Powered By Blogger

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 11 марта 2008 г.

ЙОГОТЕРАПИЯ 2

ВВЕДЕНИЕ
Все начиналось очень-очень давно, во времена незапамятные ипервобытные. Мы почти ничего не знаем о них, ибо само по себе слово"назапямятные" говорит о том, что они остались за пределами памятинынешней человеческой цивилизации. Ничего, кроме, пожалуй, одного: вте далекие времена людям тоже было свойственно болеть, и это вынуждалоих искать средства избавления от проблем, связанных с нарушениямиздоровья. Тысячелетия эволюции человеческого общества не прошливпустую. Сведения о природе болезней и средствах борьбы с ними, атакже основанные на целенаправленном расширении и углублении осознанияметоды общего развития человеческого существа, доставшиеся нам внаследство от забытых предков нынешнего человечества, своей точностьюи совершенством, полнотой и радикальностью поражают порой даже самоеразвитое воображение.
Обозримый отрезок земной истории ничтожно мал в сравнении с тем,сколько времени прошло с тех пор, как на Земле появился человек. И,разумеется, с самого начала первобытных времен человек вынужден былсражаться за выживание ? с природой, с врагами, с самим собой. И сболезнями, что заставляло его искать лекарства, обращаясь к четыремосновным источникам: к миру растений, к миру животных, к мируминералов и к самим токсинам болезней.
Однако, чем сложнее и изощреннее становились формулы лекарственныхпрепаратов, тем с более тяжелыми побочными эффектами их применениясталкивались лекари.
Отсюда ? бытующее на Востоке высказывание:
"Сотню пациентов должен убить новичок, прописывая лекарства лишь длятого, чтобы не прослыть невеждой в медицинской науке, прежде чемначнет постигать сущность болезней и секреты лечения. Тот же, коговеличают истинным целителем, должен убить тысячу, дабы воистинуовладеть тайнами силы лекарств".
Ничто, по сути, не изменилось с тех древних времен. Так же, как итогда, тот, кто уповает на врачей и не способен позаботиться о себесам, рискует попасть в руки не слишком опытного специалиста.
Ужасные последствия медицинских ошибок и наплевательского отношения ксебе тех, кто все надежды возлагает на кого-то другого ? врача,знахаря, целителя ? всегда побуждали людей к поиску альтернативныхметодов. И начали они с того, что попытались заимствовать способысамоисцеления у животных.
Возьмем, к примеру, домашнего пса. Заболев, он перестает есть и часамилежит на солнцепеке. Даже самая любимая пища оставляет егоравнодушным. Одно-двухдневный пост и солнечные ванны оказывают наживотное настолько благотворное действие, что очень скоро к немувозвращаются здоровье и аппетит.
Домашняя кошка также владеет секретом самоисцеления. Заболев, она неприкасается к пище и жует какую-то травку, от которой ее тошнит ирвет. Проходит немного времени ? и вот уже наша милая кошечка снова вполном порядке.
Больная корова перестает щипать траву, находит большую лужу, ложитсярядом с ней на землю и время от времени пьет воду. День-двавоздержания от пищи и обильное питье возвращают корове здоровье.
Изучение методов самолечения, применяемых животными, привело ксозданию натуропатии ? естественной терапии. В результате уже вовремена "Вед" и "Веданты" [Веда (санскр.) ? знание, священное знание."Веды" ? сборник самых древних священных текстов, не так давно ?порядка двух с лишним тысяч лет назад ? разделенный Вьясой на четыречасти ? "Ригведу", "Яджурведу", "Самаведу" и "Атхарваведу". Веданта(санскр.) ? завершение "Вед". "Веданта" ? сборник священных текстов,примыкающих к "Ведам", являющихся их продолжением и развивающих идеи ифилософию "Вед".] целители владели изощренными приемами водолеченния,применения солнечных ванн, очистительных процедур и прочихнатуропатических практик.
Наиболее совершенными во всех отношениях являются натуропатическиеметодики, практикуемые в Йоге [Йога (санскр.) ? единение, осознаниеединства. Древняя философско-практическая система целенаправленногосовершенствования и расширения человеческого осознания вплоть допрактического постижения им сущности мира, его устройства иабсолютного единства мирового бытия. В основе совершенствования высшихаспектов осознания согласно йогическим концепциям обязательно должнолежать гармоничное развитие всех низших ? "инструментальных" ?составляющих человеческого существа ? "плотного" (органического) и"тонкого" (энергетического) тел, низшего ? логического ? разума илиинтеллекта, эмоциональной сферы, интуитивного разума и т.д.],поскольку они не только избавляют человека от болезней и устраняютвсякую возможность рецидивов, но также открывают перед ним поистиненеограниченные перспективы развития и самосовершенствования."
Данная книга посвящена лечебной практике Йоги ? Йога-терапии. Визложении философских основ и физиологической подоплекитерапевтических методов использованы традиционные концепции, принятыев Йоге. Исключение составляют лишь те случаи, в которых необходимостьссылок на современную западную медицину и натуропатию диктуетсякраткостью или неясностью отдельных трактовок, даваемых "Йога-Шастрой"[Йога-Шастра ? сборник классических трактатов по философии и практикеЙоги.] и "Аюрведой" ["Аюрведа" ? сборник древних медицинскихтрактатов.]. Подобные пробелы в основном обусловлены тем, что целыйряд текстов был утрачен еще в древности и во времена средневековыхвойн.
Глава 1 Физиология и патология в "Йога-Шастре" и "Аюрведе"
Основы философии и физиологические концепции в Йоге
Элементы метафизики
Учение Йоги ? истинная жемчужина в океане ведического знания.Традиционно Йогу практикуют для достижения просветления и обретенияабсолютного знания, однако в основе высшего развития человеческогосознания, согласно учению Йоги, не может не лежать гармоничноесовершенствование всех низших аспектов человеческого существа икомпенсация их возрастной деградации, именуемая "реставрацией".
Невозможно построить корректную систему лечения, не обладая точнымзнанием принципов устройства организма. Для постижения же последнихтребуется знание устройства мира в целом.
Принятые в Йоге космогонические концепции изложены в основныхйогических трактатах, в частности, в "Йога-Даршане" Патанджали, в"Гхеранда-Самхите" и в "Шива-Самхите", а также в работахмногочисленных комментаторов этих трактатов.
Изначальная пра-материя именуется Пракрити ? то, из чего непроявленноеЕдиное творит внутри себя Бытие. Исходная природа Единого, являющегосяабсолютным интегральным осознанием, суть Пустота, в которойотсутствует даже пространство, ибо все взаимно уравновешено, целостнои полноценно. Побуждение к дифференциальному самоосознанию впроявленных творениях есть тот первоначальный импульс, которым Единоезаставляет себя создать в себе Изначальную Силу и нарушить собственноевнутреннее равновесие Пустоты, разделив Ее на абсолютно подвижное иабсолютно инертное ? два первичных потока Бытия. За счет этоговозникает пространство мира ? Пракрити, вихреобразные неоднородностикоторого становятся материей, сотканной вибрационными полями. Такимобразом побуждение Единого к самоосознанию образует два принципасостояния Изначальной Силы ? две Гуны ? абсолютную активность,именуемую Раджо-гуной или Раджасом, и абсолютную инертность ?Тамо-гуну или Тамас. Будучи слитыми в непроявленном Едином, онивзаимно уничтожаются изначальной целостностью и полнотой. Когда же онипроявлены, их равновесие в сотворенном Бытии есть некое новое, болеевысокое по сравнению с ними качество упорядоченности [В отличие отизначального Хаоса.], именуемое Саттво-гуной или просто Саттвой. Такимобразом, три гуны создают из Пракрити мир творения, упорядочиваяабсолютный Хаос изначальной Пустоты в структуру Бытия сообразно ВолеЕдиного.
Саттво-гуна в проявленном самодостаточна, поскольку является принципомуравновешивания, не уничтожающего, но гармонично организующегопобудительную силу Раджо-гуны и обездвиживающую инертность Тамо-гуны.Тамас или Тамо-гуна есть принцип или качество инерции (илиинертности), обеспечивающий возможность создания и сохранения формы ?результирующего состояния побудительной силы в действии. Тамас такжеявляется тем аспектом Изначальной Силы, которым обусловленообразование пяти стихий или пяти элементов ? пяти качественныхсубстанциональных проявлений: земли, воды, огня, воздуха и эфира [Вотличие от гуны ? потенциальной тенденции динамического осуществлениябытия, великий элемент ? маха-бхута или стихия ? таттва (буквально"суть, сущность") есть исходное качество субстанции мира,соответствующее определенному первичному состоянию пространства какизначальной пра-материи Универсума. Маха-бхут или таттв ? пять:наиболее грубая сущность материи как твердого вещества ? Притхви ?стихия земли; сущность жидкого состояния ? Апас ? стихия воды;сущность состояния, переходного между объемно ограниченным состояниемвещества и газообразной фазой ? Теджас или Агни ? стихия огня;сущность газообразного состояния ? Вайю или Вата ? стихия воздуха;сущность тонкого ? не-вещественного состояния материи ? Акаша ? стихияэфира, соответствующая как собственно пространственно-временномуконтинууму, так и различным полям, существующим в нем в видеобусловленных наличием Праны ? качества энергии или эфирного дыхания ?Акаша-вайю ? первичных вихреобразных неоднородностей, уплотнение идифференциация которых собственно и есть источник образующих первичныеэлементы трансформаций качественных состояний материи друг в друга.].Главнейшей из пяти стихий считается эфир вселенной ?пространство-время ? Акаша.
Дыхание эфира ? Акаша-вайю создает из эфира стихию воздуха. Элементыэфира, воздуха и огня в сочетании образуют стихию воды. И, если стихиявоздуха суть первооснова дыхания жизни, то вода содержит в себе взародышевом состоянии все объекты мира проявленных творений. За счеткомбинации стихий эфира, воздуха, огня и воды формируется стихия земли? первооснова вещественности материальных объектов. Таким образом,предметный мир во всем его непостижимом многообразии есть результатестественного взаимодействия пяти стихий ? Панча-танматра. Нанекотором этапе развития своего взаимодействия пять изначальных стихийформируют материальный мир пяти физических элементов ? Панча-бхута, изкоторых состоят все необозримые мириады туманностей, каждая из которыхсодержит в себе несчетное количество звезд и звездных систем. [Стихииили тонкие составляющие первоэлементов есть их организующие принципы ?сообразные им качественные аспекты Праны ? энергии. Грубыесоставляющие первоэлементов ? физические элементы ? есть реализацияорганизующих принципов в соответствующим образом сформированном имипространстве.] Магическая сила управляемого тремя гунамивзаимодействия пяти стихий проявляется как в образовании мельчайшихвихрей сверхслабых вибрационных полей, так и в создании гигантскихконгломератов грубой материи.
Самым первым объектом, который произвела Пракрити, была Маха-таттва ?Великая Сущность или Великая Истина ? единая первооснова воплощенной впра-материи изначальной потенциальной энергии. Динамические проявленияэнергии, именуются Праной ? Изначальной Силой.
"Веды" именуют изначального проявленного Бога мира творения"Златоутробным" ? Хиранья-гарбха. Хиранья ? золото ? золотой потокбожественного сознания ? божественная искра в существах воплощенных. Впроявлениях любого существа, осознающего в себе эту искру, преобладаютмотивы, обусловленные самодостаточной тенденцией гармонии ?Саттва-гуной. Потому каждый, достигший такого уровня самоосознания,будет именоваться Хиранья-гарбха, ибо его сущность неотделима отединой сущности мира.
Хиранья-гарбха ? творческий Дух ? Творец, Хранитель и ВладыкаВселенной. Его вдохновением созданы все уровни мира проявленногобытия. Будучи великим истоком сотворенного, Хиранья-гарбха суть такжеи первооснова сознания и самоосознания вселенной.
Второй производной Пракрити является Ахамкара ? Эго или универсальнаясила воли.
Пять первоэлементов обладают пятью свойствами, которые воспринимаютсяв пяти сферах восприятия органами слуха, осязания, зрения, обоняния ивкуса. [Самому грубому из первоэлементов ? Притхви ? землесоответствует восприятие посредством обоняния, воде ? Апасу ? вкусовоевосприятие, огню ? Теджасу ? зрительное, воздуху ? Вайю ? восприятиепосредством осязания, эфиру ? Акаше ? слуховое восприятие.]Соответственно, трансформируясь во множественные миры вселеннойматериальных объектов, тонкие первоэлементы переносят свои свойства вгрубые структуры. Таким образом, в пределе объектная вселенная сутьтрансформация Акаши ? пространства-времени ? обусловленная действиемАхамкары ? волевой силы мира. [Прана ? свойство энергии, которым вразличных формах обладает пространство мира, есть объект приложенияволевой силы мира и, таким образом, ключевой фактор реализациисамопроявления, а следовательно, и самоосознания мира. Являясьпобудительным началом проявленного бытия, волевая сила мира управляетдинамикой Праны посредством намерения. Последнее является мостоммежду волей как таковой и реализующей проявленное бытие энергией.]
Фиксация созидательной силы в виде структуры, составленнойпроявленными формами, обусловлена Тамо-гуной. [Тенденцией инерциисохранения состояния.] Множество миров как структурированноепроявление или выражение пяти стихий сформировано, таким образом, засчет силы Тамаса.
Грубо говоря, существует семь уровней или планов проявленного бытия ?семь сфер творения: Божественный план универсальной Великой Сущности(Маха-таттвы), план волевой силы вселенной (Ахам-кары) и пять плановПанча-танматры (Панча-маха-бхута-таттвы) ? пять сфер стихий великихпервоэлементов творения.
В "Ведах" семь планов вселенной трактуются как семь миров ? Сапталока:
1. Мир смертных.
2. Обитель мертвых.
3. Обитель ограниченных привязанностью к личному эго.
4. Обитель великих ? полубогов.
5. Обитель божественных душ, преодолевших ограничения эго и достигшихосознания единства со своими творениями.
6. Обитель просветленных ? существ, которые владеют божественнойсилой, и, пребывая в состоянии божественного блаженства, постиглиистинную природу вещей ? силу Бога, посредством которой явленотворение.
7. Обитель высочайших ? достигших полного единства с Богом, благодаряосознанию Высшей Истины ? постижению Изначального Принципа.
Семь миров группируются в три сферы ? низшую, высшую и высочайшую.
Три из семи планов ? мир смертных (Бхух), обитель мертвых (Бхувах) иобитель ограниченных (Свах) именуются тремя низшими мирами(Адхо-трилока). Их постижение ? в пределах инструментальныхвозможностей той функциональной части человеческого сознания, котораяименуется интеллектом и является несколько более развитой формойинтеллекта животного. Живые воплощенные человеческие существа обитаютв Бху-локе, где возможны три состояния сознания: состояниебодрствования, состояние собственно сна ? сна со сновидениями ? исостояние за сном ? сон без сновидений.
Доминирующей фазой состояния сознания в мире смертных являетсябодрствование.
После физической смерти осознание человека попадает в Бхува-локу, гдедоминирует состояние сна со сновидениями. Потаенные желания, надежды истрахи человека обретают форму, становясь реальностью этой обителиперманентного сна и порождая в осознании образы ощущений ? райскихнаслаждений или же адских страданий.
Люди, обладавшие при жизни светлым умом и блестящим интеллектом,зачастую минуют переходный план Бхува-локи и после смерти попадаютпрямо в Сва-локу. Там они наслаждаются ощущением счастья, котороепорождается их устремлением к осмыслению сложных абстрактных идей исклонностью к пребыванию в устойчивом состоянии глубокого размышлениялибо реализованными в процессе жизни добродетелями, а затем входят всостояние глубокого покоя ? сна без сновидений. Большинство обычныхлюдей также имеет шанс войти в Сва-локу и оставаться там некотороевремя, в зависимости от большей или меньшей степени осознаниябожественности своей собственной природы ? свойства, которымчеловеческие существа обладают от рождения. Однако затем душе придетсявозвращаться в мир смертных ? Бху-локу, воплотившись в рожденномсуществе для достижения более высокого уровня развития интеллекта исферы эмоций. [В пределе уровень организации человеческого существавследствие его развития становится достаточным для обретения имсобственно человеческого свойства сознания ? начальной мудрости.Дальнейшее развитие человека и трансформация его в тот или иной типсверх-человеческого существа происходит посредством постепенного"функционального замещения" инструмента животного уровня ? интеллекта? инструментом чисто человеческим ? мудростью, не ограниченнойгромоздкими и негибкими интеллектуальными конструкциями,предназначенными для логической обработки информации трехмерногоконтинуума.]
Мы можем отчасти проникнуть в тайну души ? инструмента ума. Но длядосконального ее изучения человеку необходимо добиться осознанногопробуждения высшей разумности ? или интуиции ? Буддхи ? того уровняума, который управляет процессами трансформации и совершенствованияинтеллекта. Мир Буддхи начинается с уровня обители великих ? полубогов(Маха-лока) ? сферы ощущений. В Маха-локе выделенный и рафинированныйинтеллект совмещен с интуицией ? Буддхи, формируя качественно новоеобразование ? мудрость. Три наивысших мира объединяются под однимназванием Урдхва-трилока ? три высочайших плана, которые такжеотносятся к сфере интуиции ? Буддхи. Они находятся вне пределовдосягаемости интеллекта и прочих низших функциональных инструментовума.
Для того, чтобы проникнуть в Урдхва-трилоку, человеку необходимопрежде всего преодолеть в своем сознании пять пороков: похоть,алчность, неведение ? незнание принципов устройства мира и истинногосмысла жизни, гордыню эгоцентризма и злобность. [В случае подавляющегобольшинства человеческих существ под наличием пяти пороков (илинекоторых из них) вовсе не следует понимать ярко выраженныедоминирующие состояния сознания, безусловно и активно определяющиепроявления человека в его действиях, поступках, отношениях. Стольоднозначные воплощения пороков достаточно редки и свойственны либонеким особым личностям, либо проявлениям обычных людей в пограничныхситуациях, когда потаенное и скрытое в глубинах сознания всплывает наповерхность, делаясь явным. В обычных же условиях пороки выражаютсяскорее как эмоциональные тенденции реакции сознания. Это делает ихтрудноуловимыми и практически недоступными интеллектуальномуинструментарию самоосознания. "Соринка" в чужом глазу потому изаметнее "бревна" в своем собственном, что находится во внешней сфере,восприятие и интерпретации которой осуществляются в значительнойстепени с помощью интеллекта. Собственное же "бревно" принадлежитсобственной эмоциональной сфере ? более глубокой, чем сфера интеллектаи потому контролю интеллекта фактически недоступной. Явления,локализующиеся в сфере эмоций, подлежат адекватному осознанию лишь приуглублении самоосознания в сферы, являющиеся по отношению кэмоциональной более внутренними и потому способными ею управлять.Таковой, например, оказывается сфера личной воли. Тогда интеллектможет быть осознанно использован в качестве инструмента оценки иобработки информации о наличии в эмоциональной сфере скрытыхпроявлений каких-либо из пяти пороков. Таким образом, легкое, едвазаметное сожаление, которое человек испытывает где-то глубоко-глубоковнутри, расставаясь с чем-то, что, как он считает, ему принадлежит,есть алчность, хотя никаких явных проявлений данного порока при этомне отметил бы даже самый пристальный наблюдатель. Точно так же оттенокбесконтрольного раздражения, ощущаемый нами при общении с некоторымилюдьми, есть проявление злобности. Тем не менее мы совершенно искреннеможем вести себя при этом предельно корректно и благожелательно. Самыесерьезные и труднопреодолимые препятствия всегда находятся внутри нас,и чем они тоньше и тщательнее замаскированы, чем неохотнее мы ихзамечаем и признаемся самим себе в их наличии, тем нашему осознаниютруднее их преодолеть. Поэтому в битве за высшее знание так важначестность, прежде всего ? честность в отношениях с самим собой.] Вследза этим победой над желаниями и страстями обретается свобода отпривязанностей к объектам и явлениям материального мира ? мираформальных проявлений, которая дает право войти в Урдхва-трилоку.Самоосознание существа, пребывающего в сфере Урдхва-трилокихарактеризуется отсутствием каких бы то ни было негативных моментов.Высшее наслаждение и высшее знание становятся основными свойствамисостояния ума, необходимость возвращаться к страданиям и боли новыхвоплощений исчезает. [Необходимость воплощения диктуется Кармой ?совокупностью "открытых вопросов" ? незавершенных вибрационныхструктур осознания, обусловленных незнанием отдельных аспектов мираформальных проявлений. Существо, достигшее высшего знания,соответствующего Урдхва-трилоке, автоматически "закрывает" для себявсе подобного рода вопросы, так как знает сущность стоящих за нимипроявлений. Тем самым Карма оказывается исчерпанной а структураосознания ? гармонично завершенной.]
Итак, человеческая эволюция не ограничивается планом земногосуществования ? миром смертных, а продолжается в более высоких мирах ?сферах истинного бессмертия, которые не могут быть постигнуты разумомв его ограниченной форме обычного человеческого интеллекта.
Человек остается вовлеченным в эволюционный процесс до тех пор, покане осознает истинную сущность своей божественной природы. Прохождениечеловеческим существом эволюционной последовательности воплощенийименуется линией эволюции личной или индивидуальной души. Состояниеума подавляющего большинства воплощенных человеческих существ нынешнейэпохи суть неведение ? Авидья. Это значит, что превеликое множестволюдей в современном мире не осознает своей истинной природы. Потомудля достижения полноты самоосознания человек должен развить в себекачества Бога до того уровня, когда они могут быть осознаны. За счетэтого человеческое существо превратит себя в реальное воплощениеистинного знания. И тогда ограниченность личной воли, скованнойзаконами безрадостного бытия земной сферы, сменится свободойуниверсальной воли мира Божественного Вдохновения. [Осознавидентичность высшего личного "Я" и "Я" Единого, существо обретаеттакже осознание тождественности личной воли воле универсальной.]
Животные в человеческом облике, вовлеченные ныне в демоническую драмуненависти, пороков и войн, могут тем самым преобразовать себя в высшиесущества и играть надлежащую роль в небесной драме. Единое ?Божественный Творец объектного мира ? имеет бесконечно могущественноенамерениеотрешенно узреть себя в наилучшем из своих творений.Намерению этому суждено исполниться в земном мире лишь тогда, когдавеличие Творца полноценно проявится в человеке ? Его собственномконцентрированном воплощении. [Животные не являются таким жеконцентрированным воплощением ? высшее самоосознание у каждого видаживотных ? одно на всех. Люди принципиально отличаются от всехживотных ? даже самых разумных и обладающих мощнейшим интеллектом ?тем, что самоосознание человека обладает индивидуализированнымпроявлением на тех планах бытия, где индивидуальность животных ужеотсутствует.] К настоящему времени в деле решения грандиозной задачиреализации в человеке Бога сделан лишь первый шаг, растянувшийся напоследние десять тысяч лет развития человеческой цивилизации.
Изложенные выше построения, касающиеся устройства мира имножественности планов бытия, не являются ни абстрактными теориями, ниумозрительными заключениями, основанными на отдельных догадках авторовдревних Священных Писаний. Это ? трактовки практических результатов,достигнутых йогинами [Йогин (санскр.) ? тот, кто полноценно практикуетЙогу.] в ходе экспериментальных исследований других миров с цельюпостижения Высшей Истины. Будучи воплощенным в физическом теле ?смертном человеческом теле, образованном самой грубой формой плотнойматерии ? йогин тем не менее обладает способностью посещать высшиепланы или другие миры в тонких телах. За счет этого он обретаетнепосредственный опыт постижения Высшей Истины ? тайны, скрытой завнешней видимостью творения.
Согласно мировоззрению Йоги, элементы, которые обнаруживаются всоставе макрокосма ? обширной вселенной Адхо-трилоки, не могут неприсутствовать и в теле человека, ибо оно являет собой микрокосм,отображая устройство вселенной в миниатюре. Главным из пяти элементовявляется Акаша-бхута ? пространственно-временной континуум.Существование вселенной обусловлено взаимодействием Акаша-бхуты иСаттва-гуны. Подобным же образом Акаша-бхута обеспечиваетсуществование миниатюрной вселенной нашего тела. Специфическойхарактеристикой Акаши является звук. Потому считается, что проявленияАкаша-бхуты человек воспринимает посредством органа слуха. Все пустотыили отверстия в теле, например, поры кожи, внутренние полости сосудов,костей и органов суть образования Акаша-таттвы.
Взаимодействие Саттва-гуны и Раджо-гуны с Акаша-бхутой порождаетВайю-таттву и Вайю-бхуту ? стихию и элемент воздуха. Прямое восприятиеВайю-таттвы осуществляется посредством осязания, опосредованное ?посредством слуха. Проявляясь в теле человека, Вайю-бхута генерирует ворганах осязания стремление к приятным ощущениям. Этот же элемент сутьжизненная сила ? созидающий принцип тела, ответственный за управлениепроцессом постоянного обновления органов и систем на клеточном уровне,а также за поддержание в должном состоянии их функциональнойактивности.
Сила собственно Раджаса воплощается в Теджо-бхуте или Агни-таттве,которая суть основной огонь. Его особое свойство ? цвет. Прямоевосприятие Теджо-бхуты осуществляется с помощью зрения ? способностивизуального определения пространственных форм, опосредованное ? спомощью слуха и осязания. Агни-таттва ? стихия огня ? отвечает заналичие в человеческом теле функциональной энергии. В видепищеварительного огня Агни осуществляет переработку питательныхвеществ, тем самым обеспечивая организм энергией более грубого уровня,необходимой для реализации функций всех систем и органов.
Джала-бхута или Апо-таттва ? стихия воды ? есть результатвзаимодействия Акаши с сочетанием Раджои Тамо-гун. Главное свойствоэлемента воды есть вкус. Опосредованное восприятие ее осуществляетсяорганами слуха, осязания и зрения. Основной зоной функциональногопроявления стихии воды в физическом теле человека является ротоваяполость, поскольку именно здесь сосредоточены вкусовые рецепторы. Всежидкие субстанции тела ? кровь, лимфа, выделения желез внутреннейсекреции и прочие ? в основе своей имеют элемент воды ? Джала-бхуту.
Притхви-бхута ? элемент земли или Притхви-таттва ? стихия землипорождается взаимодействием Акаши с Тамо-гуной. Особое свойство стихииземли есть запах. Опосредованное ее восприятие осуществляется органамислуха, осязания, зрения и вкуса. Основная зона функциональногопроявления Приттхви-таттвы в физическом теле человека ? органобоняния. Элемент земли лежит в основе построения всех плотных тканейтела ? костей, мышц, мозга, плоти внутренних органов, желез и т.д.
Согласно "Йога-шастре" правящий Бог сферы проявленного бытия естьИндра. Именно он своим намерениеминициирует пять грубых элементов,сообщая им активность действия. В пространстве мира имеютсянеисчислимые мириады глаз, принадлежащих телу Индры. Они призванынаблюдать за всем многообразием явлений мира, что позволяет Индреподдерживать в трансформациях творения строгий порядок и дисциплинупроявлений. Именно поэтому Индру изображают в виде тысячеглазого бога,[Отрешенный внутренний наблюдатель ? точка, вокруг которой формируетсяосознание каждого воплощенного существа, и есть глаз Индры ?действующего аспекта Единого, ? отрешенно созерцающего самое себя впроцессе эволюции творения ? процессе Его самоосознания. Потому там ?в этой центральной точке ? абсолютность покоя отрешенности, и там же ?постижение великой тождественности ? осознание Единства ? состояниеЙоги.]
Проявления Акаши в мире плотных форм органами чувств физического телачеловека непосредственно не воспринимаются. [Слышание "внутренним"слухом и различные варианты видения"энергетических полей"осуществляется органами не плотного, а энергетического тела.] Вайюне столь тонок. Поэтому прикосновения его ощутимы органами осязания.Агни ? огонь ? состоит из раскаленных частиц вещества. Он грубее эфираи воздуха, но все же не столь плотен, как вода или земля. Мы способнывоспринять зрительно все формы проявления Агни ? собственно огонь,молния и т.д. Таким образом, по своей конституции Агни занимаетпромежуточное положение между грубым (стхула) и тонким (сукшма).Вода ? Джалаили Апо-бхута ? менее плотна, чем земля, потому ее следуетрассматривать как своего рода "полуплотную" субстанцию. Самым плотнымиз элементов, в природе которого преобладает тенденция твердости илиоформленности ? Тамо-гуна ? является земля ? Приттхви-бхута.Приттхви-таттва ответственна за фиксацию любых энергий ипространственных формаций в жесткой структуре твердого вещества.Именно стихия земли лишает пространство текучести, придавая емуинертность формы. Благодаря этому твердое вещество является таковым внаших ощущениях. Формы, однако, обладают тенденцией изменяться ипреобразовываться друг в друга под действием стихий более тонких.Бытие этого мира подобно буре, в которой пыль, капли дождя, тучи ивспышки молний сплетаются в единую ткань потоками ветра. И вмикрокосме нашего тела все твердые вещественные формы находятся всостоянии перманентной трансформации под действием Вайю, АгнииДжала-таттв.

Комментариев нет: