпрямленными, продолжатьподнятие туловища за счет поднимания передней части грудной клетки. Витоге туловище вытягивается по плавной дуге, позвоночник удлиняется,равномерно до предела прогибаясь назад во всех отделах. Грудная клеткарасправлена, плечи отведены в стороны и назад. Голову незапрокидывать, а отводить как можно дальше назад, вытягивая шею покривой, продолжающей плавную дугу позвоночника(Рис.2-39.3). Тот, комусложно принять это положение опираясь о ступни, может захватить рукамилодыжки одноименных ног (Рис.2-39.4). Задержав дыхание после выдоха,оставаться в асане 10-15 секунд. Со вдохом вернуться в исходноеположение сидя на пятках. Повторить еще два раза.
Действие. Эта асана также предназначена для сохранения гибкости спиныи молодости тела. Кроме того, она способствует обретению контроля надсексуальной сферой и является одним из упоминавшихся ранее упражнений,которые обязательно должны регулярно выполняться тем, кто практикуетБрахмачарью ? сексуальное воздержание. Как уже говорилось, без этихупражнений Брахмачарья из мощнейшего средства накопления и сублимацииэнергии в силу духа превращается в голый и к тому же весьмаразрушительный принцип.
40. Йога-мудра ? символ единения Сил
Техника выполнения. Сесть в Падмасану с левой ногой сверху. Тот, ктоне может сесть в Падмасану, пусть примет Ваджрасану. Завести руки заспину и выполнить запястный замок: мужчины захватывают правое запястьелевой рукой, женщины ? левое запястье правой рукой. Кисть свободнойруки сложена в Ваджра-мудру ? плотно сжатый кулак с большим пальцемвнутри. Сделать вдох. Выполнить Мула-бандху и Джаландхара-бандху. Смедленным выдохом наклониться вперед до касания лбом пола(Рис.2-40.1). Задержать дыхание на пять секунд. Вдохнуть иволнообразным движением вытянуть позвоночник вперед, выпрямив шею ипостаравшись коснуться пола подбородком как можно дальше от таза(Рис.2-40.2). Продолжая вытягивающее позвоночник движение вперед,прогнуться вверх и со вдохом выпрямиться, вернувшись в исходноеположение. Повторить наклон, опускаясь к правому бедру в Падмасане и кполу справа от бедер ? в Ваджрасане (Рис.2-40.3). Повторить наклонвлево. Повторить все с самого начала еще два раза. Выполнить тринаклона к середине. Поменять лотос на зеркальный, повторить все триполных цикла с той же последовательностью наклонов ? к середине,вправо, влево, к середине. В течение всего упражнения Мула-бандхаобязательна. Начинающим следует выполнять все циклы по одному разу,постепенно увеличивая количество повторений.
Действие. В основе своей Йога-мудра ? энергетическая практикапсихотехнического характера. Отсюда ? ее название.
С точки же зрения терапевтического применения она интересна тем, чтоизлечивает увеличение печени и селезенки, а также восстанавливает этиорганы, если они были повреждены вследствие заболевания. Кроме того,Йога-мудра в известной степени помогает при истощении нервов и желез,и таким образом содействует общему укреплению здоровья.
Пранаяма ? углубление, продление и расширение жизненного дыхания илинакопление Силы
Под Пранаямой в Йоге понимается система дыхательных упражнений ?пранаям ? дающих жизненную силу и совершенство, продлевающих жизнь иобеспечивающих победу в схватке со смертью.
О дыхании и продолжительности жизни
Млекопитающее прекращает расти, когда приобретает полноценнуюспособность к продлению рода. Средняя продолжительность жизни в 5-6раз больше промежутка времени от рождения до достижения возраста, вкотором существо становится способным производить на свет здоровоепотомство. Корова рождает теленка на четвертом году жизни, нормальнаяпродолжительность ее жизни ? двадцать лет. Кошка становится матерьюкотенка в возрасте 18-24 месяцев и живет в среднем 8-10 лет. Женщинаможет стать матерью здорового ребенка в возрасте 18-20 лет, инормальная продолжительность ее жизни должна равняться 90-95 годам.Мужчина достигает окончательной половой зрелости в 20-25 лет и жить ондолжен, следовательно, до 100-125 лет.
Поэтому йогины полагают, что нормальная средняя продолжительностьчеловеческой жизни на этой планете должна равняться примерно стагодам. То, что жизнь в течение ста лет возможна, подтверждаетсядостаточно большим количеством людей, без особых ухищрений доживающихдо столь почтенного возраста. Такие долгожители имеются практически вкаждой стране.
Тело человека живет до ста лет, после чего оно умирает. Однакоразвитие человеческого ума в подавляющем большинстве случаев за времяодного полного цикла жизни физического тела не завершается. Тупой ум,ум, погруженный в невежество, ум страстный или же ум, пребывающий наступени активной реализации мирских интересов ? все они должны пройтидлинный путь развития, чтобы трансформироваться в чистый ум, а затем,наконец, в ум, способный к Божественному самоосознанию. Йогинысчитают, что полный цикл трансформации ума в этом мире занимаетпромежуток времени продолжительностью около тысячи лет. Таков срок,необходимый для достижения совершенства на этой планете. Потомупроцесс эволюции ума происходит посредством перевоплощения сердцевиныосознания [Монады]. в нескольких человеческих личностях, проживающихжизни, необходимые для реализации тех или иных ступеней становленияума. [Отнюдь не обязательно последовательно расположенные воднонаправленном потоке времени физического мира планеты.]
Тысячелетие земного развития ума может занять около двух десятковличностных воплощений. Великие йогины используют для этого два-трирождения, применением особых практик доводя продолжительность однойжизни до трехсот-пятисот лет.
Неадекватная продолжительность человеческой жизни, преобладающая нынена Земле, обусловлена неоптимальностью образа жизни и, что самоеглавное, отношением людей к себе, к миру и к своему в нем месту.
Здоровый человек в среднем делает примерно пятнадцать дыханий вминуту. Следовательно, за час он выполняет девятьсот дыхательныхциклов, за сутки ? около двадцати двух тысяч. Интенсивность дыхания вЙоге принято измерять длиной струи выдыхаемого или вдыхаемого воздуха.Под этим понимается максимальное расстояние, на котором волокнаптичьего пуха еще колеблемы выдыхаемым воздушным потоком. Длинадыхания измеряется в поперечных пальцах. ["Поперечный палец" ? мерадлины, которую йогины традиционно использовали в древности приизложении психотехнических методик. Соответствует усредненной величинедиаметра пальца руки данного человека.] В спокойном состоянии длинанормального вдоха составляет примерно десять пальцев (около 18 см).Длина нормального выдоха ? двенадцать пальцев (чуть больше 21 см). Прифизической активности длины вдоха и выдоха возрастают сообразно ееинтенсивности и степени напряжения. Во время сна длина выдохадостигает тридцати пальцев (около полуметра). На основании длительныхнаблюдений йогины пришли к заключению, что система человеческогоорганизма рассчитана на "пропускание" определенной суммарной длиныдыхания. Когда "дыхательный лимит" исчерпан, обычный человек умирает.Таким образом, чем интенсивнее мы дышим, тем меньше живем. С другойстороны, прекратить дышать мы не можем, ибо умрем от этого немедля.Поэтому йогическая тренировка направлена на растягивание процессадыхания во времени и на обретение искусства контроля над процессами,при которых дыхание непроизвольно удлиняется ? сном, физическойактивностью, сексуальным функционированием, эмоциональными всплескамии т.п. [ВНИМАНИЕ! Речь идет о не передаче функции управления дыханиясознанию, а об изменении автоматического режима работы дыхательногоцентра. Слишком усердная тренировка в осознанном управлении дыханием,при которой сознание вмешивается в автоматическое управлениедыхательной функцией ? СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНАЯ ИГРА. Дыхание должнооставаться автоматическим. Тренировка дыхания, построенная навременном вмешательстве сознания в процессы управления работойдыхательного центра, должна быть не более чем способом ОПТИМИЗАЦИИАВТОМАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА. Поэтому время практики Пранаямы всегдаограничено, а количество управляемых дыхательных циклов никогда недолжно превышать сто восемь за один раз. Пранаяму всегда следуетоканчивать несколькими циклами естественного дыхания, чтобы вернуть"бразды правления" тем механизмам, которым принадлежит рольавтоматических регуляторов дыхательной функции.]
Вот пример. В состоянии спокойного бодрствования суммарная длинавыдоха за полчаса составит примерно пять тысяч четыреста пальцев. Вовремя сна за те же полчаса суммарная длина выдоха составит тринадцатьс половиной тысяч пальцев. [Если не принимать во внимание учащениедыхания во сне. Если учесть и этот фактор, то увеличение удельнойдлины дыхания в единицу времени во сне будет еще большим.] Такимобразом, каждые лишние полчаса сна сверх индивидуальнойфизиологической нормы выливаются для нас в потерю как минимум почтитрех четвертей часа жизни. [Как известно, мастера Йоги спят очень малои пользуются специальными техниками управления сном.]
При серьезных заболеваниях длина выдоха достигает тридцати пальцев истановится равной таковой во время сна, а выдох умирающего человека подлине намного превосходит выдох тяжело больного.
Йогины уменьшают нормальную длину дыхания в состоянии спокойногободрствования с десяти-двенадцати до восьми-десяти пальцев и снижаютего частоту с пятнадцати до трех-шести циклов в минуту.Соответственно, продолжительность жизни йогина [Разумеется,практикующего, а не разглагольствующего.] составляет сто-двести лет, анекоторые из них доживают до трехсот и более. [Существуют также методыособой трансформации материи физического тела, качественно изменяющиехарактер земного бытия человека, достигшего уровня Божественногоосознания Единства. В даосской Йоге, например, результирующеесостояние принято обозначать термином "истинное бессмертие".]
"Средний рост человека составляет девяносто шесть пальцев. Длина жеобычного выдоха равна двенадцати.
При пении выдох увеличивается до шестнадцати пальцев, при ходьбе ? додвадцати четырех, во сне ? до тридцати, при половом сношении ? дотридцати шести, а во время тяжелой работы ? еще более.
Уменьшением длины выдоха продолжительность жизни увеличивается"."Гхеранда-Самхита" 5.86, 5.87, 5.88.
Теоретические аспекты практики Пранаямы
Существует целый ряд пранаям высшего порядка, являющихсяэнергетическими практиками психотехнического характера, непредназначенных непосредственно для оздоровления физического тела.Здесь же речь пойдет только о простейших формах йогических дыхательныхупражнений, которые с большой пользой для здоровья могутпрактиковаться всеми.
Практикующий Пранаяму должен иметь представление о стихии воздуха ?Вайю-таттве ? и ее пяти аспектах ? Прана-вайю, Апана-вайю,Самана-вайю, Удана-вайю и Вьяна-вайю. Об этом уже шла речь выше, ивряд ли будет лишним время от времени возвращаться к соответствующемуматериалу первой главы.
Пранаяма, таким образом, является искусством применять Вайю-грантхидля накопления Праны ? очищения и наполнения силой структуры,подготовленной посредством практики асан и мудр.
Ни одна болезнь не может быть вылечена йоговскими методами безПранаямы. Воистину, чудодейственны асаны и мудры, и, всяческипревознося их, авторы классических трактатов нимало не грешили противистины, однако только Пранаяма способна сообщить им их силу.
Асаны и мудры, выполненные без Пранаямы ? все равно, что трон безкороля. Какая польза от него государству, ведь это ? всего лишьмебель?
"Нади [Каналы тонкого тела.] очищаются посредством практики Пранаямы.Это несомненно.
Тот же, чьи нади очищены, постигает истину, ибо все искажения,имеющиеся в теле и в уме его, исчезают.
Вот признаки очищения, скажем о них кратко: тело делается гармоничным,источает сладковатый приятный аромат. Оно прекрасно и формы еговоистину безупречны.
Не следует практиковать Пранаяму сразу же после трапезы, но также неследует и при ощущении голода. Потому до занятий должно принять немогомолока и масла.
Когда же устойчивой сделается практика, можно пренебречьограничениями, изложенными выше, есть понемногу, но часто, и ежедневнопрактиковать управление дыханием в предписанное время.
Когда же, сидя в Падмасане, достигает йогин способности оставить навремя землю, над нею воспарив, тогда говорят, что победой над силоювоздушной стихии обрел он Вайю-сиддхи ? великое свойство, которымразрушаются все покровы неведения в мире.
Пусть же Пранаяма будет практикуема сообразно с правилами ипредписаниями. Совершенством в Пранаяме достигается освобождение отнеобходимости много спать, выделений из тела становится меньше.
Истина раскрывается йогину во всей очевидности, болезни и горестипокидают его, с ними уходит боль и всякая причина ее. Никогда в телейогина не возникает ни зловонный пот, ни испорченное дыхание, ниотравленная слюна, и черви не могут найти в нем себе приют.
Ни Капха, ни Питта, ни Вайю никогда не выйдут из-под контроля в телейогина, овладевшего искусством Пранаямы. Потому безболезненно может онпренебречь постоянством в питании и отдыхе.
И не будет вреда ему, сколь много пищи он бы ни поглотил, либонедоедал или же вовсе не ел ничего. Силою постоянной тренировки вПранаяме обретает йогин Бхучари-сиддхи [Прежде чем достигаетсяВайю-сиддхи ? владение искусством левитации.] ? способностьподниматься над землей, передвигаясь огромными прыжками подобнолягушке, которую спугнули хлопком ладоней.
Воистину, множество трудных и почти неодолимых препятствий ожидаетвставшего на путь Йоги, но йогину надлежит продолжать практикунесмотря ни на какие опасности, даже тогда, когда оказывается он наволосок от смерти.
Найдя укромное место и овладев своими чувствами, пусть повторяет онбезмолвно долгую мантру ОМ. Этим все препятствия преодолеваются.
Так разрушит мудрый Карму нынешней своей жизни, равно как и всехпрошедших рождений.
Ибо практикой шестнадцати пранаям исчерпываются все благости идобродетели, а также обратные их отражения, накопившиеся за многиевоплощения. Так поступают великие.
Сгорают грехи и нечистоты ума подобно тому, как исчезает вата в жаркомпламени. Так йогин обретает свободу от пут зла. Продолжением жепрактики Пранаямы достигается освобождение от оков добра.
Тогда овладевает могущественный восемью видами великих магических сил,и, все бури преодолев, что бушуют в океане добра и зла, свободно ибеспрепятственно странствует в трех мирах". "Шива-Самхита" 3-26, 3-27,3-28, 3-29, 3-37, 3-38, 3-42, 3-43, 3-44, 3-45, 3-46, 3-47, 3-48,3-49, 3-50, 3-51, 3-52.
"Не может быть спокоен ум при неуравновешенном дыхании. Обретая жевласть над дыханием, достигает йогин устойчивости состояния ума.
До тех пор, пока Прана движется в теле, состояние тела именуетсяжизнью. Когда же тело покинуто Праной, смерть наступает немедля.Потому должно Вайю в теле сохранять.
Прана не идет в Сушумну, ибо чистота нади не достигнута. Разве можетуспех явиться?
И только лишь тогда, когда полные нечистот нади будут очищены, станетпоток Праны воле йогина подвластен.
Потому каждый день должно практиковать Пранаяму с умом, исполненнымСаттвы, тем самым Сушумну от нечистот избавляя.
Как постепенно приручают львов, слонов и тигров, так же искусствомвластвовать над Праной овладевают медленно, ибо тот, кто поспешностьпроявит, будет Праною убит непременно.
Правильной практикой Пранаямы устраняются все недуги, неправильной жеПранаямой недуги обретаются". "Хатха-Йога-Прадипика" 2-2, 2-3, 2-4,2-5, 2-6, 2-15, 2-16.
"Не должно дыхание ни останавливать, ни оставлять его на произвол,практикуя Асану, но овладев им, в нить его превратить, жемчужины асанна нее нанизав. Ибо дыханием движется Прана, тело же движется еепотоком. Так практикуется Асана". "Йога-Корунта"
"Обуздание дыхания и его удлинение суть смысл и сущность всякойистинной практики.
Ибо лишь посредством этого дыхание само собой утверждается вбездыханности.
Естественной же бездыханностью поток суеты в коловращении вихряобыденного сознания преобразуется в безмолвие равновесия.
Отвлечение чувств самопроизвольно порождается возникающей от этогоотрешенностью.
Внимание втягивается в середину и там сосредоточивается.
Тогда рождается созерцание ? ни к чему не привязанное, целостное и нис каким действием не сопряженное.
Когда же у созерцания нет никакой цели, даже самой что ни на естьнаивысшей, оно самопроизвольно охватывает всю сферу осознания.
Поскольку нет ничего, что ограничивало бы его сосредоточением нааспектах бытия, пусть даже тех, которым все проявленное подвластно.
Отрешенным же созерцанием бесконечности, в которой проявленное инепроявленное в равновесии единства существуют самодостаточно,перетекая друг в друга сообразно изменениям восприятия Единым СебяСамого, постижение Истины порождается. Может ли быть что-то, что неподвластно познавшему Истину?" "Дхара-Даршана"
Предписанное дыхание во время практики асан и мудр, при которомвыполняются Набхи-мудра и Мула-бандха ? тоже пранаяма, "встроенная" впрактику асан и мудр. Но одного этого ? недостаточно, "встроенной"пранаямы не хватает для полного очищения системы каналов тонкого телаи "оживления" действия асан и мудр посредством наполнения этих каналовсилой. Необходимо практиковать также отдельные специальныедыхательные упражнения, которые предлагаются ниже.
ВНИМАНИЕ! Всякая пранаяма всегда начинается с полного выдоха. Безполноценного выдоха не может быть настоящего вдоха. Без настоящеговдоха пранаяма не имеет смысла, поскольку вдох в пранаяме ? действие,при котором происходит поглощение праны, выдох же ее распределяет.
Популярные сообщения
-
1. Атлеты не пропускают ни одного приема пищи Когда вы решаете создать себе внушительный мышечный объем, первым делом нужно обратить внимани...
-
Уроки выживания в современном мире Источник: Финам.info Все что мне нравится, - либо вредно, либо аморально, либо от этого я толстею. Автор ...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
РЕСУРСЫ На этой страничке Вы найдёте некоторые ссылки которые могут оказаться полезными. Мы разделили их на тематические группы: форумы, общ...
-
ФОРУМЫ My Rock`n`Roll Friends Сайты и журналы для общения друзей http://www.east-club.ru/forums/index.html Форумы на сайте "East-Club...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
ЧИТАЙ Под катом некоторые ссылочки для чтения по тематике Дао,единоборствам,медитации, здоровью,йоге .Записала их себе в один постик чтоб н...
-
С изброените до тук методи далеч не е изчерпана цялата същност и проблематика на Тиен-Сюъ. Този въпрос е твърде комплециран и не е възможно ...
-
http://talks.guns.ru/forummessage/38/060344-2.html Keltec Как-то прочитал на каком-то форуме интересную фразу М.Степина. Не думаю, что смогу...
-
84. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЦИГУН "ДЕСЯТЬ КУСКОВ ПАРЧИ" (ШИ ДУАНЬ ЦЗИНЬ) Цигун "десять кусков парчи" имеет 10 вариантов в положени...
Комментариев нет:
Отправить комментарий