Powered By Blogger

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 11 марта 2008 г.

ЙОГОТЕРАПИЯ 8

Глава 3. Сахаджа-дхаути-крийя ? упрощенная практика очистительныхпроцедур. Очищение водой, внутренним огнем, воздухом и солнечнымсветом, купание и очищение голодом
В Йоге под дхаути-крийями [Дхаути-крийя (санскр.) ? очистительноедействие.] понимаются упражнения, предназначенные для "внутреннейтренировки" физического тела, промывания пищеварительного тракта иочищения тела на клеточном уровне. Однако классическая практикаДхаути-крийи согласно тому, как она изложена в трактатах ? дело весьмасложное. Поэтому в Йога-терапии используются упрощенные вариантыупражнений, составляющих этот раздел Йоги ? Сахаджа-дхаути-крийя.Аспект внутренней тренировки и психоэнергетический эффект в этойпрактике выражены несколько слабее, чем в полной Дхаути-крийе, однакоочистительное и оздоравливающее действие в Сахаджа-дхаути-крийесохраняется вполне.
Очистительные процедуры имеют исключительно важное значение,справиться с хроническими заболеваниями без них попросту невозможно.Кроме того, они относятся к обязательным профилактическим практикам.
56. Вамана-дхаути ? очищение рвотой
Техника выполнения. Выпить 1-2 литра теплой воды, затем вызватьрвотный рефлекс средним и безымянным пальцами правой руки, засунув ихкак можно глубже в горло. Повторить несколько раз ? до тех пор, покався вода не будет удалена из желудка. Во рту должен ощущатьсягорьковатый привкус желчи. Если пальцами рвотный рефлекс невызывается, можно воспользоваться для раздражения рецепторовжелудочным зондом.
Ногти должны быть коротко подстрижены, руки перед практикойВамана-дхаути-крийи следует тщательно мыть с мылом. Если используетсязонд, его также необходимо тщательно мыть после применения, сушить ихранить в чистом сухом месте. Перед применением зонд должен бытьпродезинфицирован в кипящей воде в течение 3-4 минут.
Практикуя Вамана-дхаути-крийю, следует соблюдать осторожность,осмотрительность и не проявлять насилия по отношению к своему телу,дабы не поранить слизистые оболочки пищевода и желудка.
При возникновении серьезных затруднений с вызыванием рвотного рефлексацелесообразно добавлять в воду немного соли ? столько, скольконеобходимо для того, чтобы вкус ее стал подобен вкусу чистой слезы илиже крови. Однако солить воду каждый раз, когда практикуется эта крийя,нежелательно.
Горячей водой пользоваться нельзя, температура ее должна быть примерноравна температуре тела.
Практикуется Вамана-дхаути-крийя согласно предписаниям в стадиитерапевтического применения единожды в одну-две недели послезавершения курса терапии ? для поддержания достигнутого эффекта и сцелью профилактики.
Действие. Скопления испорченной слизи, разложившейся желчи имикроорганизмов удаляются из желудка посредством этой практики. Стенкипищевода и желудка получают необходимую тренировку, печень и желчныйпузырь также подвергаются оздоравливающему воздействию. Устраняютсясиндром несварения, нарушения кислотности и воспаления слизистыхжелудка и пищевода. При гастритах в острой фазе с практикойВамана-дхаути-крийи необходимо обращаться с предельной осторожностью,при язвенной болезни применять этот метод можно только на стадииремиссии. Острые состояния снимаются с помощью более мягких методов ?подбором диеты и пранаямами, а также принятием внутрь соответствующихпрепаратов из трав и другого естественного лекарственного сырья.
57. Сахаджа-данда-дхаути ? упрощенное очищение с помощью трубки
Техника выполнения. Взять продезинфицированный желудочный зонд.Нагреть чистую воду и пить ее до тех пор, пока желудок не наполнитсядо предела. Немного наклониться вперед и постараться полностьюзаглотить зонд ? из свободного конца его должно политься содержимоежелудка. Сначала с этим возникнут проблемы: едва конец зонда окажетсяпоглубже в горле, произойдет спонтанная Вамана-дхаути-крийя. Неследует отчаиваться. Через неделю-другую настойчивых попыток зондбудет достигать желудка.
После того, как конец зонда окажется внутри желудка, следуетдождаться, пока все содержимое не вытечет их желудка наружу. Неспешите вынимать зонд, подождите 5-7 минут, пусть желудок окончательновыжмет из себя все ? в этом случае произойдет также очищениеподжелудочной железы.
Снова выпить воды и повторить все с самого начала.
Выполнить Сахаджа-данда-дхаути-крийю еще один-два раза.
Вытащить зонд, тщательно промыть его теплой водой с мылом.
Обычно освоение практики Сахаджа-данда-дхаути начинающими сопряжено снекоторыми проблемами технического характера. Во избежание этого вначальной стадии работы с этим тренировочным методом рекомендуетсяобращаться за помощью к опытному инструктору или учителю Йоги, либо кврачу, знакомому с методами Йога-терапии.
Действие. Сахаджа-данда-дхаути-крийя устраняет и предупреждаетпеченочные расстройства, нарушения кислотности, несварение различногопроисхождения, запоры, колики, невралгии, лейкодермию, проказу, кожныезаболевания, катаральные расстройства и даже туберкулез.
После практики этой процедуры нельзя принимать пищу в течение, какминимум, десяти минут. По прошествии этого промежутка времени лучшевсего съесть сваренный в воде или молоке рис с небольшим количествомтопленого масла, либо другую мягкую нейтральную пищу. Ничего острого,твердого, соленого, горького, кислого и т.п.!
Вамана-дхаути промывает только желудок, но Сахаджа-данда-дхаутираспространяет очищающий эффект на поджелудочную железу и верхнюючасть кишечника.
Все Дхаути-крийи должны выполняться только утром на пустой желудок.[Исключение составляет особый вариант Вамана-дхаути-крийи ? БагхаилиХинсару-вамана-дхаути ? "действие тигра", однако эта практикаотносится к специальным методам психоэнергетического тренинга, потомуописание ее выходит за рамки работы по Йога-терапии.]
58.Агни-сара-дхаути-крийя ? очищение внутренним огнем
Эта крийя состоит из трех частей. Первая известна также какСахаджа-агни-сара-дхаути. [Эта техника была разработана Шри СвамиШиванандой. Однажды, работая с больным дизентерией, он потерпелнеудачу, применив классический вариант Агни-сара-дхаути-крийи, идополнил эту технику еще одной фазой. Эффект превзошел все ожиданиядаже самого Шри Свами Шивананды.]
Техника выполнения. Положить кисти рук на талию ? большой палецсзади, остальные четыре ? на животе. Вдохнуть. Сделать выдох.Задержать дыхание и мягко надавить растопыренными пальцами на живот,стараясь прижать область пупка к позвоночнику. Отпустить. Повторять,пока продолжается задержка. Вдохнуть. Выдохнуть. Задержать дыхание иповторить массаж. Повторять до тех пор, пока общее количество нажатийне достигнет ста восьми раз.
Эта фаза Агни-сара-дхаути выполняется не чаще двух-трех раз в неделю.
Вторая часть Агни-сара-дхаути-крийи ? это Уддияна-бандха на вдохе.
Встать прямо. Положить руки на талию. Кисти расслабить. Выдохнуть,выполнить Джаландхара-бандху. Вдыхая, подтягивать переднюю стенкуживота к позвоночнику за счет напряжения ее мускулатуры. Послезавершения полного ? до ощущения распирания ? вдоха расслабиться ивыдохнуть неспешно. Повторить не менее девяти-двенадцати раз. Тридцатишести раз будет вполне достаточно, хотя классическое число повторенийдля практикуюшего йогина [То есть человека более чем простоздорового.] ? сто восемь.
Третья фаза Агни-сара-дхаути-крийи ? быстрое чередование глубокойвакуумной Уддияна-бандхи с расслабленным выпячиванием живота за счетнисходящего толчка диафрагмой.
Встать прямо, положить руки на талию. Сделать глубокий вдох иполностью выдохнуть. Наклонить прямое туловище вперед догоризонтального положения. Выполнить Джаландхара-бандху. ГлубокойУддияна-бандхой подтянуть переднюю стенку живота к позвоночнику и натри-пять секунд зафиксировать это положение. Расслабить живот итолчком выпятить его насколько возможно. Быстро чередуя втягивание ивыпячивание живота повторять столько раз, на сколько хватит задержкидыхания. Выпрямиться, убрать Джаландхара-бандху и вдохнуть. Если нужно? отдышаться. Желательно постепенно постепенно довести общееколичество втягиваний-выпячиваний в одной серии до восемнадцати судержанием каждой Уддияна-бандхи в течение десяти секунд.
Повторить все с самого начала, но уже без Джаландхара-бандхи.
Повторить обе стадии ? с Джаландхара-бандхой и без нее ? держатуловище под углом в сорок пять градусов, затем еще раз повторить все? стоя прямо. В пределе общее количество повторений составляет стовосемь ? шесть серий по восемнадцать.
ВНИМАНИЕ! При освоении Агни-сара-дхаути-крийи необходима осторожность.Чрезмерное усердие дает побочные эффекты, которые неблагоприятновлияют на состояние сердца.
Действие. Агни-сара-дхаути-крийя ? совершенно уникальный по своейэффективности метод развития Агни-грантхи. [В даосской Йоге аналогомАгни-сара-дхаути-крийи является массажная практика Ци-Нэй-Цан всочетании с огненным дыханием, разогревающим нижний котел ? аналогомклассической Бхастрика-пранаямы, выполняемым в варианте нижнего(брюшного) дыхания. Даосские мастера утверждают, что Ци-Нэй-Цанявляется самой эффективной из омолаживающих физическое тело практик.Это обусловлено психоэнергетическим действием этого типа практик. Нетолько в тибетских системах психофизического тренинга, но также вклассической и в даосской Йоге целый ряд базовых техник имеет своейцелью "обращение направления вращения главного вихря ИзначальнойСилы". Символически это изображается обратной свастикой и обратнымсимволом Тай-цзи ? Великого Предела. Один из возможных вариантовпроисхождения этих символов был предложен, как мы помним, в частипервой данной книги. "Когда же вихрь прямой уступит место обращенному,Солнце и Луна поменяются местами, и вспять потекут реки огня, время жевнутри тела изменит бег свой из вечности в вечность, от старостинаправив поток обратно в сторону юности" "Дхара-Даршана". Практикитипа Агни-сара-дхаути "разогревают нижний котел", то есть снабжаютцентральный узел вихря Изначальной силы дополнительной энергией, какбы придавая его вращению "больший момент инерции". В результатеобратное направление вращения вихря Изначальной силы сохраняетсядостаточно долго после окончания тренировки. Средняя скорость теченияпотока личного времени при этом замедляется.] Он немыслимо повышаетжизненную силу всего организма в целом и незаменим при лечении любыхнедугов, в особенности ? заболеваний органов пищеварения. Действиеэтой крийи проявляется очень быстро.
ВНИМАНИЕ! В острых стадиях заболеваний, в частности, язвенной болезнии при тяжелых инфекциях (дизентерия, брюшной тиф, холера, чума ит.п.) при применении Агни-сара-дхаути-крийи необходимо проявлятьисключительную осторожность и осмотрительность! В любом случае спешкапри освоении этого метода ОПАСНА и может, кроме всего прочего, весьманеблагоприятно сказаться на работе сердца. [В выигрыше, как всегда,тот, кому нечего больше терять.]
При любых болевых ощущениях нагрузку необходимо уменьшить.
ВНИМАНИЕ! Детям в возрасте до 12 лет, а также женщинам в периодбеременности и во время менструаций практика первой фазыАгни-сара-дхаути-крийи ? Сахаджа-агни-сара-дхаути ? противопоказана.
59. Нэти-крийя ? промывание носоглотки
Нэти-крийя ? метод очищения носоглотки и всех прилежащих к нейполостей, оказывающий исключительно благотворное воздействие наорганизм в целом и в особенности ? на органы, находящиеся внутричерепа.
Существует два типа Нэти-крийи ? Джала-нэти и Сутра-нэти. Джала-нэти ?очищение носоглотки водой, Сутра-нэти ? очищение носоглотки нитью.Кроме собственно очищения, процедура Нэти обеспечивает также довольноинтенсивный массаж воздуховодных путей внутри черепа.
Сутра-нэти является достаточно интенсивной техникой, практика этогометода сопряжена с некоторыми сложностями и в отдельных случаях можетбыть дать весьма неприятные и достаточно серьезные побочные эффекты,если практикуется без непосредственного руководства со стороныопытного инструктора.
Джала-нэти ? метод, при правильном исполнении абсолютно безопасный ивполне обладающий оздоравливающим эффектом, равным эффекту методаСутра-нэти. Поэтому в практике Йога-терапии применяется в основномДжала-нэти.
Джала-нэти бывает двух видов ? очистительная Джала-нэти-крийя итренировочная Джала-нэти-крийя. Различие между ними состоит в том, чтопри практике тренировочной Джала-нэти-крийи используют пресную воду.Обычно тренировочную Джала-нэти выполняют после того, как носоглоткапромыта очистительной Джала-нэти. Лучше всего практиковать обе техникипоследовательно ? как два шага одной и той же практики. ПоначалуДжала-нэти-крийя с пресной водой будет вызывать неприятные ощущения вносоглотке и внутри черепа. Постепенно выработается привычка.Процессы, вызывающие эти ощущения, и есть основной аспекттренировочного действия "пресного" варианта Джала-нэти-крийи.
Ниже описана техника выполнения очистительной Джала-нэти-крийи.Тренировочная выполняется точно так же, но в пресную воду ничего недобавляют.
Техника выполнения. Есть два основных способа выполненияДжала-нэти-крийи.
Для первого ? более простого, но сопряженного с некоторыминеудобствами ? требуется стакан или средней величины чашка.
Для второго ? небольшой чайничек с тонким носиком. [При освоениитренировочной Джала-нэти-крийи предпочтительнее пользоваться именноэтим вариантом, поскольку вариант с чашкой или стаканом на начальномэтапе может оказаться в некотором роде самоистязанием.]
Налить в стакан или в чашку чистую воду. Подсолить ее до вкуса слезыили крови. Опустить нос в воду и втягивать ее через ноздри. Ту воду,которая проходит насквозь и оказывается во рту ? сплевывать. Можнопромывать ноздри по-очереди, перекрывая одну из них прижатием пальца иоставляя свободной вторую. Таков способ выполнения Джала-нэти сприменением чашки.
Налить чистую воду в чайничек, подсолить. Плотно вставить носикчайничка в одну ноздрю и склонить голову набок так, чтобы водаполилась сквозь воздуховодные пути и стала вытекать из свободнойноздри. Чтобы не поранить слизистую, на носик чайника можно надеватькоротенький отрезок мягкой резиновой трубки подходящего диаметра.Сколько воды протекло справа налево, столько же должно протечь и вобратном направлении. Пока вода льется сквозь воздуховодные пути, еепонемногу втягивают в рот и сплевывают. Таким образом осуществляетсяпромывание и массаж всех проходов носоглотки.
При промывании носа небольшое количество воды следует оставить дляпромывания глаз.
После того, как нос промыт, остаток воды следует вылить на глаза ?пусть она протечет от наружного угла глаза к переносице. Оба глазадолжны промываться в течение равных промежутков времени.
После завершения процедуры промывания следует наклониться в Уттанасану? самую нижнюю фазу Падахастасаны ? и с медленным выдохом через носвыпрямиться. Повторить это движение несколько раз для того, чтобывылить остаток воды из лобных пазух и придаточных полостей.
ВНИМАНИЕ! Не следует пугаться, если в течение дня вода время отвремени будет выливаться небольшими порциями самопроизвольно ? этонормально, хотя и может привести к некоторому конфузу в приличномобществе. Потому осваивающий практику Джала-нэти всегда должен иметьпри себе носовой платок.
Ежедневное двухразовое выполнение Джала-нэти ? утром и вечером ?должно превратиться в привычку ? как умывание и чистка зубов.
Для обычной практики берется вода, температура которой немного нижетемпературы тела. Протекая сквозь носоглотку, она воспринимается какслегка прохладная.
Если носоглотка забита отработанной слизью (например, при насморке),вода берется как можно более теплая. Протекая сквозь носоглотку, онадолжна восприниматься как почти горячая. В этом случае отделение слизипроисходит более интенсивно.
В горячую воду можно добавить щепоть пищевой соды ? это еще болееусилит ее очищающее действие.
Капнув в воду, куда добавлена соль и сода, одну-три каплипятипроцентного спиртового раствора йода, получим бактерицидноесредство для обработки носоглотки при инфекциях дыхательных путей.
Не следует злоупотреблять горячей водой, содой и йодом. Если горячаявода может использоваться для Джала-нэти регулярно (скажем, два-трираза в неделю) с целью тренировки, то сода и йод применяются только вслучае болезни.
Тот, кто живет в сельской местности, где воздух свободен отпромышленных и бытовых нечистот, может после первых нескольких месяцевежедневной практики Джала-нэти перейти к выполнению этой процедурыодин-два раза в неделю.
Городским жителям рекомендуется оставить Джала-нэти в тренировочнойпрограмме в качестве ежедневной практики.
ВНИМАНИЕ! При выполнении Джала-нэти с горячей водой и с йодом глазапромывать НЕЛЬЗЯ. Глаза промываются ТОЛЬКО прохладной водой.
Действие. Имеющие расстройства Капхи испытывают трудности приосвоении Пранаямы, ибо проходимость их дыхательных путей нарушена.Нэти устраняет нарушения.
Тот, кто из-за болезни или по привычке дышит через рот, разрушаетгрубое тело свое вдыханием загрязненного воздуха и тонкое ?неправильным распределением праны в его каналах, узлах и вихрях. И вэтом случае поможет Нэти.
Страдающие заболеваниями глаз и нарушениями зрения найдут в Нэтиверного союзника в борьбе со своими проблемами.
"Очиститель разума и даритель божественного прозрения суть Нэти, ибовсе недуги одолевает в той части тела, что возвышается над плечами"."Хатха-Йога-Прадипика" 2-30.
Нэти-крийя освежает голову и снижает жар даже при тяжелой лихорадке, атакже устраняет головную боль, самого различного происхождения.
Наули-крийя или Лаулика-крийя ? волна
Наулиили Лаулика-крийя состоит в изолированном сокращении мышц живота,при котором всю плоскую поверхность последнего пересекает вдоль узкаяволна из напряженных мускулов. При достижении определенной искусностив практике Наули волну можно перемещать поперек живота.
Ни одно другое упражнение не может сравниться с Наули-крийей по силеуравновешивающего воздействия на соотношение активности стихийвоздуха, огня и воды в теле.
В основе успешного освоения Наули лежит совершенное владениеискусством выполнять Уддияна-бандха-мудру. Только тот, кто вполнеспособен удерживать Уддияна-бандху на протяжении не менее десятисекунд, пусть приступает к изучению Наули. До этого эту крийю емубудет частично заменять практика Уддияна-бандхи.
60. Мадхьямика-наули ? серединная Наули
Техника выполнения. Выполнить максимально глубокуюУддияна-бандха-мудру стоя, слегка наклонившись вперед и оперевшиськистями рук о бедра примерно посередине между коленями итазобедренными суставами. За счет напряжения мышц живота надавитьруками на бедра. Стараться при этом, чтобы изолированно напрягаласьтолько средняя часть мускулатуры брюшного пресса. Если все выполненоправильно, посередине живота образуется плотный продольный валикнапряженных мышц (Рис.3-60). Сохранять это положение до конца задержкидыхания. Вдохнуть, отдышаться. Повторить столько раз, скольконеобходимо.
61. Вама-наули ? левосторонняя Наули
К освоению левой и правой вариаций Наули, а также динамической Наули ?Наули-крийи ? следует приступать лишь после того, как вполне освоенаМадхьямика.
Техника выполнения. Выполнить Мадхьямика-наули. Ослабить давление направую руку и сильнее нажать на левую. Добиться того, чтобы валикнапряженных мыщц сформировался на левой стороне живота (Рис.3-61).
62. Дакшина-наули ? правосторонняя Наули
Техника выполнения. Когда Вама-наули освоена, приступают к изучениюДакшина-наули, которая выполняется точно так же, как и Вама, нозеркально в другую сторону. Застывшая мышечная волна при этом должнаобразоваться на правой стороне живота.
63. Наули-крийя ? динамическая Наули
Техника выполнения. Когда все три статические вариации Наули будутосвоены в совершенстве, следует попытаться перемещать волну поперекживота ? сперва слева направо, а затем ? справа налево. Для этогонагрузку плавно перемещают с одной руки на другую, следя за тем, чтобыизолированное сокращение мышц живота также перемещалось подобно волнецунами, вздымающейся над ровной поверхностью океана. Сначалаколичество циклов движения в пределах одной задержки должно бытьограничено тремя, затем оно может быть постепенно увеличено. Последнимв каждой задержке должно быть движение справа налево.
Действие. Наули считается лучшей и самой главной из крий Хатха-Йоги,поскольку она многократно усиливает действие всех прочих крий, а такжеасан и мудр.
Будучи уникальным методом упражнения "нижнего котла" ? главного центрараспределения энергии в тонкомтеле ? практика Наули производитпоистине фантастическое оздоравливающее, омолаживающее и укрепляющеедействие не только на органы и части систем, относящиеся к стихииАгни, но также и на все прочие составные части грубого и тонкоготела, регулируя общее соотношение и распределение сил всех стихий иэнергий всех уровней. [В даосской Йоге техники, действующие аналогичноНаули, составляют базовую часть практики "Цигун ? железная рубаха".
За счет вакуума, возникающего в брюшной полости при практике Наули,происходит активный прилив крови ко всем внутренним органам [Китайцыговорят: "Где Ци ? там и кровь, где кровь ? там и Ци". Пользуяськонцепцией Праны, можно сформулировать это высказывание следующимобразом: "Где силовой аспект праны ? там и кровь, где кровь ? там исиловой аспект праны. На осознанном применении данного принципапостроена практика целенаправленного изменения качествафизиологического состояния тканей, лежащая в основе "Железной рубахи".Этим же обусловлена поистине удивительная сила Наули кактерапевтической практики.], а перемещение волны поперек животаосуществляет мягкий и глубокий их массаж.
Все смещения внутренних органов, а также заболевания пищеварительной имочеполовой сфер излечиваются настойчивой практикой Наули-крийи.
В сочетании с особой практикой, именуемой Вастра-дхаути ? очищениемтканью ? Наули настолько усиливает иммунитет, что практически никакая,даже самая страшная, болезнь не в состоянии преодолеть защитный барьерорганизма. Для этого следует практиковать Наули-крийю, заглотивпятиметровую полоску ткани согласно предписаниям по выполнениюВастра-дхаути. Практика эта достаточно сложна и выходит за рамкиобъема данной работы, однако тот, кто намерен перейти от практикиЙога-терапии к изучению собственно Йоги, найдет способ отыскать всюнеобходимую информацию, связанную с методом Вастра-дхаути. Не владеяполной информацией осваивать Вастра-дхаути опасно.
ВНИМАНИЕ! Детям и подросткам до достижения ими половой зрелостипрактика Наули противопоказана.
Женщинам нельзя выполнять Наули во время менструации и в течение 2-3дней до и после, во время беременности и в течение трех месяцев послеродов.
Тем, кто страдает сердечными заболеваниями, язвой желудка или/идвенадцатиперстной кишки, гипертонией и туберкулезом кишечникавыполнять Наули строжайше запрещается.
Пожилой человек, даже если он вполне здоров, но никогда ранее Наули непрактиковал, должен проконсультироваться у мастера Йоги, прежде чемприступить к освоению этой тренировочной техники.
Методы очищения кишечника
Разложившиеся скопления кала в кишечнике отравляют организм испособствуют развитию бактерий. По мнению мастеров Йоги, примерновосемьдесят процентов всех заболеваний обязаны своим происхождениемаутоинтоксикации организма ядами гниющих фекальных масс, собирающихсяна стенках кишечника. Кроме того, эти массы ? идеальная среда дляроста множества видов болезнетворных бактерий. На нейтрализациюаутотоксинов и борьбу с заботливо взращенными в недрах организмамикробами уходит львиная доля наличной энергии человеческого существа.На творческое осмысление процесса жизни остается очень мало, наразвитие осознания ? практически ничего.
В аллопатии и Аюрведе для очищения кишечника применяются слабительныесредства. Однако постоянное применение слабительных пагубно отражаетсяна состоянии кишечника: перистальтика нарушается и развиваетсясклонность к хроническим запорам со всеми вытекающими отрицательнымипоследствиями. Кроме того, многие слабительные средства в большей илименьшей степени токсичны.
Клизма гораздо лучше, но к ней возникает привыкание и, как следствие,? зависимость от нее успешной дефекации. Результат ? все тот жехронический запор с интенсивной аутоинтоксикацией вместо избавления отнее. Кроме того, воздействие клизмы ограничивается только нижнейчастью кишечника.
В Йоге существует целый ряд клизмоподобных процедур, известных подобщим названием Басти-крийя. Среди них ? как собственно йогическаяклизма, при которой вода в кишечник не поступает за счет внешнегодавления, а втягивается с помощью глубокой Наули, так и целый ряд"сквозных" промываний пищеварительного тракта ? Вари-сара-дхаути-крий? посредством которых выпитая в большом количестве вода быстропроводится насквозь и выводится через анус. Тем самым осуществляетсяпромывание всего пищеварительного тракта в целом.
В общем в классических техниках Басти-крий и Вари-сара-дхаути-крийничего особо сложного нет, однако в практике Йога-терапии все жецелесообразнее применять более мягкие ? упрощенные ? техники,известные как Сахаджа-басти-крийи.
64. Сахаджа-басти-крийя-1А ? упрощенное промывание кишечника.Основной вариант
Сахаджа-басти-крийя практикуется при хроническом запоре утром натощак,сразу после пробуждения.
Техника выполнения. Развести полстакана лимонного сока и растворитьчайную ложку соли (предпочтительно брать морскую нерафинированнуюсоль) в полутора литрах чистой теплой воды и выпить полученную смесь.
Сразу же после этого лечь на спину и выполнять Випарита-карани втечение 4-5 минут, затем Маюрасану ? 3-4 раза и Падахастасану ? 4-5раз. Тот, кто не в состоянии выполнить Маюрасану, пусть 5-6 развыполнит Шалабхасану. В течение последующих пяти минут возникнетсильный позыв к дефекации.
В зависимости от индивидуального состояния кишечника, некоторымнелишне будет добавить к вышеуказанным асанам еще Бхуджангасану,Ардха-чакрасану и Дханурасану. Вместе с предыдущими они дадут хорошийрезультат.
65. Сахаджа-басти-крийя-1Б. Дополнительный вариант
Слабые и больные люди могут просто выпить воду с лимонным соком исолью, как было указано выше, а затем выполнитьСахаджа-випарита-карани, Йога-мудру, Павана-муктасану, Ардха-курмасануи поочередное поднимание ног в Шалабхасане.
Действие. Випарита-карани-мудра, выполняемая непосредственно послепитья воды, дает возможность последней пройти через желудок вкишечник. Вода вымывает разложившиеся желчь и слизь из желудка итонкого кишечника, затем попадает в толстые кишки и разжижает ихсодержимое, которое затем выбрасывается из организма вместе с отходамии ядовитыми веществами. Ни одно известное слабительное, никакая клизмане в состоянии проделать все это настолько безвредно и настолькорадикально, как совершает это Сахаджа-басти-крийя.
Лимонный сок выступает здесь одновременно и в качестве лекарства, и вкачестве диетического продукта, поскольку обладает некоторымслабительным действием, он сообщает смеси приятный вкус и содержитизвестное количество кальция, который абсолютно необходим дляподдержания здоровья.
Если кишечник не срабатывает даже после примененияСахаджа-басти-крийи-1А или 1Б, необходимо одно-двухдневное воздержаниеот пищи (см. "Очищение голоданием в практике Йога-терапии"), ибо этоуказывает на то, что двенадцатиперстная кишка заблокирована плохопереваренными остатками пищи. После поста выполнитьСахаджа-басти-крийю.
66. Сахаджа-басти-крийя-2
Этот метод отличается от Сахаджа-басти-крийи-1 только составом смеси.Здесь берется лимонного сока и соли в два раза меньше, все остальное ?то же самое.
Обычно Сахаджа-басти-крийя-1 применяется в случаях, когда требуетсявоздействие весьма радикальное. Если же ситуация не слишком серьезна изапор еще не стал безнадежно хроническим, желательно начинать совторого варианта.
И только в случае, когда Сахаджа-басти-крийя-2 не дает результатов,следует применять Сахаджа-басти-крийю-1.
67. Сахаджа-басти-крийя-3
Тот, кто хроническими запорами не страдает, а также не болен и неслаб, может просто выпить два стакана холодной воды едва проснувшисьутром, а затем практиковать упражнения согласно предписаниям дляСахаджа-басти-крийи.
Если все выполнено правильно, положительный результат в виде позыва кдефекации не заставит себя долго ждать.
68. Сахаджа-басти-крийя-4
Главным упражнением во всей Сахаджа-басти-крийе являетсяВипарита-карани. Она легко осваивается за несколько дней настойчивыхтренировок. Если же эта мудра и прочие предписанные асаны все жевызывают проблемы, можно ограничиться лишь десяти-пятнадцатикратнымвыполнением Павана-муктасаны. Остальные предписания остаются безизменений.
69. Сахаджа-басти-крийя-5, известная также как Ганеша-крийя илиСахаджа-шодхана-крийя
Выпить воду, приготовленную согласно предписаниям, либо равноеколичество холодной воды и отправиться на прогулку, которая должнапродлиться приблизительно десять минут.
Обильно смазать средний палец левой руки медом, глицерином, вазелиномили сливочным маслом (ноготь этого пальца должен быть короткоострижен) и приготовиться к дефекации. Если позыв появился сам собой ?не противиться зову природы. В случае возникновения затруднениймедленно и очень осторожно ввести средний палец в прямую кишку какможно глубже и несколько раз повернуть его в ней, затем вытащить палеци ожидать позыва к дефекации. Если позыв не появляется, повторитьпроцедуру. В конце концов очередная попытка увенчается успехом, итолстые кишки полностью очистятся. Затем следует вымыть анус и, еслинеобходимо, ? принять душ или ванну.
Четвертый и пятый варианты Сахаджа-басти-крийи уступают первым трем,потому должны выполняться только в случае, если выполнение первого,второго и третьего вариантов почему-либо затруднительно или не даетрезультатов.
После Сахаджа-басти-крийи желательно принять ванну или душ, и толькозатем приступать к выполнению других упражнений и практике пранаям.
70. Солнечная ванна ? очищение солнечным светом
Солнечные ванны противопоказаны лицам огненной ? сухой конституции.
Тем же, кто отличается водянистой конституцией ? "сырым" людям ?солнечные ванны необходимы, несмотря на тенденцию к желчности ираздражительности, свойственную этому типу личности.
Техника выполнения. Солнечные ванны принимаются в теплое время года ?когда при длительном нахождении на открытом воздухе не возникаетозноб. Лучшее время ? между восемью часами утра и полуднем. Прикрывголову, следует подставить обнаженное тело прямым лучам божественногосветила. Если нет возможности загорать в полностью обнаженном виде,следует прикрывать одеждой как можно меньшую часть поверхности тела.
Сперва следует лечь на живот, подставив лучам солнца заднююповерхность тела. Как только она достаточно нагреется, и выступит пот,следует перевернуться и подставить лучам солнца грудь на одну-двеминуты, не более.
В пределе грудь может быть подставлена солнцу в течение не более чемодной четверти времени, проведенного в положении, когда солнечные лучипадают на спину.
Перед принятием солнечной ванны обязательно нужно окунуть голову вхолодную воду и растереть ее влажным полотенцем. После солнечной ванныследует укрыться в тени и растереть влажным полотенцем все тело. Дажетот, кто прикован к постели, должен растирать тело влажным полотенцемпосле солнечной ванны и не забывать вымыть голову перед ней.
Для начала достаточно 8-10 минут солнечной ванны. Постепенно времяпребывания на солнце может быть увеличено.
Критерием переносимости солнечного облучения служит реакция тела. Егоперегрев и начало слишком обильного потоотделения ? сигнал дляпрекращения солнечной ванны.
Если все сделано правильно, то сразу же после солнечной ванны в телевозникает приятная мягкость, а в уме ? состояние умиротворенности.
Если предел индивидуальных возможностей превышен, появляетсяголовокружение или жар. Это говорит о необходимости уменьшения временипринятия солнечной ванны.
Действие. Солнечные ванны исключительно полезны при лечениипростудных и вирусных заболеваний, астмы, туберкулеза, анемии, нервныхрасстройств и многих-многих других заболеваний.
Под действием солнечных лучей в организме образуется витамин Д,играющий ключевую роль в фосфорно-кальциевом обмене, формированиикостных тканей и зубов. Недостаток фосфора и кальция приводит к целомуряду тяжелых заболеваний, поэтому солнечные ванны имеют огромноезначение для сохранения здоровья и лечения многих недугов.
Солнечная ванна активизирует жизнедеятельность, повышает аппетит иинтенсифицирует работу иммунной системы.
Согласно бытующему ныне в цивилизованном обществе мнению солнечныйсвет до 8 утра богат ультрафиолетовыми лучами, и потому именно этовремя является наилучшим для принятия солнечных ванн.
В Йоге же наилучшим для солнечных ванн считается промежуток временимежду восемью часами и полуднем.
Принятие солнечных ванн в часы послеполуденного зноя разрушительносказывается на состоянии здоровья. [Вечерние часы, в которые солнцежелтеет и становится оранжевым, идеальны для тренировки, это ? такназываемые "часы силы". Тратить их на принятие солнечных ванннецелесообразно.]

Комментариев нет: