Методы очищения кишечника
Разложившиеся скопления кала в кишечнике отравляют организм испособствуют развитию бактерий. По мнению мастеров Йоги, примерновосемьдесят процентов всех заболеваний обязаны своим происхождениемаутоинтоксикации организма ядами гниющих фекальных масс, собирающихсяна стенках кишечника. Кроме того, эти массы ? идеальная среда дляроста множества видов болезнетворных бактерий. На нейтрализациюаутотоксинов и борьбу с заботливо взращенными в недрах организмамикробами уходит львиная доля наличной энергии человеческого существа.На творческое осмысление процесса жизни остается очень мало, наразвитие осознания ? практически ничего.
В аллопатии и Аюрведе для очищения кишечника применяются слабительныесредства. Однако постоянное применение слабительных пагубно отражаетсяна состоянии кишечника: перистальтика нарушается и развиваетсясклонность к хроническим запорам со всеми вытекающими отрицательнымипоследствиями. Кроме того, многие слабительные средства в большей илименьшей степени токсичны.
Клизма гораздо лучше, но к ней возникает привыкание и, как следствие,? зависимость от нее успешной дефекации. Результат ? все тот жехронический запор с интенсивной аутоинтоксикацией вместо избавления отнее. Кроме того, воздействие клизмы ограничивается только нижнейчастью кишечника.
В Йоге существует целый ряд клизмоподобных процедур, известных подобщим названием Басти-крийя. Среди них ? как собственно йогическаяклизма, при которой вода в кишечник не поступает за счет внешнегодавления, а втягивается с помощью глубокой Наули, так и целый ряд"сквозных" промываний пищеварительного тракта ? Вари-сара-дхаути-крий? посредством которых выпитая в большом количестве вода быстропроводится насквозь и выводится через анус. Тем самым осуществляетсяпромывание всего пищеварительного тракта в целом.
В общем в классических техниках Басти-крий и Вари-сара-дхаути-крийничего особо сложного нет, однако в практике Йога-терапии все жецелесообразнее применять более мягкие ? упрощенные ? техники,известные как Сахаджа-басти-крийи.
64. Сахаджа-басти-крийя-1А ? упрощенное промывание кишечника.Основной вариант
Сахаджа-басти-крийя практикуется при хроническом запоре утром натощак,сразу после пробуждения.
Техника выполнения. Развести полстакана лимонного сока и растворитьчайную ложку соли (предпочтительно брать морскую нерафинированнуюсоль) в полутора литрах чистой теплой воды и выпить полученную смесь.
Сразу же после этого лечь на спину и выполнять Випарита-карани втечение 4-5 минут, затем Маюрасану ? 3-4 раза и Падахастасану ? 4-5раз. Тот, кто не в состоянии выполнить Маюрасану, пусть 5-6 развыполнит Шалабхасану. В течение последующих пяти минут возникнетсильный позыв к дефекации.
В зависимости от индивидуального состояния кишечника, некоторымнелишне будет добавить к вышеуказанным асанам еще Бхуджангасану,Ардха-чакрасану и Дханурасану. Вместе с предыдущими они дадут хорошийрезультат.
65. Сахаджа-басти-крийя-1Б. Дополнительный вариант
Слабые и больные люди могут просто выпить воду с лимонным соком исолью, как было указано выше, а затем выполнитьСахаджа-випарита-карани, Йога-мудру, Павана-муктасану, Ардха-курмасануи поочередное поднимание ног в Шалабхасане.
Действие. Випарита-карани-мудра, выполняемая непосредственно послепитья воды, дает возможность последней пройти через желудок вкишечник. Вода вымывает разложившиеся желчь и слизь из желудка итонкого кишечника, затем попадает в толстые кишки и разжижает ихсодержимое, которое затем выбрасывается из организма вместе с отходамии ядовитыми веществами. Ни одно известное слабительное, никакая клизмане в состоянии проделать все это настолько безвредно и настолькорадикально, как совершает это Сахаджа-басти-крийя.
Лимонный сок выступает здесь одновременно и в качестве лекарства, и вкачестве диетического продукта, поскольку обладает некоторымслабительным действием, он сообщает смеси приятный вкус и содержитизвестное количество кальция, который абсолютно необходим дляподдержания здоровья.
Если кишечник не срабатывает даже после примененияСахаджа-басти-крийи-1А или 1Б, необходимо одно-двухдневное воздержаниеот пищи (см. "Очищение голоданием в практике Йога-терапии"), ибо этоуказывает на то, что двенадцатиперстная кишка заблокирована плохопереваренными остатками пищи. После поста выполнитьСахаджа-басти-крийю.
66. Сахаджа-басти-крийя-2
Этот метод отличается от Сахаджа-басти-крийи-1 только составом смеси.Здесь берется лимонного сока и соли в два раза меньше, все остальное ?то же самое.
Обычно Сахаджа-басти-крийя-1 применяется в случаях, когда требуетсявоздействие весьма радикальное. Если же ситуация не слишком серьезна изапор еще не стал безнадежно хроническим, желательно начинать совторого варианта.
И только в случае, когда Сахаджа-басти-крийя-2 не дает результатов,следует применять Сахаджа-басти-крийю-1.
67. Сахаджа-басти-крийя-3
Тот, кто хроническими запорами не страдает, а также не болен и неслаб, может просто выпить два стакана холодной воды едва проснувшисьутром, а затем практиковать упражнения согласно предписаниям дляСахаджа-басти-крийи.
Если все выполнено правильно, положительный результат в виде позыва кдефекации не заставит себя долго ждать.
68. Сахаджа-басти-крийя-4
Главным упражнением во всей Сахаджа-басти-крийе являетсяВипарита-карани. Она легко осваивается за несколько дней настойчивыхтренировок. Если же эта мудра и прочие предписанные асаны все жевызывают проблемы, можно ограничиться лишь десяти-пятнадцатикратнымвыполнением Павана-муктасаны. Остальные предписания остаются безизменений.
69. Сахаджа-басти-крийя-5, известная также как Ганеша-крийя илиСахаджа-шодхана-крийя
Выпить воду, приготовленную согласно предписаниям, либо равноеколичество холодной воды и отправиться на прогулку, которая должнапродлиться приблизительно десять минут.
Обильно смазать средний палец левой руки медом, глицерином, вазелиномили сливочным маслом (ноготь этого пальца должен быть короткоострижен) и приготовиться к дефекации. Если позыв появился сам собой ?не противиться зову природы. В случае возникновения затруднениймедленно и очень осторожно ввести средний палец в прямую кишку какможно глубже и несколько раз повернуть его в ней, затем вытащить палеци ожидать позыва к дефекации. Если позыв не появляется, повторитьпроцедуру. В конце концов очередная попытка увенчается успехом, итолстые кишки полностью очистятся. Затем следует вымыть анус и, еслинеобходимо, ? принять душ или ванну.
Четвертый и пятый варианты Сахаджа-басти-крийи уступают первым трем,потому должны выполняться только в случае, если выполнение первого,второго и третьего вариантов почему-либо затруднительно или не даетрезультатов.
После Сахаджа-басти-крийи желательно принять ванну или душ, и толькозатем приступать к выполнению других упражнений и практике пранаям.
70. Солнечная ванна ? очищение солнечным светом
Солнечные ванны противопоказаны лицам огненной ? сухой конституции.
Тем же, кто отличается водянистой конституцией ? "сырым" людям ?солнечные ванны необходимы, несмотря на тенденцию к желчности ираздражительности, свойственную этому типу личности.
Техника выполнения. Солнечные ванны принимаются в теплое время года ?когда при длительном нахождении на открытом воздухе не возникаетозноб. Лучшее время ? между восемью часами утра и полуднем. Прикрывголову, следует подставить обнаженное тело прямым лучам божественногосветила. Если нет возможности загорать в полностью обнаженном виде,следует прикрывать одеждой как можно меньшую часть поверхности тела.
Сперва следует лечь на живот, подставив лучам солнца заднююповерхность тела. Как только она достаточно нагреется, и выступит пот,следует перевернуться и подставить лучам солнца грудь на одну-двеминуты, не более.
В пределе грудь может быть подставлена солнцу в течение не более чемодной четверти времени, проведенного в положении, когда солнечные лучипадают на спину.
Перед принятием солнечной ванны обязательно нужно окунуть голову вхолодную воду и растереть ее влажным полотенцем. После солнечной ванныследует укрыться в тени и растереть влажным полотенцем все тело. Дажетот, кто прикован к постели, должен растирать тело влажным полотенцемпосле солнечной ванны и не забывать вымыть голову перед ней.
Для начала достаточно 8-10 минут солнечной ванны. Постепенно времяпребывания на солнце может быть увеличено.
Критерием переносимости солнечного облучения служит реакция тела. Егоперегрев и начало слишком обильного потоотделения ? сигнал дляпрекращения солнечной ванны.
Если все сделано правильно, то сразу же после солнечной ванны в телевозникает приятная мягкость, а в уме ? состояние умиротворенности.
Если предел индивидуальных возможностей превышен, появляетсяголовокружение или жар. Это говорит о необходимости уменьшения временипринятия солнечной ванны.
Действие. Солнечные ванны исключительно полезны при лечениипростудных и вирусных заболеваний, астмы, туберкулеза, анемии, нервныхрасстройств и многих-многих других заболеваний.
Под действием солнечных лучей в организме образуется витамин Д,играющий ключевую роль в фосфорно-кальциевом обмене, формированиикостных тканей и зубов. Недостаток фосфора и кальция приводит к целомуряду тяжелых заболеваний, поэтому солнечные ванны имеют огромноезначение для сохранения здоровья и лечения многих недугов.
Солнечная ванна активизирует жизнедеятельность, повышает аппетит иинтенсифицирует работу иммунной системы.
Согласно бытующему ныне в цивилизованном обществе мнению солнечныйсвет до 8 утра богат ультрафиолетовыми лучами, и потому именно этовремя является наилучшим для принятия солнечных ванн.
В Йоге же наилучшим для солнечных ванн считается промежуток временимежду восемью часами и полуднем.
Принятие солнечных ванн в часы послеполуденного зноя разрушительносказывается на состоянии здоровья. [Вечерние часы, в которые солнцежелтеет и становится оранжевым, идеальны для тренировки, это ? такназываемые "часы силы". Тратить их на принятие солнечных ванннецелесообразно.]
Вода ? наружные водные процедуры
["Вот шесть причин, которые сводят на нет всю практику Йоги:переедание; перенапряжение; приверженность правилам и распорядкам,например ? обязательные холодные купания по утрам; еда по ночам;питание одними лишь фруктами и овощами; пустое времяпровождение; атакже ? непостоянство в практике". Купание, в особенности купание всоответствии с правилами и предписаниями Йоги ? практика весьмаблаготворная. Однако, как следует из приведенной выше пятнадцатойшлоки первой части "Хатха-Йога-Прадипики", ко всему следует подходитьразумно. Некоторые другие источники, в частности, вообще нерекомендуют купаться до восхода солнца.]
Вот слова из "Вед", указывающие на то, что в глубокой древности людивполне представляли себе значение воды:
"Вода суть лекарство, ибо изгоняет она из тела всяческие недуги, и всехвори одолеваются ею и страдания побеждаются.
Жизнью вечной наполнена она, и потому тело хранит от сил вредоносных,и несет в себе исцеление, и во все времена великолепна она, оттого недолжно мудрому о ней забыть".
Жившие в жарком климате мудрецы древности рекомендовали купаться трираза в день ? утром после восхода солнца, в полдень и вечером ? передзакатом.
В умеренном климате количество ежедневных купаний может быть уменьшенодо двух ? утром и вечером. [Мастер даосской Йоги Мантэк Чиарекомендует при этом как можно меньше пользоваться современнымимоющими средствами. Всю поверхность тела желательно просто обмытьводой и протереть натуральной тканью или губкой, мылом же мыть лишьодин раз в день промежность, анус, пах и подмышки.]
Ниже следует перечень основных водных процедур, применяемых в практикеЙога-терапии.
71. Обычное купание
Обычное купание суть наиболее полезная из водных процедур, и водатекущей реки, большого озера или моря для него идеальна. Пруд илибассейн могут быть заменой.
Прежде всего следует смочить кисти рук, тщательно намочить ипрополоскать голову и обильно поплескать водой в глаза, затем зайти вводу по пояс и постоять несколько минут ? пятнадцати-двадцати вполнедостаточно, постоянно растирая ладонями живот в области пупка, торс ируки. Немного поплавать, несколько раз нырнуть, проплыв некотороерасстояние под водой, и закончить купание.
72. Купание в сосуде
Потребностью в ежедневном купании диктуется необходимость пользоватьсяванной, корытом или бочкой в случаях, когда открытый водоем недоступенв силу каких-либо причин, или же погода не подходит для купания. Такжекупание в сосуде показано тому, кто не может воспользоваться открытымводоемом по причине инвалидности.
Сосуд для купания должен быть достаточно большим и вмещать количествоводы, позволяющее в положении сидя без труда погрузить в воду всюнижнюю часть тела до пупка.
Сначала следует прохладной водой смочить кисти рук, вымыть голову,промыть глаза и лицо. Затем ? удобно сесть, погрузив в воду всю нижнюючасть тела до пупка на несколько минут. После этого облить верхнюючасть туловища и завершить купание.
Вода для купания должна быть приятно прохладной летом и слегка теплой? зимой.
Холодная и очень прохладная вода для йогического купания не подходит.
Горячая ванна вредна для здоровья и может использоваться лишь в особыхслучаях в течение нескольких сеансов, например, при острых простудныхзаболеваниях, ревматизме и т.п. При этом необходимо соблюдатьосторожность.
Тот, кто не особенно чувствителен к холоду, может купаться вдостаточно холодной (в разумных пределах, конечно) воде.
Иногда целесообразно при купании надевать на тело майку или рубашку.
73. Обычное обливание или душ
Начать следует с головы. Затем две-три минуты лить воду на пупок иполовые органы и от десяти секунд до минуты ? на ягодицы и заднюючасть тазобедренных суставов. Потом облить остальные части тела,растирая и обмывая его сообразно индивидуальным потребностям.
74. Половинное обливание
Облить водой голову и нижнюю часть тела до пупка. Затем протеретьтуловище и остальные части тела мокрым полотенцем. Это исключитвозможность вредного воздействия холода на обнаженное тело. Туловищеобливать не следует.
Внутри живота ? в туловище на уровне пупка ? располагается главныйцентр жизненной силы. Потому все описанные выше водные процедурыполезны как больным, так и здоровым.
75. Вытирание после водных процедур
В "Дхара-Даршане" сказано:
"Утром после сна и прежде, чем начать пранаяму, йогин купается в воде,которую тело его ощущает как прохладную. После пранаямы и, прежде чемотойти ко сну, йогин купается в воде по ощущению теплой либо никакой.
После теплой воды непременно вытрет он тело насухо куском мягкой тканидлиною в пять локтей и шириною в два [Большим полотенцем.], после водыпрохладной тело не вытирается никогда, но должно сильно растереть его? мокрое ? мокрыми же руками, начиная от живота.
Затем, встряхнув тело, следует одеться.
Так мудро поступает йогин, знающий как сохранить в теле силу воды.[Целесообразность применения данной процедуры оправдана уже хотя бытем, что за счет нее поддерживается оптимальный режим влажности кожи,тем самым отпадает необходимость применять увлажняющие кремы и прочиетому подобные ухищрения. Надевать на мокрое тело после растиранияследует одежду только из хлопка или льна, мягкую и лучше всего ?плотно облегающую все тело.]
76. Питье воды ? Вари-питих
Сразу же после пробуждения смочите холодной водой кисти рук и умойтелицо, прополощите прохладной или чуть теплой водой рот, а затемвыпейте два полных стакана прохладной воды.
Тот, кому следует практиковать Сахаджа-басти-крийю, пусть сразу жепосле умывания приступит к выполнению своего индивидуального вариантаэтой процедуры.
Если при освоении Сахаджа-басти-крийи окажется, что предписанная дозажидкости чрезмерна, следует сократить ее, уменьшив соответственно иобъем каждого из компонентов, входящих в смесь. Постепенно количествовыпиваемой при практике Сахаджа-басти-крийи воды пусть будет увеличенодо нормальной дозы в полтора литра.
Обычай выпивать утром воду, и в особенности ? практикаСахаджа-басти-крийи способствуют вымыванию из организма токсинов иотходов, подобно тому, как дворник по утрам наводит чистоту на своемучастке.
Полный стакан чистой воды непременно должен быть выпит за полчаса-часдо и через час-полтора после каждого основного принятия пищи, то естьобеда и ужина, а также перед отходом ко сну.
В промежутках между этими точками следует все время пить воду ?один-два маленьких глотка каждые десять-пятнадцать минут. Общееколичество выпиваемой за день чистой воды должно составлять околодвух литров зимой и трех ? летом. Таким образом осуществляетсяпостоянное "сквозное" промывание организма на клеточном уровне. Оченьмногие заболевания и нарушения в функционировании иммунной системывозникают из-за расстройства обменных процессов вследствиенедостаточного поступления чистой воды в организм. [Кроме того,подавляющее большинство людей путает ощущение жажды с ощущениемголода. В результате развивается привычка "перехватывать" впромежутках между основными приемами пищи, из которой проистекаютмножественные патогенные факторы и значительный физиологическинеоправданный расход энергии на переваривание ненужной пищи ивыведение избыточных отходов.]
Тот, кто страдает повышенной кислотностью и печеночнымирасстройствами, к воде пусть добавляет чуть-чуть лимонного сока.
При ощущении озноба вместо холодной пьют теплую воду, постепенноснижая ее температуру, ибо в терапевтических целях идеальна все жевода прохладная.
При гипертонии и заболеваниях сердца не следует в один прием выпиватьмного воды, но пить понемногу каждые 20-25 минут, стараясь за деньприблизиться к предписанной норме.
Методическое питье воды необходимо как больным, так и тем, кто вполнездоров.
77. Очищение голоданием в практике Йога-терапии
[В "Йога-терапии" Шри Свами Шивананды кратко приводятся лишь наиболееобщие принципы очистительного голодания. Тот, кто решит применить этотметод, в особенности в случаях, когда длительность планируемого постапревышает один день, должен обратиться к специальной литературе,посвященной практике голодания и выхода из постов различнойпродолжительности.]
В процессе переваривания пищи значительная часть крови привлекается корганам брюшной полости. Во время непродолжительного голодания этакровь высвобождается и получает возможность принять участие вразрушении и удалении из организма токсинов и болезнетворныхмикроорганизмов. В некоторых случаях для избавления от болезненногосостояния достаточно просто день-два попоститься.
Короткие профилактические посты полезны также и тому, кто здоров,поскольку позволяют его организму высвободить дополнительную энергию.[Практикующим йогинам посты противопоказаны вплоть до достижения имисостояния, в котором человек полностью освобождается от "пищевыхраспорядков". К тем, кто практикует Йога-терапию, это не относится.]
Во время полного воздержания от пищи следует пить достаточноеколичество воды сообразно индивидуальным потребностям. Поглощеннаяорганизмом вода будет использована для естественного вымывания из телаболезнетворных микроорганизмов и отходов жизнедеятельности.
Согласно древним текстам, полное воздержание от пищи предписано всемвзрослым мужчинам и женщинам в одиннадцатый день луны и во второйполовине дней полнолуния и новолуния.
Действие поста не ограничивается чисто терапевтическим эффектом, ноимеет также и метафизический аспект.
Воздержание от пищи "охлаждает кровь". "Горячая кровь" возбуждаетвнутренних врагов, принадлежащих к сфере эмоций ? похоть, злобу,жадность, зависть, страх. "Охлаждение крови" сообщает умууспокоенность и равновесие, делая его расположенным к практикесосредоточения и созерцания, столь необходимых для самопознанияЕдиного в человеке.
Тот, кто слаб или истощен, не должен практиковать полное голодание.Также не рекомендуется полное воздержание от пищи детям и лицампожилого возраста. В дни поста они должны употреблять легкую пищу ?сырые фрукты (кроме бананов и дынь) и не более литра молока, либонатуральные фруктовые соки.
Тот, кто страдает отсутствием аппетита, ревматизмом, нарушениямикислотности, несварением или гипертонией, пусть регулярно поститсяодин день в неделю ? это значительно облегчит его страдания.
Глава 4. Лекарства и научная медицина с точки зрения Йога-терапии
За многие столетия развития научной медицины и фармакологиичеловечество сделало в этом направлении гигантский шаг вперед.Создание гормональных препаратов и антибиотических средств позволилоякобы одолеть серьезнейшие недуги, достижения же хирургии, и вособенности микрохирургии, поистине фантастичны.
Но стало ли от этого человечество более здоровым? Оказывается ? нет.Природа находит способы обойти ухищрения, расставленные людьми на путиестественного отбора, перераспределяя удельный вес тех или иныхнедугов в общей картине заболеваемости. Тем не менее, в развитыхстранах, где лекарственная терапия превратилась в могучую индустрию,где регулярно каждый непременно тратит хоть какое-то количество денегна лекарства и врачей, имеет место очень прискорбная по своей сутиситуация: болезни становятся все более и более комплексными ихроническими, генофонд наций приходит во все более плачевноесостояние. И далеко не последнюю роль в этом играют лекарства.Во-первых, они самым непосредственным образом способствуют накоплениюошибок в генофонде за счет их побочного действия, никогда никомуполностью не известного, а во вторых, ошибки накапливаются также засчет выживания большого количества людей с ослабленным генотипом и ихпотомков, которые в прошлом были бы обречены на вымирание.
Таким образом, если Йога-терапия оказывает функционально-регулирующеедействие на всех плотных и тонких уровнях организма, способствуяустранению патологий даже на генном уровне и тем самым обладаяпотенциальной возможностью генной реабилитации нации в целом, тосовременная лекарственная терапия действует наоборот: она временноустраняет поверхностные проявления нарушений ? симптомы, являющиеся,по сути, средством, с помощью которого организм сообщает сознанию онарушениях. Коренные же причины заболеваний остаются при этомпрактически незатронутыми. Ослабленный привычкой к внешней помощи,организм неминуемо попадает в жесткую зависимость от внешнеговмешательства, поскольку корни патологий крепнут и дают новые ростки.
Никогда ни один врач не сможет полностью предвидеть всепоследствия,вызванные применением прописанных им лекарств. Таким образом, практикасовременной научной медицины неминуемо в той или иной степени являетсястрельбой впотьмах, своего рода слепым экспериментом, исход которого взначительной степени зависит от опыта и личной интуиции врача, а такжеот качества и объема наличной информации о побочных действиях тех илииных препаратов. Как качество, так и объем этой информации вбольшинстве случаев оставляют желать лучшего.
Безусловно, современные лекарственные препараты, в частностиантибиотические и гормональные, а также достижения современнойоперативной хирургии имеют выдающееся значение. Их просто невозможнопереоценить как средства "скорой помощи" в случаях, когда больной невладеет методиками, позволяющими ему естественным образом справиться снедугом. И, разумеется, при травматических повреждениях, вызванныхвоздействием внешних факторов. Однако опираться на лекарственнуютерапию как на панацею, что и делает подавляющее большинство жителейЗемли в настоящее время, значит обрекать человеческую цивилизацию навымирание вследствие деградации человека как биологического вида.Научная медицина ? явление полярного характера. Поэтому ее необходимоуравновесить практикой глубинного самосовершенствования человека,которая стала бы общепринятой. В наиболее развитых странах очевидностьэтого факта уже воспринимается как непреложный факт даже на уровнеправительств. Отсюда ? такое внимание, уделяемое там общенациональнымпрограммам оздоровления, изучению, разработке и массовому внедрениюсоответствующих тренировочных методик, огромная популярность здоровогообраза жизни и всевозможных интегральных методов психофизическойтренировки, как восточных (Йога, Цигун, Йога-терапия, Тай-цзи-цюань ит.п.), так и западных. Типичными примерами могут служить страны, ужестолкнувшиеся вплотную с проблемой национальной деградации генофонда,в частности ? США и развитые страны Европы.
Что же касается стран с не столь развитой экономикой, то здесьситуация, возможно, не так очевидна из-за недостатков статистическогоучета, но значительно более трагична. Научная медицина и фармакологияразвиты намного слабее, как следствие ? ужасающие результатымедицинских ошибок, широкое применение препаратов, обладающихопаснейшими побочными эффектами, все это усугубляетсякатастрофическими экологическими условиями, критически неадекватнымиусловиями труда, перманентным стрессом борьбы за выживание ипатологически искаженной структурой рациона питания. Общий итог ? ещеболее страшные нарушения, с каждым годом все глубже внедряющиеся вкоды наследственности наций.
Таким образом, все человечество столкнулось сейчас с проблемой в корненеправильного применения научной медицины, которое ведет к вырождениюи деградации человека как биологического вида. Поэтому чем скорее воснову системы здравоохранения будет глобально положена практикаестественных методов осознанного самосовершенствования человека (а ейпод силу устранять даже генерированные применением сильнодействующихпрепаратов нарушения кода наследственности), тем больше шансов учеловечества выжить и успешно продолжить свой путь по стезеэволюционного процесса.
Пока же в силах каждого разумного (либо таковым себя считающего)индивида самостоятельно найти свой способ бороться за собственнуючистоту и личную силу. Не все еще потеряно, и даже если человеку всилу необходимости пришлось воспользоваться методами лекарственнойтерапии или подвергнуться хирургическому вмешательству, он должензнать: человеческое существо ? удивительнейшая саморегулирующаясясистема, и ключом к активному использованию ее возможностей являетсяискусство осознанного применения воли. Йога и Йога-терапия относятся кчислу методов, позволяющих этим искусством овладеть. И потому какой быужасной ни была личная жизненная ситуация, никогда не позднопопробовать. Ведь чем меньше у нас есть того, что мы могли быпотерять, тем более полной свободой мы обладаем. И чем раньше каждыйиз нас осознает назревшую для всех необходимость взяться прежде всегоза себя, тем скорее мы ? все вместе ? сможем победить свое неведение ипроистекающую из него слабость, в которой большинство из нас, ксожалению, отчета себе практически не отдает.
И чем быстрее каждый из нас одолеет свою жестокую неразрывнуюзависимость от лекарств и врачей, тем больше шансов у всех нас, унаших детей и их потомков на то, чтобы выжить в этой бесконечнойхолодной Вселенной.
"Ибо посредством самоосознания воплощенных существ Единое осознаетсамое себя, потому бесконечная мудрость Его безжалостна.
Все пути свободны пред тем, чье осознание открыто и целостно, ивмещает в себя все сущее, и чья воля охватывает все видимо и скрыто внем явленное.
Тот же, чей ум замутнен неведением, чье осознание клочковато или жеограничено, обречен на страдания и на прохождение в муках житейскихмногих и многих кругов.
Йога есть прямой путь, однако не многие избирают его, но лишь те, ктодостиг великой смелости и непоколебимого намерения избавиться отстраданий победой над мраком неведения, покровами иллюзии проявленногобытия застилающего взор духа". "Дхара-Даршана".
Глава 5. Диетические концепции в Йоге и Йога-терапии
[В бенгальском издании "Йога-терапии" эта глава отсутствовала. ШриСвами Шивананда написал ее специально для английского варианта книги,в сокращенном виде изложив содержание своей отдельной работы поосновам диетологии Йоги, в полном виде существующей только на языкебенгали. Поскольку в настоящее время имеется множество гораздо болееподробных источников по диетологии, в том числе ? по диетологии Йоги,данную главу следует рассматривать скорее как материалознакомительный, а не однозначное руководство к действию. Впрочем,общие принципы, изложенные Шри Свами Шиванандой в частях данной главы,излагающих традиционные трактовки, возраст которых исчисляетсятысячелетиями, безусловно, представляют практический интерес.]
Общие метафизические аспекты
Прана ? Универсальная Изначальная Сила ? есть качество стихии эфира ?Акаша-таттвы, нарушением его пространственной и силовой однородности ивплетением себя в структуру теперь уже проявленного пространства Мира,трансформирующее эфир в стихию воздуха ? Вайю-таттву. Стихии огня,воды и земли ? АгниДжалаи Притхви-таттвы ? формируются из Вайю-таттвыуплотнением последней и ужесточением фиксации и дифференциации Праны вструктуре объектов Творения. Таким образом, в сфере проявленного Пранаявляется энергетической первоосновой бытия и всякой жизненной силы, аВайю-таттва ? первой ступенью субстанционального проявления.
Несмотря на то, что человеческое существо все время находится в полевзаимодействия трех первичных потоков Изначальной Силы ["Ничторавноценно Всему, ибо есть Небытие.], небытие же суть Бытие Единого, вкотором всякое возможное проявленное непроявлено пребывает. ПотомуЕдиное не есть Одно, но ? Ничто.
В Нем нет места и времени нет, как нет конца и нет Бесконечности. Оноодинаково всюду, и нет Его нигде, ибо всегда есть Оно и везде.
И поскольку в Нем нет проявленного и нет различий, состояние Его ?покой, и никакое движение в Нем не присутствует. Ум же Единого недвижется, самодостаточно в самозабвенной отрешенности своей упокоеннопребывая.
И коль скоро нет ничего, кроме Великой Пустоты Небытия, то и разницынет меду Единым и Умом Его. Потому есть только Единый Ум, пребывающийв Небытии безграничного покоя.
Когда же Единое проявляет Волю к познанию Себя, равновесие нарушается.Однородность не существует более, Изначальный Вихрь Бытия возникает идвижение проявляет. Так в неподвижности рождается движение. Равновесиенарушается и является Бытие Одного в Небытии.
И коль скоро поток движения существует в неподвижности, не может несуществовать поток неподвижности в движении. Разделение же этих двухне может быть устойчивым, ибо вытекло из равновесия, и в равновесиеоба они стремятся влиться, друг друга поглотив.
Потому Воля создает между ними третье, в котором они уравновешены, ноне сливаются, третье же суть то, в чем развивается творение. Качествоего есть Золото Мира.
Из трех становятся пять, поскольку прибавление качеств всегда равнодвум, четное же число состояний невозможно в Бытии, ибо тогдасворачивается внутрь себя, и Небытие наступает мгновенно.
Ничто ? Одно ? Три ? Пять. Такова последовательность творения.
Зачем? Единое жаждет постичь самое Себя в своих Творениях, из Себя жеИм сотворенных.
Зачем постичь? Вот вопрос, который задают, но никто не отвечает нанего. Тот же, кому ответ известен, молчание хранит". "Дхара-Даршана" ?Универсального, Планетарного и Космического (являющегося результатомвзаимодействия двух первых [Потоки Силы Ха, Тха и золотой поток силыХатха или же Ян-ци, Инь-ци и золотой поток смешанной Ци.]) ? котороеобеспечивает формирование и сохранение ядра Изначальной Силы вмикрокосме, реальная энергия функционирования черпается телом иззапасов Праны, сконцентрированной в Вайю-таттве ? отчастинепосредственно, отчасти опосредованно за счет потребления ПраныВайю-таттвы, связанной в элементах более грубых стихий [Агни, АпоиПритхви-бхуттах.], присутствующих в структурах и органическихвеществах растительных и животных организмов, употребляемых в пищу.
В микрокосме человеческого тела собственно Прана Вайю-таттвы,представленная пятью пранами ? прана-вайю, апана-вайю, удана-вайю,самана-вайю и вьяна-вайю ? полностью обеспечивает всю информационную иэнергетическуючасть функционирования тонкого тела. Процессы же,происходящие в тонком теле, осуществляют управление функционированиемтела физического, составленного веществами, которые образовались изАкаша-таттвы ? пространства-времени ? посредством егомногоступенчатого структурирования, дифференциации и уплотнения в узлыпроявленного бытия ? вихреобразные неоднородности бесконечного поляпространства-времени и образованные из них конгломераты ? пра-материю,дальнейшее усложнение структуры которой без нарушения первичнойдифференциации пространства-времени дает собственно материю.
Из веществ, поступающих в организм в виде пищи, строятся ткани тела идобывается связанная в них Прана Вайю-таттвы. [Существует способобратной трансформации: Прана Вайю-таттвы ? субстанции тела. О людях,владеющих этой практикой получения жизненной силы и пластическогоматериала, говорят как о "питающихся Божьим Духом". Мастера такогоуровня упоминаются в Священных Писаниях практически всех традиций безисключения. Из ныне здравствующих мастеров, полностью живущих за счетобратной трансформации Праны Вайю-таттвы, известны учитель МастераМантэка Чиа, даосский Патриарх Йи Эн и хранитель традиции Йин-цигунПатриарх Линь Гу. Многие из христианских святых и мистиков, а такжемногие йогины владели искусством питания Божьим Духом.] Кроме того,значительная часть Праны поступает в систему тонкого теланепосредственно во время дыхания. [По мере освоения искусства Пранаямывладение методом обратной трансформации приходит само собой. Поэтомуте, кто практикует Йогу, едят гораздо меньше, чем обычные люди. Приэтом практикующего йогина как правило трудно назвать худосочным,физической же силе и выносливости истинного йога могут позавидоватьдаже мощные, отягощенные горами могучей мускулатуры атлеты.]
Понятие о категориях пищи
Йогическая традиция различает две основные категории пищи: животную инеживотную. К первой категории относится рыба, мясо, яйца, моллюски,ракообразные и т.п., ко второй ? молоко, фрукты, овощи, злаковые,бобовые и различные производные от этих видов продуктов.
Западная диетологическая наука также разделяет пищу на две большиегруппы ? животные продукты и вегетарианские. Различие в классификациив общем незначительное: в соответствии с западной диетологией молокопринадлежит к первой группе, тогда как сообразно йогическим трактовкамоно относится ко второй. Дело здесь в том, что, по утверждениюйогинов, процесс усвоения молока организмом человека по типу в большейстепени сходен с процессами усвоения растительной пищи, чем спроцессами усвоения мясных продуктов.
Метафизика пищевых цепочек
Первыми более-менее сложными проявлениями органической жизни на Землебыли, как известно, растения. В процессе планетарной эволюциикосмическая Изначальная Сила ? Прана ? вначале накапливалась винертных субстанциях косной материи. Когда же ее стало достаточно длякачественного изменения состояния планетарного осознания иформирования в нем концентрированных динамичных узлов способного ксамосовершенствованию осознания, свойственного органической жизни,Универсальная Воля стремящегося к самоосознанию Мира смоглаэкстрагировать ее и сконцентрировать в первичные образования живойматерии, которыми стали растительные организмы. Развитие более сложныхи наделенных более высоким уровнем осознания форм жизни осуществлялосьпосредством эволюционного процесса, в ходе которого отбирались формы,способные с большей эффективностью накапливать в себе Прану,концентрировать ее, трансформировать и использовать для развитияосознания. При этом первичный тип жизни ? растительный, способныйэффективно осуществлять непосредственную трансформацию неорганическихвеществ и энергию света в ткани живого организма, стал пищей вторичныхформ жизни ? животных, которые используют уже сконцентрированнуюрастениями в органические ткани энергию для дальнейшей трансформациии, так сказать, "повышения плотности потока осознания на единицупроявления органической жизни". Поэтому начало любой пищевой цепочкивсегда находится в царстве растений. Плотоядные животные такжекосвенно поедают растения, употребляя в пищу плоть травоядныхживотных. В основе органической материи лежит процесс построениявеществ на базе углерода воздуха, добываемого растениями с помощьюпроцесса фотосинтеза. Главные компоненты этого процесса ? углекислыйгаз (один из аспектов субстанционального проявления Вайю-таттвы) исолнечный свет (Прана в качестве смешанного космического потока силыкачества Хатха). Таким образом, любая пищевая цепочка суть более илименее многоступенчатый процесс трансформации Праны и Вайю-таттвы вболее сложные формы субстанционального проявления.
Общие понятия о химическом составе пищи
Ткани физического тела человека составлены в основном двадцатью шестьюхимическими элементами. [Безусловно, в составе тканей человеческоготела можно найти практически любой из известных и, вероятно, некоторыеиз неизвестных элементов таблицы Менделеева. По крайней мере, ихследы. Если, конечно, как следует поискать. Шри Свами Шиванандапредназначал свою "Йога-терапию" самой широкой публике, поэтому, невдаваясь в подробности, говорит только о самых главных из элементов,составляющих ткани нашего тела, то есть о тех, которые содержатся ворганизме человека в наибольших количествах и имеют ключевое значениедля нормального протекания физиологических процессов.] Эти элементы ?кислород, углерод, водород, азот, кальций, калий, фосфор, сера,кремний, калий, хлор, натрий, магний, йод, железо, медь, марганец,молибден, кобальт, бор, бром, фтор, селен, хром, литий, радий.Нормальное процентное соотношение их примерно таково: кислород ? 62,углерод ? 20, водород ? 10, азот ? 3, кальций ? 2,5, фосфор ? 1, сера? 0,25, калий ? 0,25, хлор ? 0,2, натрий ? 0,1, магний ? 0,07, иод ?0,01, железо ? 0,01. Итого на тринадцать основных элементов, именуемыхмакроэлементами, приходится 99,59 процента состава тела. Оставшаясячасть составлена всеми остальными элементами, которые обнаруживаются вколичествах чрезвычайно малых и потому именуются микроэлементами.[Следует непременно отметить, что важность того или иного химическогоэлемента для организма отнюдь не всегда безусловно определяется егонеобходимым количеством. Целый ряд микроэлементов входит в составсоединений, выполняющих жизненно важные регулирующие и управляющиефункции.]
Основные химические элементы и продукты питания
Кислород
Мы постоянно пребываем на дне воздушного океана ? атмосферы нашейпланеты, только коло 21% которой составляет кислород. Обычно нашорганизм может использовать лишь 4-5% кислорода, который мы вдыхаемвместе с воздухом, оставшиеся же 16-17% выдыхаются неиспользованными,в то время как для нашего физического тела кислород является элементомпервостепенной необходимости. Уже говорилось о том, что тело наше на62% состоит из кислорода. Жизнь человеческого существа угасает отнедостатка этого элемента, как гаснет масляная лампа, когда его нет ввоздухе. Именно за счет кислорода протекают процессы, поддерживающие втеле пищеварительный огонь, нормальную температуру и снабжающие егоэнергией, необходимой для функционирования. Кроме того, примерношестьдесят три процента массы тела взрослого человека приходится наводу, а ведь в каждую молекулу воды входит один атом кислорода.
Кислородсодержащие продукты
Кислород присутствует в любых продуктах питания, но особенно богаты имсочные фрукты и овощи. Потому назовем их кислородсодержащей иликислородистой пищей. Совершенно очевидно, что именно кислородистаяпища является первейшей необходимостью для человеческого организма, исовсем ни к чему искать в ней калорийность и сытность. Она полна жизнии жизненной энергии и в этом ее особая ценность.
Углерод
Углерод ? энергоноситель и основа пластического обмена, ключевойэлемент для формирования органических веществ. Вся органическая жизньна планете Земля ? это процесс, химическую основу которого составляютсоединения углерода. Растения добывают углерод из углекислого газавоздуха, человек ? из тканей растительных и животных организмов,употребляемых им в пищу. Именно соединения углерода сгорают в топкенашего тела, снабжая грубой энергией нижний котел, откуда онапоступает во все части, органы и системы тела, поддерживая ихфункциональные способности. И именно извлекаемый из пищи углерод нашетело использует для построения собственных клеток. Правда, поступлениеуглерода в систему не должно намного превышать некоторый оптимум,иначе возникают серьезные проблемы с его использованием, он"захламляет" систему тела, способствуя возникновению серьезныхфункциональных нарушений.
Углеродсодержащие продукты
Как и кислород, углерод имеется во всех продуктах, однако особеннобогаты им продукты, в состав которых в больших количествах входятуглеводы и жиры: все виды жиров, зерна злаковых, бобовые, крахмалистыеовощи, в частности, картофель, бананы и т.д.
Водород
В состав каждой молекулы обычной воды входят два атома водорода.Соответственно, водород жизненно необходим для формирования всехжидких сред организма.
Водородсодержащие продукты
Зеленые овощи, сочные фрукты, вода, молоко ? все это продукты, богатыеводородом. Поскольку в основном речь здесь идет о входящей в их составводе, перечисленные продукты богаты как водородом, так и кислородом.
Азот
Органическая жизнь ? жизнь белковых тел. В основе молекул аминокислот,из которых составлены белки ? азот. Таким образом без азотасуществование физического тела органического существа попростуневозможно.
Азотсодержащие продукты
Белковые продукты ? мясо, рыба, яйца, молоко, творог, бобовые и орехи? являются азотистой пищей.
Кальций
Кальций участвует в формировании костей и зубов, играет существеннуюроль в регуляции сердечной деятельности и функционирования нервнойсистемы, является важным составным элементом материнского молока. Отнормального содержания кальция в организме зависит свертываемостькрови, при существенном его недостатке даже небольшая рана может статьпричиной смерти от потери крови. Кроме того, кальций является одним изосновных элементов, входящих в состав спермы в организме мужчины,недостаток же кальция в организме женщин вызывает лейкорею. От кальциязависит работа иммунной системы, от его недостатка снижаетсясопротивляемость организма болезням. Кроме того, при нехватке кальцияухудшается способность мыслить, нарушается память, и дух человекаделается хилым. Зубы начинают быстро портиться, кости теряютпрочность, и нормальная жизнь человеческого существа становитсяневозможной. Большое количество кальция содержится в семени, потомубезалаберный секс подрывает иммунитет человека, лишает его умственнойи физической силы.
Продукты, содержащие кальций
Все овощи, зелень ? шпинат, петрушка и др., сочные фрукты ?цитрусовые, яблоки, груши, манго, ананасы, гранаты, дыни, виноград ?содержат большое количество кальция. Много кальция в молочныхпродуктах (кроме масла), бобовых и орехах. Среди продуктов,относящихся к категории "животной пищи" кальцием богаты яйца, мелкаярыба и другие морепродукты. В мясе, крупной рыбе, масле сливочном ирастительном, а также в зернах основных злаковых культур кальциянемного. Кальций, содержащийся в животной пище, усваивается несколькохуже, чем тот, которым богаты продукты "растительной" категории.
Фосфор
Фосфор участвует в формировании и восстановлении нервов, мягкихтканей, костей, зубов и т.д.
Фосфорсодержащие продукты
Все без исключения продукты в том или ином количестве содержатусваиваемые человеческим организмом соединения фосфора. Особенно имбогаты морепродукты. Если механизм усвоения фосфора в организмечеловека не нарушен, то при нормальном питании возникновение нехваткиэтого элемента в организме представляется довольно маловероятным.
Железо
Железо входит в состав гемоглобина ? специфического пигмента крови,находящегося в красных кровяных тельцах. Красные кровяные тельцаобразуются в красном костном мозге и отвечают за перенос кислорода оторганов дыхания к тканям всего организма за счет образованиягемоглобином непрочного соединения с кислородом. Совершенно очевидно,насколько важна роль железа для человеческого организма.
Железосодержащие продукты
Зелень и овощи зеленого цвета, некоторые фрукты, в частности, яблоки,содержат большое количество железа. Богаты этим элементом пальмовыйсахар, кабачки, горькая тыква, картофель, дыня. Животная пища иуглеводистые продукты также содержат железо, но в небольшом количествепо сравнению с зелеными овощами.
Плотоядные животные пополняют свою потребность в железе за счетпотребления сырой крови других животных, но человеческим существамтакой способ вряд ли подходит. Потому наилучшим для человека путемобеспечения себя железом остается употребление зелени и зеленыховощей.
Йод
Несмотря на то, что организму человека требуется крайне незначительноеколичество йода, элемент этот относится к числу жизненно важных,поскольку его нехватка или избыток разрушительным образом сказываютсяна функционировании всей эндокринной системы, что порождает тяжелейшиерасстройства здоровья. Нарушения йодного баланса у детей выражаются вкатастрофических изменениях процессов развития организма.
Поступающий в организм в чистом виде йод практически не усваивается.При попадании внутрь значительных количеств чистого йода можетразвиться тяжелое отравление. Смертельная доза ? около трех граммов.Потому основным источником этого элемента являются вода и пища,содержащие усваиваемые его соединения.
Йодсодержащие продукты
Йодом богаты зеленые овощи различных сортов, лук, ананасы, тамаринд идругие кислые фрукты, соль из морской воды, морская рыба и всеморепродукты. Птичьи яйца и жир из печени трески также содержат йод,однако наш организм усваивает его не так легко, поскольку эти продуктыотносятся к разряду тяжелой пищи. Потому йогины считают, что дляпополнения запасов йода в организме яйца птиц и печень трески вобщем-то пригодны, однако не являются оптимальным выбором. Многие извосточных пряностей ? таких как имбирь, перец, кориандр, тмин,гвоздика, куркума ? также снабжают организм йодом.
Натрий
Плазма крови содержит в себе соли натрия. Натрий играет важную роль вобменных и многих других процессах.
Продукты, содержащие натрий
Овощи, фрукты, молочные и углеводистые продукты, то есть все продукты"неживотной" категории.
Калий
Соли калия способствуют сохранению нормального состояния мягкихтканей, делают их эластичными и участвуют в целом ряде процессовсовместно с солями натрия. Хотя натрий и калий близки по свойствам,калий превосходит натрий по важности, поскольку существенная нехваткав организме натрия замедляет рост и снижает общую сопротивляемость,тогда как нехватка калия грозит очень скорой смертью.
Продукты, содержащие калий
Калием богаты все продукты, которые содержат натрий.
Магний
Участвует в формировании костей, зубов и нервных клеток.
Продукты, содержащие магний
Соли магния содержатся в большинстве овощей и в орехах различныхсортов.
Медь
Функции меди связаны с функциями железа.
Продукты, содержащие медь
Медь в достаточных количествах содержится в железосодержащихпродуктах.
Сера
Играет существенную роль в обменных процессах, нарушение серногобаланса отрицательно сказывается на общем состоянии здоровья, и вчастности ? на работе печени и селезенки.
Серосодержащие продукты
Лук, редис, капуста, шпинат, сельдерей, непросеянная мука, ячмень исырые яйца.
Фтор
Соли фтора играют большую роль в кальциевом обмене. От достаточного ихналичия зависит состояние зубов, костей и глаз. Недостаток фтора ворганизме ведет к кариесу зубов, непрочности костей и инфекционнымглазным заболеваниям. При избытке фтора зубы становятся чрезмернотвердыми и хрупкими.
Фторсодержащие продукты
Шпинат, свекла, другие овощи, сырые яйца и печень трески содержатфтор.
Кремний
Соли кремния также участвуют в кальциевом обмене, сохраняют крепостьзубов, цвет и здоровое состояние кожи и волос. Кроме того, кремнийспособствует эластичности стенок сосудов, сухожилий и мышц. Недостатоккремния в организме вызывает порчу зубов, выпадение волос,преждевременное поседение и подверженность кожным заболеваниям.
Продукты, содержащие кремний
Кремний содержится в различных пропорциях во всех сочных фруктах, вредисе, капусте, огурцах, шпинате и др.
Марганец
Марганец функционально связан с железом. Он участвует в процессахочищения крови и оживляюще действует на нервы и железы.
Продукты, содержащие марганец
Цветная капуста, салат-латук, бобы, петрушка, миндаль и др.
Белковые продукты
Белковые продукты можно разделить на три категории.
К первой относятся продукты, наиболее богатые самыми ценными в пищевомотношении белками ? соя, бобовые, орехи, творог и сыр.
Ко второй относятся продукты, также достаточно богатые белками, но впищевом отношении с точки зрения йогинов менее ценные, и продукты,ценные в пищевом отношении, но не столь богатые белками ? мясоживотных и птиц, яйца, рыба, зерна злаков.
К третьей категории относятся пищевые продукты, которые ценны наличиемв них других составляющих, но белками не богатые ? овощи, молоко ифрукты.
Продукты, содержащие жиры
Продукты, содержащие жиры, также можно разделить на три категории.
К первой относятся продукты, наиболее богатые ценными в пищевомотношении жирами ? топленое и сливочное масло, растительные масла, всесорта орехов, творог и сыр из цельного молока, соя, оливки.
Ко второй относятся богатые жирами, но менее ценные в пищевомотношении продукты, а также ценные продукты с меньшим содержаниемжиров ? мясо животных и птиц, яйца, крупная рыба, бобовые, а такжезерна злаков.
К третьей категории относятся продукты, содержащие малое количествожиров ? фрукты и овощи.
Избыточное потребление жиров всегда неблагоприятно отражается насостоянии организма, повышает кислотность и может привести кнесварению.
Продукты, содержащие углеводы
Продукты, содержащие углеводы, можно разделить на две категории.
К первой относятся продукты, исключительно богатые углеводами ? сахар,фруктовый и пальмовый сахар, мед, черная патока, изюм, финики, фиги(инжир), зерна злаковых, пальмовое саго, горох, зеленый горошек,чечевица, тамаринд, куркума.
Ко второй категории относятся ценные в пищевом отношении продукты,содержащие углеводы в несколько меньшем количестве ? картофель,бананы, редис, свекла и другие овощи, морковь, лук, сладкий картофель,плоды манго и другие фрукты, кокосовые орехи, земляные и другие орехи,кардамон, гвоздика, тмин, кориандр, имбирь, бобовые.
Избыток углеводистой пищи приводит к повышению кислотности инесварению.
Кровь и сбалансированная диета
Йогины считают, что кровь бывает трех видов ? саттвическая, то естькровь качества Саттва (ее также называют наичистейшей), раджасическая,то есть та, в которой преобладает гуна Раджас (такую кровь называютнечистой), и тамасическая, то есть та, в которой преобладает Тамо-гуна(ее именуют попросту грязной).
Качество крови йогины определяют по ее цвету, для чего существуетособая техника извлечения крови из желудка с помощью Вамана-дхаути.Очень интенсивная практика Вамана-дхаути приводит к гиперемии стенокжелудка, при мощных сокращениях его стенок во время позывов к рвотемелкие сосуды лопаются и кровь выбрасывается наружу вместе со слизью ижелудочным соком. Чтобы достичь этого эффекта, йогин продолжаетпрактиковать Вамана-дхаути уже после того, как вся выпитая им водапокинула желудок.
Чистая, нечистая и грязная кровь различаются по цвету. Йогиныполагают, что наичистейшая ? саттвическая ? кровь должна быть на дветрети или немного более (на 60-70 процентов) щелочной. [Возможно,имеется в виду нормальная слабо щелочная реакция крови здоровогочеловека (pH = 7,37...7,42 для женщин и pH = 7,36...7,42 для мужчин).]Такая кровь преобладает у людей, имеющих отличное здоровье. Еслищелочная часть крови уменьшится до величины от половины до чуть менее,чем двух третей (50-60 процентов) [Среда крови близка к нейтральной(pH ближе к 7,00)], кровь сделается раджасической или нечистой. Ещебольшее уменьшение щелочной части крови [Дальнейшее приближениесвойств крови к кислотным (pH около 7,00 или ниже)] сделает ее грязнойили тамасической. Такая кровь ? кровь наихудшего качества. Подавляющеебольшинство относительно здоровых людей имеет раджасическую кровь, чтоотражается на свойственных им тенденциях к активному проявлению всоциуме и неспособности в полной мере контролировать своюэмоциональную и умственную деятельность. Те же, чья кровь относится ккатегории грязной, не могут не быть подверженными физическим недугам.
Зная, каким образом та или иная пища воздействует на качество крови,можно оптимизировать ее реакцию путем выработки сбалансированнойдиеты. Древние мудрецы придерживались того мнения, что все сладкие икислые фрукты, все зеленые овощи, различные бобовые, молоко,простокваша и пахта являются пищей, которая способствует приобретениюкровью щелочных свойств.
Рыба, мясо, яйца и продукты, богатые углеводами, закисляют кровь.
Жиры являются "нейтральной" пищей, если употребляются в умеренныхколичествах. Однако будучи очень концентрированными, в чрезмерныхколичествах они не могут быть полноценно усвоены. Их токсичные остаткизакисляют кровь.
Любая концентрированная и тяжелая пища ? излишне жирная,подвергавшаяся сложной кулинарной обработке [Две и более операций] ита, в которой для большей калорийности и "универсальности" совмещенонесколько полноценных продуктов разных категорий [Более трех] ? являетсобой проблему для организма и перегружает пищеварительную систему. Неимея возможности полностью такую пищу переработать, организм вынужденискать различные способы справиться с нею, задействуя дополнительныерезервы и перенапрягая органы, ответственные за избавление организмаот ненужных и вредных веществ. Однако все равно часть избыточной пищиостается "непобежденной" и разлагается внутри тела, загрязняя иотравляя его, а также способствуя развитию в органах пищеварениягнилостных процессов [Кишечник подавляющего большинства людей, ведущихобычный образ жизни, непременно содержит гниющие отходы в большем илименьшем количестве. Йогины считают, что именно проистекающей от этогоаутоинтоксикацией в значительной степени обусловлена жуткая ситуация,сложившаяся в человечестве. Попробуйте найти среди обычных людейчеловека абсолютно здорового. Сколько таких отыщется на тысячу. Один?Два? Может быть, десять? Хотелось бы верить. А если поискать тех, когоможно назвать "в общем полностью здоровыми"? Может быть, их на тысячуотыщется сто? Ну, хотя бы пятьдесят... Вряд ли...]. Потому человекунужна не столько калорийная пища, сколько сбалансированная и легкоусваиваемая. Особенно это существенно для тех, кто болен и для тех,кто практикует различные виды психофизического тренинга, связанные согромными психическими и достаточно большими физическими нагрузками.
Йогины полагают, что сбалансированная диета должна состоять на дветрети из "щелочной" пищи и на одну треть ? из "кислотной".Следовательно, тому, кто употребляет животную пищу, не следуетзабывать, что рыба, мясо, яйца, рис, хлеб и т.д. не должны превышатьодну треть их ежедневного рациона, оставшиеся же две трети пусть будутсоставлены овощами, фруктами, бобовыми и молоком. Вегетарианцам такженеобходимо помнить, что углеводистая пища, т.е. хлеб и другиепродукты из зерен злаковых не должны превышать одну треть ихежедневного рациона, две же трети пусть приходятся на бобовые, овощи,фрукты, молоко, орехи и т.д.
Такова примерная формула того, что йогин назвал бы сбалансированнойдиетой.
"Облегчение молока"
Йогины предпочитают употреблять в пищу так называемое "облегченноемолоко". Процесс "облегчения" предельно прост. Молоко нагревается так,чтобы, дойдя до точки начала кипения, оно один раз "поднялось". Едваэто произошло, сосуд с молоком тут же убирают с огня. Пьют такоемолоко теплым.
К вопросу о плотоядности человеческих существ
Подавляющему большинству человеческих существ, обитающих ныне наЗемле, свойственна привычка употреблять в пищу рыбу, мясо животных иптиц, животные морепродукты, яйца и т.п., однако при всеядности своейчеловек относится скорее к травоядным. Телесное устройство чистоплотоядных животных имеет некоторые особенности, которыми человеческийорганизм не обладает.
Однако полностью отнести человека к травоядным также нельзя, ибоорганизм его обладает широчайшим диапазоном приспособляемости. Природаснабдила человека механизмами, которые позволяют ему в экстремальныхусловиях при отсутствии пищи растительной без вреда переходить наживотную пищу.
Однако если без особых на то оснований эта способность становитсяосновой повседневных пищевых привычек, избежать раньше или позжепроявляющихся разрушительных последствий воздействия такого искаженияна тело и ? в первую очередь на психику ? человека как правило неудается.
К вопросу о пристрастии к спиртному
Массовая привычка к употреблению спиртных напитков является наиболееприскорбной слабостью человеческой цивилизации. Как явствует изистории, жертвами ее становились целые народы и нации. Приучениепротивника к спиртному в известных случаях оказывалось гораздо болеерадикальным стратегическим ходом, чем многолетние военные действия[Именно таким способом были покорены и практически истребленыиндейские племена Северной Америки вместе с их тысячелетней культурой,а также народы Сибири.].
На основе опыта многих столетий йогины справедливо полагают, чтоспиртное временно нейтрализует кислотные яды, образующиеся в организмепри чрезмерном употреблении мясной пищи. Потому жадный поглотительмяса естественным образом обретает жажду к спиртному. Пристрастившисьже к пагубному зелью, он уже не способен со своей страстью расстаться.
К вопросу о человеческой агрессивности
Употребление мясной пищи разжигает в человеке агрессивность. Поэтомудревнеиндийскими священными писаниями мясное питание разрешалосьтолько тому, кто принадлежал к касте воинов. Война и кровь были егодхармой ? долгом и законом жизни. Профессиональный воин ? воин порождению ? должен был быть агрессивным, чтобы справиться с задачейзащиты своего народа от свирепых завоевателей. В тренировке воиновприменялись техники, позволявшие направить агрессивность в заданноерусло, потому употребление мяса не приводило к неконтролируемымсостояниям психики, которые являются нормой жизни для нынешнихцивилизованных наций "неосознающих мясоедов". Брамину же ? тому, чьядхарма заключалась в следовании по пути духовного поиска, употреблениев пищу рыбы, мяса, яиц и т.п. строжайше запрещалось, а принадлежавшимк остальным кастам ? не рекомендовалось.
Идеальная диета
Все разнообразие возможных пищевых продуктов в Йоге принято разделятьна три категории ? саттвическая пища, раджасическая пища итамасическая пища. При этом учитываются не только биохимическиесвойства того или иного продукта, но также качество свойственных емутонких субстанций.
Саттвическая пища
Полноценные продукты, употребление в пищу которых способствуетсохранению здоровья и силы, формирует мощный иммунитет, а такжеобеспечивает физическое, умственное и духовное равновесие, относятся ккатегории саттвических или превосходных. Согласно утверждениям авторовдревних классических трактатов именно такого рода продукты составляютидеальный рацион для практикующего йогина.
Саттвическое питание сохраняет покой ума и тела, доставляя человекуудовольствие.
Раджасическая пища
То, что в нынешнее время принято называть сбалансированной пищей, пойогической классификации относится к категории раджасической. В ней вопределенных пропорциях сочетаются качественные продукты животного инеживотного происхождения. Следует однако, помнить, что некорректныеметоды приготовления могут превратить даже вполне доброкачественныепродукты в яд, переведя его из категории саттвической пищи в категориюраджасической или даже тамасической. Саттвические продукты,приготовленные с добавлением большого количества специй, например,перестают быть таковыми, пополняя собой категорию продуктовраджасических. Также к раджасической пище относятся все корректноприготовленные животные продукты [Мы, конечно, помним, что молоко имолочные продукты, несмотря на их животное происхождение, в йогическойдиетологии принято относить к неживотным. Под животными же понимаютсялишь те, которые содержат плоть живых существ, стоящих по уровнюэволюционного развития выше растений.]. Явного вреда пищараджасической категории в общем-то не приносит, особенно молодымлюдям, у которых пищеварительная система работает достаточноэффективно, однако, возбуждая ум и генерируя телеснуюнеудовлетворенность, она толкает человека в пучину потакания страстям,желаниям и похоти и потому не позволяет ему достичь уравновешенногосостояния. Отсюда ? невозможность для того, кто питается раджасическойпищей, устойчиво следовать по пути целенаправленного развитиясамоконтроля, расширения осознания с вытекающим из последнегосовершенствованием и приближением к состоянию просветления. Суетностьсостояния ума неизменно рано или поздно толкает такого человека ксовершению ошибок, пагубно отражающихся на его эмоциональном статусе,работоспособности интеллекта и способности контролировать волю.Поэтому тот, кто питается раджасической пищей с возрастом неизбежноввергает себя в пучину болезней и неадекватных состояний психики,особенно если жизнь его сопряжена со стрессами.
Тот же, кто намерен всерьез посвятить себя продвижению по путидуховной эволюции, а также тот, кого интересует отменное здоровье,должен, следовательно, отдать предпочтение исключительно пищесаттвической.
Тамасическая пища
Пища несбалансированная, зажаренная, подгоревшая, несвежая, нечистая,разлагающаяся и пересушенная относится к категории тамасической илинаихудшей. Такого рода пища однозначно вредна для умственного ифизического здоровья любого, даже самого стойкого индивида.
"Заполняя желудок наполовину, должно йогину есть то, что чисто, навкус приятно, нет в чем горечи и также нет остроты. Такова умеренностьв еде.
Половину желудка наполняют пищей, четверть остается для воды и ещеодна ? для воздуха и газов.
Трапеза же йогина всегда составлена тем, что переваривается легко ибыстро, не обжигает и подходит для построения тела.
Пусть избегает он всего, что долго стояло, будучи приготовленным,того, что переваривается с трудом и в кишках загнивает, а также того,что прямо с огня и горячо чрезмерно". "Гхеранда-Самхита" 5-21, 5-22,5-29, 5-30.
"Пища молочная и сладкая, которая посвящена Шиве и четверть желудкаоставляет свободной ? вот умеренность в еде.
Не следует йогину есть острое, соленое, кислое, пряное и горячее,орехи и листья бетеля, рисовое масло и сезам, горчицу, вино, рыбу имясо, творог, сливочное масло, черный перец, асафетиду и чеснок.
Пищи остывшей, разогретой, пересоленой, и прокисшей следует избегать,ибо она суть нездоровая.
Не опасаясь может йогин взять пшеницу, рис, ячмень, молоко, топленоемасло из молока буйволицы, сладости, мед, сухой имбирь, огурцы, овощии хорошую воду. Для практикующего Йогу это благоприятно.
Ибо силу дает пища, приготовленная с топленым маслом и молоком, и телоублажает, его потребностям отвечая вполне". "Хатха-Йога-Прадипика"1-60, 1-61, 1-62, 1-64, 1-65.
Бобовые как универсальный источник белков
Как следует из приведенных выше цитат, йогины выступают за полноеисключение из рациона мяса животных, рыбы и яиц. Они утверждают, чтодля поддержания полноценного белкового баланса достаточно молока имолочных продуктов и бобовых ? разнообразных видов фасоли, бобов,чечевицы, гороха и сои. Никакого вреда от употребления в пищу бобовыхбыть не может. Пятидесяти-семидесяти граммов в день вполне достаточнодля взрослого человека [Примечателен известный факт из древнейистории: воины "императорской гвардии" Древнего Рима ? отборныевойска, состоявшие только из умудренных опытом множества сраженийбойцов в возрасте не моложе сорока лет ? не употребляли в пищу мяса ирыбы, питаясь в основном чечевицей и кашей из ячменных зерен. При этомвоины императорских когорт успешно выигрывали сражения даже сдесятикратно превосходившими их по численности войсками противника.].Дети пусть едят столько, сколько захочется.
Традиционные диетические принципы для всех в соответствии синдийскими священными писаниями
Согласно установкам индийских священных писаний, детей до шести-семилет, вне зависимости от кастовой принадлежности и места рождениякормить мясной пищей не разрешалось, им нельзя было давать даже мелкуюрыбу, дабы не причинить вреда здоровью малышей. Употребление в пищукрупной рыбы, мяса и яиц запрещалось до десятилетнего возраста. Мясоживотных, убитых на общественных бойнях, считалось отвратительнойпищей, пригодной разве что для питания самоубийц и неприкасаемых. Подостижении истинной зрелости ? возраста максимального расцвета, тоесть пятидесяти лет ? любой, даже воин, согласно предписаниямполностью отказывался от животной пищи, переходя нарастительно-молочное питание. Все это соблюдалось во многих местностяхИндии вплоть до первых десятилетий нынешнего столетия. Затем на сменусложившемуся укладу пришла дикая смесь традиционных взглядов иизвращенных понятий о питании, принятом на Западе. И если раньшенаилучшим завтраком для человека любого возраста и общественногоположения считалось несколько орехов или горсть размоченного в водемелкого зеленого горошка, несколько сочных фруктов и чашка молока, тотеперь на смену этому пришла модная яичница, бифштекс, кебаб из мяса имагазинные сладости. Последствия в виде катастрофического всплеска кактрадиционных для страны, так и доселе невиданных "современных"болезней не заставили себя долго ждать.
Популярные сообщения
-
1. Атлеты не пропускают ни одного приема пищи Когда вы решаете создать себе внушительный мышечный объем, первым делом нужно обратить внимани...
-
Уроки выживания в современном мире Источник: Финам.info Все что мне нравится, - либо вредно, либо аморально, либо от этого я толстею. Автор ...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
РЕСУРСЫ На этой страничке Вы найдёте некоторые ссылки которые могут оказаться полезными. Мы разделили их на тематические группы: форумы, общ...
-
ФОРУМЫ My Rock`n`Roll Friends Сайты и журналы для общения друзей http://www.east-club.ru/forums/index.html Форумы на сайте "East-Club...
-
Бу-До: Полюх С.Н. "Айки-До Сэйсинкай. Стратегия поединка" (с иллюстрациями) [1,86 МB] Полюх С.Н. "Aйки-До Сэйсинкай. Стратеги...
-
ЧИТАЙ Под катом некоторые ссылочки для чтения по тематике Дао,единоборствам,медитации, здоровью,йоге .Записала их себе в один постик чтоб н...
-
С изброените до тук методи далеч не е изчерпана цялата същност и проблематика на Тиен-Сюъ. Този въпрос е твърде комплециран и не е възможно ...
-
http://talks.guns.ru/forummessage/38/060344-2.html Keltec Как-то прочитал на каком-то форуме интересную фразу М.Степина. Не думаю, что смогу...
-
84. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЦИГУН "ДЕСЯТЬ КУСКОВ ПАРЧИ" (ШИ ДУАНЬ ЦЗИНЬ) Цигун "десять кусков парчи" имеет 10 вариантов в положени...
Комментариев нет:
Отправить комментарий