Powered By Blogger

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 11 марта 2008 г.

ЙОГОТЕРАПИЯ 7

Сахаджа-пранаяма ? упрощенные дыхательные упражнения
Воистину неисчислимы разновидности шестнадцати основных классическихпранаям. Объем данной работы не предполагает изложения полноценныхпсихотехнических пранаям, потому для нее были отобраны толькопростейшие из йогических методов регуляции дыхания, которые доказалисвою эффективность в клинической практике работы с сотнями пациентов,страдавших астмой, туберкулезом, плевритами, воспалениями легких,разнообразными хроническими и острыми катаральными синдромами, а такжеразличными другими заболеваниями.
41. Сахаджа-пранаяма-1
а) Лечь на пол на спину, пятки вместе, руки лежат вдоль туловищаладонями вверх, кисти ? на некотором расстоянии от бедер ? Шавасана. Смедленным вдохом поднять прямые руки вверх перед собой и медленноопустить их на пол за головой. С медленным выдохом возвратить руки висходное положение. Повторять упражнение в течение одной минуты.
б) Исходное положение ? то же самое. Руки остаются на месте. Со вдохомподнять прямую правую ногу вверх повыше и с медленным выдохом опуститьее в прежнее положение. Повторить с левой ногой. Чередуя ноги, дышатьтаким образом в течение одной минуты.
Закончить упражнение, отдыхать, лежа в Шавасане с сомкнутыми пятками втечение 30-60 секунд.
Действие. Это упражнение укрепляет и развивает легкие и сердце,излечивает ревматизм рук и ног у пожилых людей и являетсяпрофилактическим средством против случайных простуд и кашля.
42. Сахаджа-пранаяма-2
Сесть в любую медитативную позу или встать прямо. Выполнить легкуюМула-бандху и Вайю-набхи-мудру. Медленно и естественно вдыхать носомдо полного наполнения легких [Должно возникнуть ощущение "распирания"грудной клетки.], затем медленно выдыхать через рот. Повторять втечение 2-3 минут. Во время выдоха следить, чтобы воздух выходилровной струей. [В отличие от многих других современных источников,"Йога-терапия" Шри Свами Шивананды не настаивает на предварительномосвоении трех типов "частичного" дыхания ? верхнего (ключичного),среднего (грудного) и нижнего (брюшного). Вместо этого предлагаетсясразу же начинать с практики "полного" дыхания. При последовательномосвоении частичных методов дыхания начинающие, переходя к полномудыханию, обычно делают ошибку, понимая под полным дыханиемпоследовательное сочетаниетрех частичных типов, а не принципиальноотличное от этого собственно полное дыхание, при котором воздухомнаполняется сразу весь объем легких, а не части его по очереди. Припоследовательном выполнении трех частичных типов в одном вдохе объемлегких обычно используется не полностью за счет ошибки ? слишкомполного брюшного вдоха, препятствующего полноценному выполнениюсредней и верхней частей вдоха. При полном дыхании живот всегдачуть-чуть втянут за счет очень-очень легкой Мула-бандхи. При этомобъем легких используется полностью.]
Действие. Устраняет дефекты легких, выводит из организма всенечистоты и даже туберкулезные палочки ? палочки Коха. Упражнениеспособствует укреплению желудка и печени, обладает антиаллергическимдействием.
43. Сахаджа-пранаяма-3, именуемая также собственно Сахаджа-пранаямой
Принять любую медитативную позу или просто сесть на стул, нообязательно с полностью выпрямленным позвоночником (Рис.2-43).Выполнить ровный, но мощный полный ? до ощущения легкого распирания ?вдох носом. Выполнить Джаландхара-бандху, вытянув вверх шею и прижавподбородок к подъяремной выемке. Сделать ровный выдох носом, подлительности несколько превышающий вдох. Со следующим вдохом поднятьголову. Повторить выдох. Таким образом чередовать вдохи и выдохи втечение 2-3 минут.
Действие. Излечивает насморк и кашель, является эффективнымпрофилактическим средством против гриппа, воспаления легких, тифа ипроч.
44. Сахаджа-пранаяма-4, именуемая также Агни-сара-пранаямой
Принять любую медитативную позу, полностью выдохнуть, выполнитьУддияна-бандху с Джаландхара-бандхой. Задержать дыхание, наскольковозможно. [Задерживая дыхание, необходимо следить за тем, чтобы невозникло перенапряжения.] Вдохнуть. Повторять в течение 2-3 минут.
Действие. Устраняет несварение, повышает аппетит, уменьшает отложенияжира на животе, тонизирует половые органы, способствуяперераспределению семени и сексуальной энергии.
45. Сахаджа-пранаяма-5
Принять Шавасану и полностью расслабиться. Сплести пальцы рук в замоки положить кисти ладонями на живот в области пупка. Глубоко вдохнутьчерез нос, стараясь почувствовать поток праны воздуха, вливающийся втело через живот в области пупка. По окончании полного вдоха медленновыдохнуть ? также через нос ? стараясь ощутить, как прана из животарастекается по всему телу, наполняя жизненной силой каждую клеткукаждой его части, каждого органа, и вытесняя из тела все нечистоты,болезнетворные агенты и любые возможные враждебные факторы. Выполнятьупражнение в течение 3-5 минут.
Действие. Практика этой Пранаямы укрепляет ум и развивает осознанноконтролируемую волю.
46. Сахаджа-пранаяма-6, известная также как Прана-шуддхи-крийя ?очищение праной
Принять любую медитативную асану, полностью вдохнуть через обе ноздри,сложить губы трубочкой наподобие птичьего клюва, оставив для проходавоздуха только крохотную дырочку. Выдохнуть серией коротких мощныхтолчков, выжав из легких весь воздух полностью за счет максимальногосокращения всех дыхательных мышц, ответственных за выдыхание. МЕЖДУВЫДОХАМИ НЕ ДОВДЫХАТЬ, НО ОСТАНАВЛИВАТЬ ДЫХАНИЕ! Повторить 8-10 раз.
Действие. Очищает полость рта, укрепляет воздуховодные пути,способствует излечению заболеваний нервов и мускулатуры лица.
47. Сахаджа-пранаяма-7, известная также как Нади-шодхана-пранаяма ?дыхание, очищающее каналы тонкого тела
Принять одну из медитативных асан, лучше всего ? Падмасану. Прижатьсредний и указательный пальцы правой руки (женщинам ? левой руки) кладони. Мизинец и безымянный пальцы сложить вместе, так чтобы площадьповерхности, образованной их подушечками, была равна площади подушечкибольшого пальца. Это называется Вишну-мудрой (Рис.2-47.1). Перекрытьбольшим пальцем поток воздуха через правую ноздрю (женщинам ? черезлевую), слегка нажав им на нос в точке у основания ноздри ? там, гдедля перекрытия потока требуется наименьшее усилие (Рис.2-47.2).Сделать очень мягкую Мула-бандху и Вайю-набхи-мудру. Медленнополностью выдохнуть через левую (правую) ноздрю. Воздух должен течьочень-очень мягко и совершенно беззвучно. Дышать следует как можномедленней. Так же медленно вдохнуть через ту же ноздрю. Освободитьправую (левую) ноздрю и перекрыть поток воздуха через левую (правую)мизинцем и безымянным пальцем, слегка надавив ими в соответствующейточке. Сделать выдох. Вдохнуть. Перекрыть свободную ноздрю и открытьзакрытую. Выдохнуть. Вдохнуть. Вдох через левую ноздрю, выдох черезправую, вдох через правую и выдох через левую ? эти четыре процессасоставляют один цикл данной пранаямы. Для женщин ? зеркально. Общаядлительность упражнения ? не менее 12 циклов, желательно ? больше 20циклов. Это упражнение невозможно передозировать. Единственныйпобочный эффект ? искривление носовой перегородки при чрезмерносильном нажатии на нос. Но для того, чтобы этот эффект проявился,необходимо неправильно выполнять данную пранаяму по меньшей меречетыре часа ежедневно в течение нескольких месяцев, что, мягко говоря,делать не рекомендуется, особенно при практике терапевтическойнаправленности.
Действие. Основная пранаяма для очищения тонкого тела. Только за счетпрактики ее модификаций может быть вполне достигнут эффект Пранаямывообще.
48. Сахаджа-пранаяма-8, известная также как Ситали-пранаяма ?охлаждающее дыхание
Принять любую медитативную асану. Сложить губы в трубочку и просунутьв отверстие кончик языка. Выполнить очень легкую Мула-бандху иполностью выдохнуть через нос. Медленно вдыхать ртом сквозь просветвокруг кончика языка. Проходя сквозь сложенные губы, поток воздухаохлаждает язык. Задержать дыхание на 5 секунд и медленно выдохнутьчерез нос. Повторять в течение по меньшей мере 3-4 минут, но не более10 минут.
Действие. Те, у кого хронически потеют ладони и ступни, испытываютогромное облегчение уже после нескольких дней практики. Кроме того,эта пранаяма исключительно эффективно очищает кровь и являетсяпрофилактическим средством против кожных болезней.
Йогины утверждают, что при правильной практике Ситали-пранаямы кровьстановится настолько жизнеспособной, что человек не умирает дажебудучи укушенным какой-либо из самых ядовитых змей. [Что, однако, неозначает, что следует экспериментировать, подставляя пальцы кобре или,скажем, гюрзе.]
В зимние месяцы практиковать эту пранаяму следует с большойосторожностью. Если есть возможность, желательно вообще воздерживатьсяот ее выполнения. Тот, кто страдает склонностью к простуднымзаболеваниям, не должен практиковать это упражнение из-за егоохлаждающего эффекта до тех пор, пока с помощью других йогическихпрактик не избавится от своей проблемы.
49. Сахаджа-пранаяма-9, известная также как дыхание, развивающеегрудную клетку
Встать прямо, обхватить кистями рук грудную клетку с боков (Рис.2-49).Локти отвести как можно дальше назад. Выдохнуть. Сделать глубокий вдохносом, выполнить Мула-бандху и с силой сдавить грудную клетку руками,как бы разминая ее. Расслабить руки. Задержав дыхание, несколько разповторить эту процедуру. С последним сжатием полностью выдохнуть черезнос, как бы выжимая из грудной клетки руками весь воздух без остатка.Расслабиться. Повторить еще 6-8 раз.
Действие. Придает грудной клетке эластичность, увеличивает объемлегких, тонизирует сердце и легкие, способствуя их нормальной работе.
50. Сахаджа-пранаяма-10
Встать прямо и поднять руки над головой. Выдохнуть. Медленно вдыхая,опустить руки и слегка согнуть туловище, положив ладони на колени. Смедленным выдохом разогнуться и поднять руки вверх. Задержать дыханиена несколько секунд. Повторить еще 6-8 раз.
Действие. Стимулируя альвеолы легких, эта пранаяма предупреждаетразвитие таких опасных болезней, как туберкулез легких и плеврит.
51. Враджана-пранаяма ? дыхательные упражнения при ходьбе
[В том виде, как она описана в "Йога-терапии", эта пранаяма являетсяразработкой Шри Свами Шивананды. Эффективность этого упражнения безпреувеличений поразительна.]
Враджана-пранаяму следует практиковать во время ежедневных утренних ивечерних пешеходных прогулок по местам, свободным от пыли и дыма, там,где воздух свеж и окружение располагает к приятным размышлениям.
Во время ходьбы тело необходимо держать прямо. Вдох должен бытьмедленным, ровным и глубоким, в ритме с шагами. Сделать вдох на четыресчета, затем, не задерживая дыхание ? выдохнуть, считая до шести.Выдох должен быть полным, иначе добиться полноты вдоха также неудастся. Начинающие, в особенности слабые и больные люди, принеобходимости могут вдыхать и выдыхать за равное количество шагов.Через неделю практики все трудности и ощущение неудобства исчезнут.Тот, кто религиозен, может отсчитывать шаги, повторяя про себя молитвуили мантру [Священный слог, например ? "ОМ".].
По мере освоения ритмичного дыхания при ходьбе следует постепенноудлинить вдох до шести шагов и выдох ? до восьми. В течение несколькихнедель тренироваться, практикуя такой ритм дыхания. Затем вдох долженбыть удлинен до 8 шагов, выдох ? до 12. постепенно следует достичьсоотношения, при котором вдох выполняется в течение 18 шагов, выдох ?в течение 36. Для обычного человека это ? предел, выходить за которыйне рекомендуется. Дальнейшее удлинение может дать неожиданные и невсегда подконтрольные бодрствующему сознанию психотехнические эффекты,справиться с которыми будет не так просто. Дыхание должно бытьравномерным и плавным ? никаких толчков и рывков. Из вдоха плавно"вытекает" выдох, в выдох плавно "вливается" вдох. Вдох и выдох ?полные. После двух-трех лет практики человек достигает способностидышать таким образом в течение сколь угодно длительного пешегоперехода, уже не обращая внимания на подсчет шагов ? ритм дыханияподдерживается автоматически. Практика Враджана-пранаямы при ходьбепозволяет с легкостью преодолевать нагрузки, сопряженные с переноскойгрузов на большие расстояния. Единственное условие ? никакойпоспешности в освоении. Ни в коем случае нельзя пытаться превзойтисамого себя. ["Тише едешь ? дальше будешь" ? принцип достаточноуниверсальный, а в практике Йоги иногда просто спасительный.] Критерийкорректности в оценке своих возможностей ? ощущение комфортностидыхания. Оно должно течь легко и удобно ? ни малейшего ощущенияудушья, никакого желания вдохнуть до того, как наступитсоответствующий ритму момент начала вдоха. Это очень важно,невыполнение принципа комфортности влечет за собой сердечные илегочные расстройства. Возникновение при выполнении Враджана-пранаямыощущения хотя бы незначительного неудобства означает, чтоиндивидуальные возможности превышены. Следует прекратить ритмичноедыхание, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и вернуться кпрактике в несколько менее напряженном ритме.
При подсчете шагов за единицу принимается один полный шаг, то естьдва полушага. Полушаг ? шаг одной ногой. Полный шаг ? два обычных шага? шаг правой плюс шаг левой. [Для тех, кто приучен шагать с левой ноги? хорошая практика разрушения распорядков. Можно время от временименять начало отсчета, то есть то, с какой ноги начинается счет.]
В течение нескольких первых недель практиковаться в выполненииВраджана-пранаямы следует в течение 2 минут в начале прогулки, 2 минутв середине и 2 минут в конце, что в сумме составит 6 минут за однупрогулку. Затем длительность практики увеличивается до 3 минут вначале, в середине и в конце, всего ? 9 минут. Затем каждая серияувеличивается еще на одну минуту, потом ? еще на одну... Постепенновся прогулка окажется "охваченной" практикой Враджана-пранаямы. Приэтом следует помнить главное ? никакой поспешности.
Действие. Все благотворное влияние на здоровье Пранаямы вообщесконцентрировано в действии Враджана-пранаямы. Она настолькоэффективна, что перечисление всех ее достоинств заняло бы несколькостраниц. Скажем лишь, что тот, кто вполне овладел искусствомВраджана-пранаямы, может не опасаться туберкулеза, проказы, холеры идругих тяжелых инфекционных заболеваний.
* * *
ВНИМАНИЕ! При возникновении в ходе практики любой пранаямы ноющей болив левой части грудной клетки или под левой лопаткой необходимонемедленно снизить интенсивность практики и напряженность ритмовдыхания, ибо это означает, что индивидуальные возможности превышены. Втечение нескольких дней после появления болезненных симптомов отпрактики следует воздержаться, возобновив ее только после того, каксимптомы исчезнут.
В любой пранаяме дыхание должно быть плавным, "текучим" и как можноболее медленным. Исключение составляют только те упражнения, в которыхинтенсивность дыхания оговорена особо.
Пашчатья-пранаяма ? дополнительные дыхательные упражнения
Пашчатья-пранаяма ? совсем простые дыхательные упражнения. Ониидеально подходят для применения в работе с детьми.
52. Пашчатья-пранаяма-1
Встать прямо, выдохнуть, и с глубоким вдохом поднять руки над головойтак, чтобы плечи касались ушей. Медленно выдыхать, опуская руки висходное положение. Выполнять упражнение в течение 3-4 минут.
Действие. Развивает легкие, очищает кровь.
Повышает общую сопротивляемость организма, излечивает катаральныесостояния.
53. Пашчатья-пранаяма-2
Встать прямо, вытянуть руки вперед на уровне плеч, а пальцы сжать вкулаки. Выдохнуть. С глубоким вдохом развести руки в стороны имаксимально отвести назад, держа на уровне плеч. С выдохом свестипрямые руки вперед, скрестив их перед грудью ? правая сверху.Повторить с левой рукой поверх правой. Выполнять упражнение в течение3-4 минут.
Действие. Придает красоту линиям торса, развивает безупречность линийгруди у женщин. Укрепляет легкие и сердце. Практикующий это упражнениеизбегает насморка, не болеет гриппом, воспалением легких, бронхитами ит.п.
54. Пашчатья-пранаяма-3
Встать прямо. Выдохнуть. С глубоким вдохом поднять к груди согнутую вколене правую ногу и с выдохом вернуться в исходное положение. Затемто же самое проделать с левой ногой. Выполнять упражнение в течение3-4 минут.
Действие. Упражнение препятствует развитию ревматизма, предупреждаети излечивает катаральные заболевания и грыжу.
55. Пашчатья-пранаяма-4
Сесть на стул, туловище держать прямо, руки положить на колени.Сделать выдох. Глубоко вдохнуть и медленно полностью выдохнуть.Повторять в течение 3-4 минут.
Действие. Это упражнение обладает общеукрепляющим действием.
Искусство переменного дыхания
Обычно у человека в каждый момент времени преобладает одна из ноздрей? проходимость ее лучше, чем проходимость другой. При этом тот из двухглавных боковых каналов тонкого тела ? Ида (левый) или Пингала(правый) ? который соответствует данной ноздре, находится в состоянииповышенной активности. Сообразно этому тонкое тело находится в том илиином состоянии.
При преобладании Пингалы энергетическое тело активно: рекомендуетсяпринимать пищу, выполнять активные действия, требующие больших затратгрубой энергии.
При преобладании Иды рекомендуется ложиться спать либо заниматьсяпассивным созерцанием, или же спокойно прогуливаться без цели.
Когда состояние ноздрей одинаково, потоки в двух боковых главныхканалах уравниваются. При этом в большей или меньшей мере начинаетработать Сушумна ? центральный канал. Такое состояние идеальноподходит для глубокого сосредоточения на аспектах духовного плана,погружения в медитативные состояния и практики Йоги.
Если нужно переменить дыхание с одной ноздри на другую, то следуетлечь на бок ? на ту сторону, с которой ноздря продувается лучше. Позадолжна быть удобной, можно использовать для этой цели подушку. Затемследует вдыхать через открытую ноздрю и выдыхать через ту, котораяоткрыта не полностью. Вскоре воздух начнет проходить через неесвободно. Ощущение некоторого затруднения дыхания через ту ноздрю,которая прежде была открыта, указывает на смену преобладающего канала.
Можно поступить проще: просто лечь на бок на сторону более проходимогоканала и расслабиться. Результат будет тем же, но достижение егозаймет несколько больше времени.
После некоторой тренировки необходимость укладываться на бок дляперемены преобладающего канала отпадет. Достаточно будет лишьнаклонить голову в нужную сторону и дыхание переменится.
Мастера Йоги способны сменять преобладающий канал простым волевымимпульсом. Это позволяет им в нужные моменты управлятьфункционированием своей иммунной системы, активизируя ее в случаеострой необходимости.
Категории упражнений по характеру их тренировочного ипсихоэнергетического воздействия. Принцип прогрессивной тренировки
Тем, кто избавился от недуга посредством применения определеннойтерапевтической схемы тренировок, рекомендуется развивать достигнутыйуспех, выбрав для себя упражнения с тем, чтобы выполнять их ежедневносообразно индивидуальной программе.
Желательно эту программу постепенно развивать и усложнять. Назовемтакой подход принципом прогрессивной тренировки.
Когда материала, изложенного в данной книге, станет недостаточно,следует обратиться к более полным работам ? уже по Йоге, а не поЙога-терапии ? или же найти себе компетентного учителя, что, вневсякого сомнения, гораздо лучше. [При условии, разумеется, что ондействительно компетентен.]
Ниже приведены категории упражнений по характеру их тренировочноговоздействия:
Нижняя часть тела. Шалабхасана, Падахастасана, Гомукхасана,Триконасана, Джану-ширшасана, Макарасана, Ваджрасана,Супта-ваджрасана, Падмасана, Джану-ширшасана, Пащчиматанасана,Дханурасана, Уштрасана, Ангуштхасана, Акарша-дханурасана,Ардха-чакрасана, Бхадрасана.
Промежность, таз, живот, поясница. Ардха-курмасана, Ардха-чакрасана,Триконасана, Падахастасана, Дханурасана, Павана-муктасана,Акарша-дханурасана, Макарасана, Пащчиматанасана, Халасана,Уддияна-бандха-мудра, Наули-крийя, Маха-бандха, Маха-ведха,Маха-мудра, Уштрасана, Джану-ширшасана, Ангуштхасана,Супта-ваджрасана, Матсьясана, Ардха-матсьендрасана, Бхадрасана,Баддха-падмасана, Маюрасана.
Торс, плечевой пояс, руки. Бхуджангасана, Дханурасана, Падахастасна,Ардха-чакрасана, Куккутасана, Баддха-падмасана, Пащчиматанасана,Уштрасана, Випарита-карани, Матсьясана, Ардха-матсьендрасана,Гомукхасана, Маюрасана.
Позвоночник. Пащчиматанасана, Триконасана, Падахастасана, Халасана,Бхуджангасана, Шашакасана, Уштрасана, Ардха-чакрасана,Ардха-матсьендрасана, Джану-ширшасана, Баддха-падмасана, Халасана,Бхадрасана, Матсьясана, Супта-ваджрасана, Ангуштхасана (вытягивание засчет веса, приложенного к нижнему концу), Маюрасана.
Вот категории упражнений по характеру их психоэнергетическоговоздействия:
Притхви-грантхи. Бхадрасана, Акарша-дханурасана, Пащчиматанасана,Джану-ширшасана, Падахастасана, все перевернутые асаны, Куккуттасана,Маюрасана, Гомукхасана, Ангуштхасана, Мула-бандха, Ашвини-мудра,Уддияна-бандха, Шакти-чалана-мудра, Триконасана, все прогибы назад.
Вари-грантхи. Макарасана, Гомукхасана, Мула-бандха-мудра, Маха-мудра,Маха-бандха, Маха-ведха, Ашвини-мудра, Шакти-чалана-мудра, всепранаямы, Бхадрасана, Акарша-дханурасана, Халасана, Пащчиматанасана,Все прогибы назад, Сарвангасана, Випарита-карани, Ширшасана,Маюрасана, Супта-ваджрасана, Ардха-матсьендрасана.
Агни-грантхи. Йога-мудра, Уддияна-бандха-мудра, Наули-крийя,Агни-сара-дхаути, Сахаджа-агни-сара, Халасана, Матсьясана,Пащчиматанасана, Ардха-матсьендрасана, все перевернутые асаны, всепрогибы назад в сочетании с Маюрасаной, Джану-ширшасана,Павана-муктасана, Куккуттасана, Падахастасана.
Особое значение для развития Агни-грантхи имеет регулярная практикаПранаямы.
Вайю-грантхи. Все пранаямы и упражнения для торса, плечевого пояса,рук и позвоночника.
Висма-грантхи. Випарита-карани-мудра, Матсьясана, Сарвангасана,Халасана, Уштрасана и другие прогибы назад, Баддха-падмасана, всепранаямы.
Ахами Махат-грантхи. Шашакасана, Мукта-падмасана, Баддха-падмасана,Ширшасана, Ардха-матсьендрасана, Падахастасана, Пащчиматанасана,Ардха-чакрасана, Матсьясана, Маюрасана, все мудры и все пранаямы.
Пранаямы являются более эффективным средством, чем асаны, ибо еслипоследние практикуются без осознанного дыхания, соответствующегопредписаниям и превращающего их в динамическую Пранаяму, польза, имиприносимая, весьма ограничена и зачастую сопровождается нежелательнымипобочными эффектами, иногда сводящими на нет их благотворность.
Потому необходимо помнить:
всякая асана и мудра суть не более чем канва для процесса правильногодыхания; без этого корректный психоэнергетический эффект практикипринципиально недостижим.
И ЕЩЕ РАЗ: для укрепления здоровья больные люди могут пользоватьсятолько Сахаджа, Пашчатьяи Враджана-пранаямами. Все полные пранаямы ипранаямы высших типов в терапевтических целях НЕПРИМЕНИМЫ, ибо ОПАСНЫ.Ими пользуются только для духовного развития и обретения магическихсил те, кто раз и навсегда решил для себя проблемы здоровья.
Для того же, кто ограничен несовершенством физического тела, практикавысших пранаям неизбежно сопряжена со СМЕРТЕЛЬНЫМ РИСКОМ. Доказыватьчто-либо самому себе в данном случае просто глупо, ибо вина запереоценку своих возможностей в полной мере ложится на самогопрактикующего.
ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ СПЕШИТЕ! ЭТА ПРОСЬБА В ОСНОВНОМОБРАЩЕНА К ТЕМ, КТО ИЗЛИШНЕ САМОУВЕРЕН. КАК ЯВСТВУЕТ ИЗ ОПЫТА, ИМЕННОТАКИЕ ЛЮДИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПАДАЮТ В УЛЬТИМАТИВНЫЕ ЛОВУШКИ, РАССТАВЛЕННЫЕИМИ НА САМИХ СЕБЯ.

Комментариев нет: